Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» будут анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
Новая неделя дала очередные поводы обратить внимание на отношения Беларуси и Евросоюза. Вначале Владимир Макей принял участие в заседании министров иностранных дел ЕС и стран «Восточного партнерства» в Брюсселе. А затем Минскпосетил глава дипломатии Литвы Линас Линкявичюс.
И то, и другое достаточно редкие события для белорусско-европейских отношений последних лет. Например, с момента разгона демонстрации 19 декабря 2010 г. до Линкявичюса официально Беларусь посещал руководитель МИД лишь одной страны ЕС — Латвии.
Происходит это все, как мы знаем, на фоне медленно разворачивающейся нормализации отношений, причины которой мы уже обсуждали. Эта тенденция, если не случится каких-то неожиданностей, будет продолжаться, как минимум, до окончания очередного электорального цикла в Беларуси. А скорее всего — и дольше, так как в складывающейся международной обстановке в нашем регионе это в интересах официального Минска.
Видит тенденцию и литовский министр. Говоря об уроках прошлого и перспективе отмены санкций Евросоюза в отношении Беларуси, он заметил:
«Тенденцию мы видим, но мы должны увидеть существенные, безвозвратные действия, которые показали бы, что проблема не просто решена, но к ней и не будет возврата».
И это, конечно, правильные общие слова. Хотя в них очень важно провести разделение желаемого и действительного: никакие проблемы в наших отношениях сегодня не могут быть решены безвозвратно. К сожалению, это касается и проблемы политзаключенных.
И объяснение далеко не только в авторитарности политического режима Беларуси, на что регулярно ссылаются обозреватели (зачастую справедливо). Но и в особенностях восприятия белорусским руководством возможностей своего внешнеполитического балансирования между Россией и Западом.
В этой ситуации и белорусским, и европейским действующим лицам важно не только работать над максимально долгим поддержанием сегодняшней тенденции, но и учиться развивать рациональные отношения при возвращении в повестку дня тех или иных проблем.
Это наиболее сложная, но также и благородная задача в рамках той действительности, в которой мы живем. Иначе мы еще долго будем прыгать из крайности в крайность и продолжать этому удивляться.
Антон Болточко
С кем поведешься…
Белорусская экономическая модель работает. При условии постоянного притока иностранной помощи в виде кредитов, субсидий, а лучше всего — инвестиций, которых серьезно не хватает. Особенно учитывая высокую стоимость заемных средств. Поэтому Михаил Мясникович на этой неделе сделал важное заявление, которое дарит надежду, что Беларусь не ждет судьба Греции:
«Мы ни в коем случае не будем идти по пути наращивания внешней государственной задолженности и будем стремиться к тому, чтобы максимально погашать уже сложившуюся».
Кроме инвестиций есть еще один способ уйти от статуса «постоянного должника» — это начать зарабатывать деньги на внешних рынках. Беларусь далеко не бедна на умы и рабочие руки. Однако пока внешняя торговля не смогла восстановить утраченные позиции прошлых лет, а затоваривание складов отечественной продукцией — уже перманентная проблема.
И на всем этом фоне Мясникович встречается с делегацией из Мозамбика для обсуждения различных форм сотрудничества, в том числе — экономических. По итогам встречи было объявлено о создании совместных предприятий, расширении договорно-правовой базы и т.п.
При этом Мозамбик, на минуточку, восточно-африканская страна с 14-миллиардным ВВП на 25-миллионное население, более половины которого живет за чертой бедности, а основной прирост в экономике обеспечивается за счет международной помощи. Мне жалко времени чиновников, которые будут придавать практическую форму договоренностям между Мясниковичем и его коллегой Альберту Вакина.
Только не поймите превратно, я не бросаю камень в огород отечественной дипломатии. Просто с экономической точки зрения белорусским руководителям пора стать жесткими прагматиками, хорошо считающими деньги, а не благотворителями, наподобие Билла и Мелинды Гейтс.
Возможно, Беларуси пришло время сменить круг общения, чтобы пойти за цивилизованным миром и за деньгами, которые не пахнут, но точно имеют ценность для нашей страны.
Никита Беляев
Пиррова победа Минторга
23 июля вступил в действие закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».
Споры вокруг этого нормативного акта не утихали до последнего момента, ведь им вводятся достаточно противоречивые нормы, способные негативно отразиться на белорусском рынке розничной торговли.
В первую очередь, 20-процентное ограничение доли рынка, при превышении которого субъект торговли не сможет покупать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах.
По словам заместителя министра торговли Ирины Наркевич, одна из важнейших задач, которую должен решить документ — создание дополнительных условий для формирования конкурентной среды и недопущение монополизации рынка крупными торговыми игрока.
Однако тут возникает ряд сомнений.
Во-первых, если речь идет о недопущении монополизации рынка и защите конкуренции, то почему никаких вопросов не возникало и не возникает у Минэкономики, ведь по белорусскому законодательству именно это ведомство исполняет функции антимонопольного органа?
Во-вторых, закрепленные законом меры ведут не к развитию конкуренции, а к консервации рынка. Такое ограничение лишь отобьет охоту у инвесторов вкладывать средства в эту сферу в Беларуси и вынудит многих игроков уйти с белорусского рынка.
Этап распространения торговых сетей проходили многие страны, и проблемы мелких магазинов решались не запретами со стороны государства, а переходом таких магазинов на более узкую специализацию. Обо всем этом уже писалось в одном из аналитических материалов «Либерального клуба».
В итоге больше всего пострадают от таких новшеств Министерства торговли рядовой потребитель и государственный бюджет, ведь этот ограничитель роста бизнеса будет способствовать оттоку капитала из Беларуси, а следовательно и поступлений в бюджет.
Что же до потребителей, то торговые сети вносили свою лепту в сдерживание цен, да и разнообразие в сетевых магазинах как правило больше. Таким образом, выиграли от принятия такого решения лишь мелкие магазины, боящиеся конкуренции со стороны других игроков на рынке.
Вадим Можейко
«Новая волна» черных списков
Попахивающий нафталином юрмальский фестиваль «Новая волна» внезапно вновь поднял вопрос о допустимости запретов на деятельность неугодных артистов. Сначала Латвия запретила въезд на свою территорию Олегу Газманову, Иосифу Кобзону и Валерии — из-за того, что они выражали поддержку российской власти по поводу ее политики в Украине в целом и оккупации Крыма в частности.
В свою очередь, скандально известный российский депутат Сергей Милонов предложил запретить в России Ивана Дорна после «выходки» артиста в Юрмале: выступления на украинском языке, в майке с гербом Украины и с подтанцовкой бородатых мужчин в длинных белых париках.
Грустно наблюдать, как крайности в культурной политике, популярные в Беларуси, распространяются по региону.
Да, Латвия делает это аккуратнее (власти специально подчеркнули, что речь идет не о запрете на культурную деятельность, а о запрете на въезд, что является вполне нормальным правом любого суверенного государства). Да, Россия как всегда прет напролом и заявляет, что Иван Дорн теперь должен «объявить себя геем» и выступать только среди бандеровцев.
Однако концептуально и те, и другие действия ничем не отличаются от белорусских запретов «Ляписов» и Вольского.
Власти хотят контролировать, кто и как будет заниматься искусством и какова будет при этом гражданская позиция артиста (а если она не совпадает с «генеральной линией», то артиста можно и нужно запретить).
Хотелось бы напомнить всем политикам, мыслящим столь убогими категориями, что искусство не является сугубо политическим инструментом. Свобода творческого самовыражения и развитие культуры — это ценности сами по себе. Иван Дорн и Иосиф Кобзон поют хорошо, независимо от того, насколько мы разделяем (или не разделяем) их политические убеждения.
А мешать людям заниматься творческой деятельностью (тем более — по политическим причинам) — это исключительно нецивилизованная крайность, которой должна избегать каждая уважающая своих граждан страна.
Василий Корф
На четыре буквы
Одно из самых заметных событий мирового статистического календаря произошло на прошлой неделе. 24 июля ООН опубликовала свой ежегодный доклад под названием «Индекс развития человеческого потенциала», в котором эксперты организации представили данные за 2013 г.
В этот раз составители ИРЧП смогли охватить своими расчетами 187 стран. Беларусь среди них заняла довольно престижную позицию — 53-е место, попав в группу государств с высоким уровнем развития. Как и в прошлом году, от попадания в элитную компанию государств со сверхвысоким ИРЧП нас отделяет всего несколько шагов.
Согласно официальной методологии, ИРЧП рассчитывается как совокупный показатель уровня жизни населения (ВНД на душу населения), грамотности, образованности и долголетия. Сейчас по этим критериям мировыми лидерами являются норвежцы, австралийцы и швейцарцы.
Беларусь же из года в год в рейтинге ООН демонстрирует стабильно хороший результат. Это связано, в первую очередь, с почти стопроцентной грамотностью и развитой системой образовательных учреждений. Остальные критерии (уровень жизни и ожидаемая продолжительность жизни при рождении) пока что оставляют желать лучшего. Хотя за счет постоянного увеличения этих показателей и происходит наше медленное движение вверх по ступенькам рейтинга.
Может быть, в следующем году белорусам удастся достичь заветного рубежа. Главное — правильно выбрать ориентир.
А для этого давайте взглянем на положение в нынешнем рейтинге наших ближайших соседей. Польша (35-е), Литва (35-е) и Латвия (48-е) уже заслужили места в группе стран с очень высоким уровнем ИРЧП, в то время как позиции России (57-е) и Украины (83-е) пока что далеки от чемпионских.