Вооруженные конфликты последнего времени подтвердили сохраняющееся значение основных боевых танков (ОБТ). В белорусской армии озабочены их модернизацией. Предлагаемый Россией вариант пока далек от совершенства.
На 7-й международной выставке вооружений Milex-2014, состоявшейся недавно в Минске, российская научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представила натурный образец модернизированного танка Т-72Б в версии Т-72Б3 с дополнительными опциями.
Как следует из публикаций в СМИ, экспонат вызвал большой интерес белорусского руководства. Стенд «Уралвагонзавода» посетили премьер-министр Михаил Мясникович и министр обороны Юрий Жадобин. Причем последний на переговорах с представителями корпорации обсудил возможности сотрудничества в области модернизации ОБТ Т-72Б, стоящих на вооружении белорусской армии.
Согласно информации советника генерального директора «Уралвагонзавода» Алексея Маслова, стороны много лет обсуждали эту тему и на Milex-2014 наконец-то определились с опциями, которые бы белорусы хотели видеть на своих танках. «Все, что в башне сделано, их устраивает, про остальное будут думать», — пояснил Маслов.
По его словам, пока Минобороны Беларуси планирует оставить на модернизируемых танках штатный двигатель и шасси, потому что «у них есть определенный запас гусениц и другого ремонтного фонда».
Работы по модернизации будут осуществляться в рамках военно-технического сотрудничества на белорусских заводах, куда из России будут поставляться модернизационные комплекты и необходимая технологическая оснастка.
Факт достижения этого соглашения ряд независимых экспертов расценил как сенсацию. Ведь не так уж давно глава белорусского военного ведомства заявил, что ныне для руководства вооруженных сил «первичны средства опознавания, связи, управления, навигации». А вот танки, БМП, БТРы — «для нас сегодня это вторично».
Однако уже тогда некоторые военные аналитики выразили категорическое несогласие с подобной точкой зрения. И события, которые сегодня развиваются на востоке Украины, в очередной раз подтвердили важнейшую роль ОБТ на поле боя.
Даже применение Т-64, которые давно морально и физически устарели, позволило украинской армии переломить ситуацию и остановить силы сепаратистов.
Да, использование последними разнообразных противотанковых средств стало в какой-то степени противоядием, но преимущество в танках все же предопределило наступательную активность правительственных вооруженных сил.
Положение вновь несколько изменилось с появлением подобной техники и в распоряжении отрядов сепаратистов, которые достаточно успешно применяли танки против позиций украинской армии.
Без большой натяжки можно сказать, что ныне Украина является ареной ведения почти классических боевых действий с участием авиации и танковых частей. Причем последние показали свою значимость и в современных военных конфликтах.
К аналогичному выводу подводят боевые действия на территории Сирии и Ирака, где танки также многое решают в ходе проведения военных операций. И хотя налицо серьезные потери вследствие применения современных противотанковых средств, альтернативы танкам на сегодняшний день не существует.
А ведь еще пару лет назад было популярно мнение, что в Европе никогда больше не будет большой войны с полномасштабным развертыванием сухопутных соединений и их основной ударной силы — танковых частей. Мол, в случае возникновения какой-нибудь заварухи достаточно будет пары бригад сил специальных операций на колесной технике, военно-воздушных сил и средств ядерного сдерживания, гарантирующих мир в глобальном масштабе.
Но жизнь достаточно быстро внесла коррективы в выкладки военных теоретиков. Судя по всему, сухопутные части и танки еще надолго останутся важнейшими средствами ведения войны и контроля территории. На повестку дня вновь встал вопрос о разработке новых образцов ОБТ и модернизации старых. Это, похоже, поняли и в военно-политическом руководстве Беларуси.
Но вот относительно того, смогут ли Т-72Б, модернизированные по российской программе Т-72Б3, выполнить роль главной ударной силы сухопутных войск, существуют серьезные сомнения.
Еще в феврале 2013 года в московской газете «Известия» появилась публикация о том, что командование Западного военного округа Вооруженных сил России подготовило министру обороны Сергею Шойгу и Главному автобронетанковому управлению Минобороны доклад с просьбой отказаться от закупки модернизированных танков версии Т-72Б3.
По итогам их эксплуатации на учениях и во время повседневной боевой подготовки были выявлены серьезные недостатки. По мнению строевых офицеров, этот танк способен бороться лишь с противником образца начала 1990-х годов, а современная бронетехника, и даже грузинские Т-72-SIN1, модифицированные израильтянами и украинцами, «просто разорвут его на части» (что уж тут говорить о натовской броне). Из всех новшеств в Т-72Б3 добрых слов заслужили лишь белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи. Все остальное — старье.
В доработанных «Уралвагонзаводом» танках нет приемников ГЛОНАСС/GPS, по которым экипаж могли бы определять свое местоположение в условиях плохой видимости (а у танка и без того очень ограниченный обзор). Нет практически обязательной в современных условиях системы автоматического сопровождения цели, которая держит противника на мушке даже во время движения.
Кроме того, у танка старые метеодатчики, датчики износа ствола и другие важные агрегаты и механизмы. Вместо современного комплекса динамической защиты «Реликт» на Т-72Б3 устанавливается устаревший «Контакт-V», не спасающий от тандемных боеприпасов и других современных видов противотанкового оружия.
Это при том, что головной в России разработчик материалов и конструкций защиты вооружения и личного состава ОАО «НИИ стали», входящее в состав машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы», создал «Реликт» еще в 2005 году.
Этот модульный комплекс может устанавливаться как на новые, так и на модернизируемые танки, повышая их противокумулятивную и противоснарядную стойкость. Он позволяет быстро, с минимальными затратами привести защищенность танкового парка в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Принципиальная новизна «Реликта» состоит в применении нового элемента динамической защиты 4С23 с новым составом взрывчатого вещества и более эффективной конструктивной схемой защиты.
И тем не менее, в предлагаемой белорусской армии версии Т-72Б3 «c дополнительными опциями» используется тот же устаревший «Контакт-V». Причем бронирование верхней лобовой детали корпуса аналогично варианту Т-72Б3 и столь же неудачно, вся верхняя плита носового узла корпуса не прикрыта.
Конечно, было бы несправедливо отрицать наличие в предлагаемой машине тех самых дополнительных опций. Основные новинки — двигатель (1 160 л.с. с автоматом переключения передач, от которого, впрочем, хотят отказаться), новый панорамный прицел командира с лазерным дальномером, телевизионная камера заднего обзора на кормовом листе корпуса танка.
Но и тут не обошлось без ложки дегтя. Эксперты отмечают небрежность изготовления панорамного прицела командира: провода и платы торчат наружу, что обещает прибору недолгий век. Видеокамера заднего обзора с открывающейся дистанционно шторкой установлена на кормовом листе бронекорпуса. Похоже, что место выбрано крайне неудачное, и объектив будет загрязняться весьма быстро.
Перечень ляпов этим не ограничивается. Так, в связи с установкой камеры заднего обзора бревно самовытаскивания размещено по правому борту (по ходу танка), в связи с чем затруднено усиление бортов динамической защитой.
Лишь в том случае, если при подготовке спецификации доработок все эти недостатки будут учтены, белорусская армия имеет шанс наконец-то получить ОБТ, в полной мере отвечающий современным требованиям.