Еще при приемке состава вместе с вагонным мастером и позже, обходя поезд, я боковым зрением отметил, что из окон никто не выглядывал и вагоны казались безлюдными. Столь высоко соблюдались дисциплина безопасности и тайна передвижения! После короткой остановки в Берлине на пустынном Силезском вокзале прибыли в Потсдам - на пригородную станцию, тщательно охраняемую по периметру войсками НКВД.
Подают сигнал осадить поезд несколько назад - так, чтобы один из вагонов установился после высокой платформы. Это сделали из расчета свободного подъезда к нему автотранспорта.
Небольшая группа встречающих лиц - в основном первые заместители глав союзных наркоматов, все в гражданском, направилась в конец платформы. Пользуясь случаем, я присоединился к ним - благо не видно было никаких телохранителей.
Группа на платформе заметно оживилась, когда именно к тому вагону подъехала легковая автомашина. Вышел маршал Жуков и начал поправлять китель. Тайна теперь перестала быть тайной: в котором из трех поездов и в каком вагоне ехал Сталин.
Вскоре открылась дверь вагона (никто там при выходе в белых перчатках не стоял и поручней не вытирал!), и медленно, повернувшись ко встречавшим спиной и сутулясь, стал спускаться Сталин. Навстречу ему, взяв под козырек и начиная докладывать, шагнул Жуков. Однако вождь махнул рукой: не до рапортов. Потом поздоровался с Жуковым за руку и, несколько удивленно оглядываясь, начал расспрашивать: как и почему Потсдам, предместье разрушенного Берлина, так хорошо сохранился?..
В тот день надежды на отдых нашей поездной бригады не оправдались. Подошел майор, дежурный помощник военного коменданта, и указал на пути, на которых стояли платформы, груженые трофейными хорьхами, мерседесами и опелями. Команда машинисту прозвучала такая:
- Главный! Срочно начинай с бригадой формировать свой поезд. Составителей и сцепщиков вагонов тут нет, работать, кроме вас, некому, станция оцеплена. Действовать строго по всем правилам эксплуатации, особенно по тормозным осям. Состав пойдет без переработки до самой Москвы - это подарок маршала Жукова Центральному Комитету партии. Из другого парка платформы не брать, потому что завтра такой же состав отправим в адрес правительства.
На сформированном нами поезде мы той же ночью покинули Потсдам, - завершил свой рассказ ветеран железнодорожного транспорта.
После войны Владимир Васильевич Журкин жил трудился в Минске. Ушел из жизни 13 ноября 2007 года.
В первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника. Расскажу о замечательном человеке, с которым десяток лет назад меня свела судьба - участнике...