Проблему низкой рождаемости в Беларуси власти планируют решать, поднимая социальный престиж материнства и многодетной семьи, а также за счет проекта «Большая семья». Однако специалисты настроены скептически –– государство поднять рождаемость не может…
На подъем социального престижа материнства и многодетной семьи настраивал сегодня чиновников президент Беларуси Александр Лукашенко на специально созванном совещании по формированию нового механизма государственной поддержки семей, воспитывающих детей. Хотя и действующая система, сказал глава государства, дала неплохие результаты –– позволила преодолеть негативную тенденцию спада рождаемости в 90-е годы и добиться положительной динамики.
Так, если в 1995 году в стране родилась 101 тысяча детей, то в 2013 году –– 118 тысяч. Рост рождаемости наблюдается и в текущем году. Так, в первом полугодии родились 57,3 тысячи детей –– на 1,1 тысячи больше, чем за соответствующий период 2013-го.
«Динамика хоть положительная, но слабенькая», –– признал Лукашенко. А чтобы темпы роста были выше, надо решить ряд проблем.
Не секрет, что на развитие демографической ситуации серьезное влияние оказывает половозрастная структура населения. К сожалению, численность женщин репродуктивного возраста (то есть, тех, кто физиологически способен рожать) снижается. Потенциальных матерей из года в год становится все меньше. Нужно всячески повышать социальный престиж материнства и многодетной семьи, отметил президент.
Действительно, рост рождаемости в последние годы обусловлен увеличением численности женщин в активном детородном возрасте (20-34 года), на который в Беларуси и приходится большинство родов. Эта возрастная группа достигла максимальной численности в 2010 году. По расчетам, с 2015 года численность женщин в фертильном возрасте начнет уменьшаться и опустится до уровня 2005 года, когда в Беларуси родилось 90 508 детей (в 2004-м — 88 943, в 2000-м — 93 691). Говоря простым языком, рожать будет попросту некому, даже если и укрепить престиж матерей.
Сдерживающим фактором является и то, что в стране около 70% семей, воспитывающих детей, имеют только одного ребенка. По мнению Лукашенко, переломить ситуацию можно за счет усиления целенаправленной политики по долговременной поддержке семей с двумя и более детьми: «Это, если хотите, вопрос национальной безопасности. Если у нас не будет достаточно населения, тогда нечего будет потом рассуждать о независимости».
Любопытно, что президент в последние пару лет несколько изменил риторику по этой теме. В 2011 году, выступая 21 апреля с посланием к народу и парламенту, он чуть ли не требовал: «Один ребенок — это ваш ребенок, два — посмотрим на семью, может кого-то и надо поддержать, но это тоже ваши дети. Но третий — это мой ребенок». Сегодня же на совещании он назвал обязательным для семей рождение двоих детей, «а рождение троих, четверых надо стимулировать. По мере сокращения льгот деньги будут направляться именно сюда».
Председатель правления открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» Сергей Румас предложил в рамках государственной программы «Большая семья» при рождении третьего и последующих детей начислять семье по 10 тысяч долларов на депозитный счет. Эта сумма будет учитываться в валюте и ежегодно индексироваться на уровень инфляции доллара. Срок действия проекта составит 5 лет. Использование этих средств семьей станет возможным по достижении ребенком 18 лет. Их можно будет направить на улучшение жилищных условий, на получение ребенком образования, услуг здравоохранения и формирование дополнительной пенсии матери. С учетом ежегодной индексации после 18-летнего периода семья получит ориентировочно 14 тысяч долларов. До достижения 18-летия ребенка средства могут быть использованы только в чрезвычайном случае, под которым понимается необходимость оказания сложной медицинской помощи любому члену семьи.
Источником таких начислений будут средства фонда национального развития, которые оцениваются в 1,8 триллиона рублей ежегодно. За период действия проекта, по расчетам, будет израсходовано порядка 700-800 миллионов рублей.
Проектом программы предусматривается также предоставлять возможность гражданам при рождении четвертого ребенка самостоятельно сформировать депозитный счет в размере до 5 тысяч долларов, такую же сумму внесет на этот счет государство.
Александр Лукашенко считает, что такой проект вполне может быть осуществлен в Беларуси, но сроков начала его реализации не называет: «Нормальный проект. Думаю, мы его осилим. Это надо делать. Дети –– это главное. Не будет детей –– не будет государства. Долгосрочной программе быть. Она простая, понятная всем. Это шаг вперед на длительную перспективу».
Похоже, власти в предвыборный год готовы пойти ва-банк и не мелочиться в поддержке электората, запустив-таки «Большую семью», о которой говорят уже не первый год.
Однако даже если проект будет запущен, станет ли он стимулом для повышения рождаемости? Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич говорит по этому поводу: «Чем больше возможности государства, тем активнее его демографическая политика. Но возможности белорусского государства не увеличиваются, а скорее, наоборот. Когда президент говорит, что надо поддерживать семьи с двумя и более детьми, он реалистичнее смотрит и на экономическую, и демографическую ситуацию».
Опыт демографической политики других государств свидетельствует: активная поддержка многодетных семей не ведет к росту рождаемости. Многодетные семьи в европейском государстве все равно будут исключением, а не правилом. Более того, очень многие из них не справляются самостоятельно с воспитанием детей, а перманентно нуждаются в помощи государства, что достаточно обременительно для бюджета.
Демографы считают, что важно создавать условия прежде всего для стимулирования рождения в семьях первого ребенка, ведь без него второго и третьего точно не будет! А если государство поддерживает третьих и последующих больше, чем первого и второго, как в планируемом проекте «Большая семья», то оно, во-первых, создает условия, при которых демонстрирует: ценность нового ребенка больше, чем первого. Во-вторых, собственными руками сдерживает рождение первенцев, так как их рождение не связано с такими бонусами, как появление на свет третьих и последующих детей.
В любом случае, отмечает Валерий Карбалевич, «от государства не так много зависит. В Европе те же проблемы, там рождаемость увеличивается разве что за счет мигрантов. Повлиять на нее государство может лишь в малой степени».
Эта малая степень означает, что в стране должны создаваться хорошие условия для зарабатывания денег. Тогда будет меньше отсроченных рождений, родятся первые, а там, глядишь, у кого-то вторые и третьи дети. Важно еще, чтобы это случалось у ответственных родителей, которые в состоянии потом детей воспитать.
К сожалению, как бы власти ни стимулировали рождаемость, специалисты не могут порадовать их хорошим прогнозом. Доктор экономических наук, демограф Людмила Шахотькосчитает, что теперь рожают те родители, кто сам появился на свет в период, когда рождаемость в стране еще не упала. А когда дело дойдет до матерей, рожденных в 90-х годах, рожать будут еще меньше…
В любом случае «количество родившихся в ближайшие годы будет уменьшаться, так как мало вероятности, что темп рождений удастся сохранить». Разве что к нам приедут в большом количестве мигранты из стран с высокой рождаемостью, что тоже маловероятно.