Меловые карьеры под Волковыском называют белорусскими Мальдивами. Это место привлекает туристов со всей Беларуси. Но похожих бывших промышленных участков в нашей стране немало. TUT.BY побывал на одном из них – в Витебской области, где, в отличие от Красносельского, отдых и купание не запрещены, а попытка облагородить территорию увенчалась успехом.
В сосновом лесу в восьми километрах от Новолукомля – города в Чашникском районе Витебской области – расположилась "База охотника и рыбака". 12,6 гектара, из которых 2,6 га – прибрежная полоса, а остальное – озеро, временно принадлежат местному предпринимателю. Василий Павловский показал TUT.BY территорию, на которой вот уже четвертый год пытается наладить бизнес.
Официально и по документам эти 12,6 га значатся как "База охотника и рыбака", но хозяин рассказывает, что никто не будет проверять, приехали вы с удочкой или нет: "Можно просто приехать вдвоем наслаждаться природой, какая разница, какие у вас цели".
"Карьер копали с 1960-х годов, а потом провели рекультивацию"
– Изначально здесь был карьер – весь Новолукомль построен на песке из этого карьера. Копать его начали где-то в 1960-х годах, а лет 27 назад у владельца закончилось право аренды этого земельного участка, промышленной деятельностью заниматься здесь было нельзя. Сделали рекультивацию, заполнили озеро водой – оно было бесхозным, пока я не пришел. Вы спрашиваете, почему оно такое чистое? Здесь вода ключевая бьет и песок пляжный – поэтому нет иловых отложений, вода здесь не цветет.
Идея создания такой зоны отдыха вовсе не была мечтой детства Василия: "Все ниши в районе были заняты, работать где-то нужно, но хотелось сделать что-то свое. Подумал, и решил, что ничего подобного в окрестностях нет, значит, можно брать курс в этом направлении". Собеседник рассказывает, что сейчас в районе стали создаваться подобные зоны отдыха – появилось место агротуризму, но он считает, что между его задумкой и агротуризмом нет ничего общего.
"Нашим чиновникам легче оттолкнуть, чем поддержать инициативу"
Василий рассказывает, что официально все оформить оказалось сложно, несмотря на принцип "одного окна". По закону, в течение пяти рабочих дней должны рассмотреть заявление, а в течение месяца вынести решение, но на деле – все далеко не так. На оформление документов у предпринимателя ушел целый год, без конца нужно было ездить в Витебск и Минск.
В конце концов, вопрос решился на личном приеме у витебского губернатора Александра Косинца: "Только губернатор смог поставить точку в этом деле, без него неизвестно, сколько бы еще пришлось бегать с бумажками", – рассуждает Василий и добавляет, – у меня уже силы были на исходе, нашим чиновникам легче оттолкнуть, чем поддержать инициативу".
Земли, на которых расположились коммерческие угодья, относятся к лесфонду, леса в этом районе первой категории. Из-за этого частник, помимо аренды, должен выплачивать компенсацию за потери хорошего леса. Предприниматель взял территорию в аренду на 15 лет с возможностью дальнейшего продления. Пользуется ей уже 3 года, но без права вырубки леса, между деревьями есть прогалины – места, где можно поставить мангалы, столы, беседки.
Столы, лавочки, беседки, домики
Именно на сдаче в аренду столов с лавочками, беседок, мангалов, мест для палаток, бани, спальных мест и так называемой столовой зоны держится весь бизнес. Арендовать беседку на день можно за 170 тысяч, на час – 25 тысяч. Для сравнения: аренда беседки на Острове любви рядом с домом отдыха "Юность" на Минском море обойдется в сумму от 750 тысяч до 6,25 млн рублей в день. Еще у предпринимателя есть два жилых дома – на 7 спальных мест в общей сложности, аренда любого из них на сутки стоит 500 тысяч. Сейчас строится еще один дом, как говорит сам хозяин, "самый лучший из всех будет". Он на 5 спальных мест, в нем будет двуспальная кровать и русская печка с лежанкой.
Единственный сотрудник ЧУП
– Землю без воды, как и воду без земли нецелесообразно держать раздельно. Я хочу, чтобы все работало вместе: летом люди отдыхали, а зимой рыбаки сидели с удочкой. Сейчас я все усилия отдаю, чтобы "зарыбить" озеро. Отдыхающим и загорающим нужна хорошая погода, чтобы вода в озере была теплая и солнце светило. Рыбакам же хорошие погодные условия не важны: им нужна удочка и клев. Сейчас в озере водится окунь, карась, судак, плотва и много других видов рыбы.
Чтобы создать "Базу рыбака и охотника", статуса индивидуального предпринимателя оказалось недостаточно. Василию пришлось открывать частное унитарное предприятие, в котором он, кстати, единственный сотрудник. "На все руки мастер, – с улыбкой отвечает он, – но и ответственность вся на мне. Откровенно говоря, есть у меня помощники – но пока все хозяйство не функционирует на полную мощь, я не могу держать штат", – заявляет бизнесмен.
"Когда начал этим заниматься, был в розовых очках"
– Признаться честно, когда я начал этим заниматься, я был в розовых очках. Думал, что воплотить эту идею в реальность очень просто. Но уже когда столкнулся с документами, и на это ушла большая сумма денег, я сел и задумался: "А стоит ли оно того?"
Владелец рассказывает, что на всей территории был сплошной бурьян, облагораживал все своими руками – воплощал давние идеи. Отдыхали на этих землях и раньше – когда он приехал сюда что-то планировать, повсюду валялись бутылки и мусор.
– Первым делом простроил на этом участке беседку и стал понемногу возводить навесы. Рядом мангал – можно делать шашлыки или гриль. Потом взялся за первый жилой домик, после – за баню. Крытая большая столовая зона предназначена для компаний до пятидесяти человек, аренда стоит 600 тысяч. В основном люди там собираются, как подмечает собеседник, "когда есть что отметить".
Василий рассказывает, что практически все на участке делал сам, "гвоздем, молотком, топором" владеет без труда, может похвастаться навыками электрика и сварщика. В следующем пляжном сезоне на "Базе рыбака и охотника" откроется ларек с продуктами.
В бане приятно пахнет дубовыми вениками. Эту постройку хозяин показывает с особой гордостью. Час в бане стоит 150 тысяч, но минимальное время, на которое ее можно арендовать, – два часа. Кроме стандартных тазиков в предбаннике замечаем колонки. Все постройки находятся в непосредственной близости к озеру. Из бани, к примеру, с разбегу можно в него нырнуть – для этого есть специальные деревянные трамплины.
Если все будет работать в полной мере, предприятие будет окупаться, но пока фирма несет убытки
– Пока активной рекламы не даем – в планах многое доделать, и только тогда принимать гостей на широкую ногу. Но работает сарафанное радио – люди узнают о нашей зоне друг от друга, приезжают. Хочу доделать третий дом, сделать возле каждого домика веранду, чтобы туда было приятно выйти, покурить. Если все будет работать в полной мере – тогда будут деньги, предприятие будет окупаться, но на сегодня фирма работает в убыток. Летом, когда много народа, и нет места, чтобы положить одеяло и позагорать – прибыль, несомненно, есть.
Самый ощутимый минус – это отсутствие воды. Нужно привозить бутилированную, так значится и по документам. Из-за этого пришлось делать "деревенские удобства" – деревянные туалеты среди соснового леса. Отапливаются жилые помещения "русскими печками". В планах у бизнесмена пробурить скважину. Это несложно сделать, признается он, но с грустью добавляет: "На сегодня это дорого. Опять же нужно возиться с документами".
– Еще одной проблемой на стадии строительства было отсутствие электричества – нужно было специально проводить сеть. Для организации киловатт∙час стоит 2 тысячи рублей. Причем требуют предоплату, а если просрочишь оплату – сразу отрубают электричество. И если ты, к примеру, написал, что будешь потреблять в месяц полторы тысячи киловатт, а потратишь 1600, то за эти 100 киловатт∙час нужно переплачивать огромные суммы, чуть ли не в десятикратном размере, – рассказывает нам о трудностях бизнеса Василий.
– В этих местах очень плохая мобильная связь, с телевидением проблему решили, когда на самую высокое дерево установили спутниковую тарелку.
Первый дом разделен на две спальные комнаты. В каждой из них по две кровати – "полуторки". В холле есть электрическая плита, духовка, чайник, столовые приборы. В следующем доме одна жилая комната – две полуторные кровати и диван, всего сейчас в "Базе рыбака и охотника" 7 спальных мест.
На территории есть места, где нет навесов – просто стоят столы, мангалы – эта территория для того, чтобы можно было разбить палатки. На сутки на двоих это стоит 70 тысяч, дети – бесплатно. Мест для палаток семь. В планах у Василия закупить палатки и сдавать их в аренду, а пока нужно брать свои.
– Понемногу завозится песок для пляжа, в части озера мы у берега уберем камыши, сделаем зону купания для детей – на пологом берегу, чтобы они могли безопасно купаться.
По заказу отдыхающих приезжают цыгане и Солодуха
– Больше всего людей приезжает на выходных – делают вторые дни свадеб, празднуют корпоративы, приезжают с семьей. Был однажды случай, когда у меня арендовали палаточные места на большой промежуток времени. Ребята предупреждают меня, что они через два дня уезжают, но приедут на их место друзья – и таким образом сменилось много компаний отдыхающих. Однажды гости отмечали корпоратив: привозили свою музыку, устраивали дискотеку. Как-то даже Солодуха приезжал, два часа пел для народа. Цыгане приезжают по заказу моих отдыхающих, танцуют.
Меловые карьеры под Волковыском называют белорусскими Мальдивами. Это место привлекает туристов со всей Беларуси. Но похожих бывших промышленных участков в нашей...