Куда идем, или На границе Беларуси с ЕС пешеходам не пройти
08.10.2014 17:28
—
Новости Общества
|
На белорусских погранпереходах со странами Евросоюза с 1 октября
Из официального комментария белорусских властей следует, что ограничения на пересечение границы со странами ЕС пешком, вступившие в силу с 1 октября 2014 года, носят временный характер и связаны с отсутствием необходимой инфраструктуры, обеспечивающей безопасное движение пешеходов. Однако такая формулировка у тех, кто пересекает границу, вызывает недоумение.
Пешком до Duty FreeНа расположенном в 35 километрах от Гродно автодорожном пункте пропуска "Привалка" на белорусско-литовской границе в конце сентября завершились все работы по реконструкции. После чего председатель Госпогранкомитета Беларуси Леонид Мальцев назвал КПП "Привалка" самым современным пограничным переходом страны по уровню технического оснащения.
Как оказалось, масштабные изменения затронули и участок для пешеходного движения, где оборудовали тротуары и установили забор. Неудобство лишь в том, что в самом терминале при оформлении документов пеший и транспортный потоки сливаются.
Однако, по словам гродненского автомобилиста Сергея, который регулярно пересекает границу, никаких проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, не возникало. "Я думаю, дело совсем не в том, что пешеходы могли попасть под колеса фуры, - замечает Сергей. - Просто количество ходоков, которые, возвращаясь из Литвы, отовариваются в магазинах беспошлинной торговли (Duty Free), резко увеличилось: алкоголь и косметика там значительно дешевле, чем в Беларуси".
Сейчас, по признанию очевидцев, покупателей в этих магазинах на литовской стороне явно меньше. Что же касается людей, которые после запрета на пеший переход границы просятся "на подсадку" (так называют способ пересечь пункт пропуска на автомобиле, а затем продолжить путь пешком), то их пока больше не стало. "Вам лучше ехать на границу с Польшей - там этот бизнес процветает", - с улыбкой дал совет Сергей.
Своим ходом быстрееБелорусско-польский пункт пропуска "Брузги - Кузница" также расположен недалеко от Гродно. Пеший переход через границу здесь был открыт с 1 января нынешнего года и пользовался очень большой популярностью. При этом с польской стороны заранее оборудовали отдельный канал, огородив его от автомобильной трассы металлическим забором.
Кроме того, в Кузнице для оформления документов были выделены отдельные сотрудники таможни и пограничной службы, благодаря чему очередей практически не было. "Стоять приходилось на белорусской границе, в Брузгах, - вспоминает жительница Гродно Мария Афанасьевна. - Здесь же ничего особенного не сделали для пешеходов. Но все равно пройти 800 метров, чтобы попасть в Польшу, можно было куда быстрее, чем на машине".
Женщина разочарована закрытием пешеходного движения через границу, поскольку теперь придется снова подстраиваться под расписание поездов и автобусов, либо проситься "на подсадку". Официальную версию, что движение пешеходов отменили для их же безопасности, Мария Афанасьевна воспринимает с иронией: "Ну, какая безопасность! Ясно, что причина совсем другая - люди везут из Польши и продукты, и бытовую технику, и стройматериалы, которые стоят там дешевле, чем в Беларуси, и лучшего качества".
Подзаработать может пассажирСобеседница напоминает, что раньше были введены и другие ограничения, которые называли временными, но они не отменены до сих пор. К примеру, выезжать из Беларуси за пределы Таможенного союза на своем автомобиле без уплаты пошлины на топливо по-прежнему можно лишь один раз в восемь дней, хотя эту норму ввели почти три года назад.
Сейчас таким, как Мария Афанасьевна, чтобы сэкономить, приходится обращаться к водителям автомобилей, где есть свободные места. Как рассказал хозяин микроавтобуса Андрей, единого тарифа на такую услугу не существует: "В зависимости от ситуации можно договориться и за 10 тысяч белорусских рублей, и за один-два доллара. Бывает так, что водитель берет пассажира бесплатно, но с условием, что на него запишут товар, который подлежит таможенному декларированию". В иных случаях пассажир, возвращающийся из Польши налегке, может и сам заработать, если на него оформят телевизор, пару упаковок детских подгузников или стирального порошка.
Украинский маршрутВ Брестской области пешеходных переходов на границе с Польшей не было, если не считать пункт пропуска, расположенный в Беловежской пуще. Пользоваться им могли только местные жители и туристы, посещающие заповедник как с белорусской, так и с польской стороны.
Пешеходное движение прекращено на границе Беларуси со странами ЕС. На украинское направление данный запрет не распространяется. Это подтвердила студентка из Бреста Елена, которая несколько раз в месяц пешком переходит границу через пункт пропуска "Мокраны-Доманово". "В основном иду в магазины Duty Free на украинской стороне, чтобы купить элитный коньяк или виски, которые заказывают друзья и знакомые, - рассказывает Елена. - Получается намного дешевле, чем в брестских супермаркетах. А для меня это еще и прибавка к стипендии". Правда, после того, как Государственный таможенный комитет Беларуси с 1 августа 2014 года уменьшил нормы беспошлинного ввоза товаров на территорию страны (изменения касаются и продуктов питания, включая алкоголь) заниматься подобным "бизнесом" стало рискованно. "Таможенники стали внимательно изучать отметки в паспорте, - замечает Елена. - Пока в устной форме они напоминают, что если пересекаешь границу пешком раз в неделю, то без уплаты пошлины можно пронести в Беларусь только пол-литра спиртных напитков. Теперь, наверное, часто ходить за границу я уже не буду".
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На белорусских погранпереходах со странами Евросоюза с 1 октября прекращено пешеходное движение. На украинском направлении запрет не вводился. С чем были связаны... |
|