В Беларуси 40 моногородов, где проживает 6,5% населения страны. Жизнь в этих населенных пунктах зависит от градообразующих предприятий: во время кризиса человек может потерять работу и оказаться за чертой бедности. Как можно сейчас изменить реалии в белорусских моногородах, чтобы потом не было поздно?
Новолукомльская ГРЭС. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
В 12 моногородах — напряженная ситуация на рынке труда
Моногород – это населенный пункт с градообразующим предприятием или монопрофильной экономикой, где таких предприятий несколько. Проблемы моногородов в случае кризиса на предприятии обсудили эксперты на мини-конференции "Белорусские моногорода: как избежать наихудшего сценария".
По закону "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" к градообразующим предприятиям относят те, где работает не менее 25% жителей города от занятых в экономике населенного пункта. По мнению Ольги Карач, руководителя гражданской кампании "Наш дом", такое определение градообразующих предприятий "не очень корректное", а относить к моногороду населенный пункт нужно не по числу занятых на предприятии, а по уровню зависимости местного бюджета от градообразующего предприятия.
Например, город Жодино специалисты относят к типичному моногороду. Там проживает 63 250 человек, а на градообразующем предприятии "БелАЗ" работает всего девять тысяч человек, то есть 14,2% населения. Новополоцк эксперты также относят к моногороду: там три градообразующих предприятия – нефтеперерабатывающий завод "Нафтан", химический завод "Полимир", предприятие "Полоцктранснефть Дружба". Но ни на одном из них не работает 25% жителей. В городе живет 107 тысяч человек, из них на трех этих предприятиях работают 17% населения.
В национальном отчете о человеческом развитии за 2004-2005 годы "Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития" эксперты ПРООН констатировали, что благосостояние более 70 населенных пунктов Беларуси зависит от работы одного предприятия.
Согласно критериям закона, к моногородам в Беларуси можно отнести 40 населенных пунктов, где работает 41 предприятие. В белорусских моногородах живет 644 тысячи человек, это 6,5% от численности населения страны. По оценкам экспертов мини-конференции, в 28 населенных пунктах из 40 на рынке труда пока спокойно. В остальных – ситуация напряженная.
Проблемы моногородов наиболее характерны для Витебской, Минской и Могилевской областей. На ситуацию влияет экономическое положение предприятий по деревообработке, производству строительных материалов, химии и нефтехимии, торфяной промышленности, машиностроения и металлообработки.
Моногорода можно разделить на благополучные и неблагополучные, отмечает Карач.
К благополучным, где градообразующее предприятие имеет национальное значение, относят Жодино с "БелАЗом", Жлобин с металлургическим заводом, Мозырь с нефтеперерабатывающим заводом, Солигорск с месторождениями калийной соли, Новополоцк с предприятиями "Нафтан" и "Полимир".
К неблагополучным относят те, где основу экономики составляют предприятия местного значения, у которых есть конкуренты в других регионах Беларуси. В Гомельской области это Речица, Ельск, Наровля, Белицк, Сосновый бор, в Могилевской – Костюковичи, Елизово, в Минской – Городея, Столбцы, Красная Слобода, в Брестской области – Микашевичи, Жабинку, Ружаны, Телеханы, Пружаны, Коссово, в Витебской области – Лынтупы, Новолукомль, Оболь, Воропаево, Подсвилье, в Гродненской области - городской поселок Свислочь, Красносельский, Мосты, Березовка, Дитва.
У неблагополучных городов, по оценкам Карач, несколько похожих черт. Например, неудовлетворительная динамика экономических показателей за последние пять лет, складирование продукции при использовании 20-25% мощностей предприятия, текучка кадров (на некоторых предприятиях достигает 30% в год) или избыточной численности сотрудников. По ее словам, почти на 40% градообразующих предприятий среднемесячная зарплата ниже, чем средняя по стране.
В качестве примеров эксперты приводят два населенных пункта с одинаковым названием – Свислочь. Один из них находится в Минской области. Его основали в 1960 году как рабочий поселок сотрудников завода горного воска. Кроме этого предприятия, в поселке до сих пор нет других значимых работодателей.
В городском поселке Свислочь Гродненской области работает "Свислочская фабрика лозовой мебели", где, по данным экспертов, работает 63 человека, и Свислочское унитарное коммунальное предприятие бытового обслуживания населения, где трудится 131 человек, по данным тех же источников. По состоянию на 1 января 2014 года на промышленных предприятиях города работало 548 жителей. При этом в Свислочи проживает 6 тысяч человек.
Госпредприятия хотят поддерживать деньгами только на конкурсной основе
В августе этого года белорусское правительство утвердило План мер по сбалансированному развитию экономики на 2014-2015 годы.
По информации naviny.by, одна из новаций, которую предлагают в плане, — пересмотр механизма оказания государственной поддержки. От индивидуальных форм господдержки предприятий хотят отказаться и помогать реальному сектору только на конкурсной основе в рамках приоритетных госпрограмм, которые определит государство. Также в рамках плана собираются ограничить госрасходы и снизить темпы кредитования экономики, разделить функции государства как регулятора и собственника, пересмотреть механизмы оказания господдержки. Разработчики полагают, что президент будет определять приоритетные направления использования имеющихся государственных средств, а правительство отвечать за техническую реализацию решений.
По мнению участников мини-конференции, хотя эти подходы и правильные, но они могут убить многие градообразующие предприятия. Как итог – социальная обстановка в моногородах обострится. Их может постичь печальная судьба российских моногородов, где градообразующие предприятия останавливались, а люди оставались без работы и денег.
Магнитогорск, Россия. Фото: Reuters
Жизнь в моногородах зависит не только от успеха предприятий, но и усилий местной власти
Чтобы избежать печальных последствий в моногородах, нужно проводить реформу. По мнению Карач, необходимо приватизировать градообразующие предприятия. Но деньги инвесторов за предприятие должны идти в местные бюджеты и использоваться строго по назначению: например, на создание в городе новых рабочих мест. Это позволит "избежать хождения денег по различным госструктурам и кормления многочисленных чиновников", уверена Карач.
Второй сценарий приватизации, который предложили на мини-конференции, – отдать предприятие инвестору бесплатно, но обязать на протяжении нескольких лет вложить определенную сумму в его модернизацию. Также, как вариант, можно дать право инвестору ликвидировать предприятие, но обязать переучить и трудоустроить всех сотрудников и оплатить решение всех экологических и инфраструктурных проблем, связанных с ликвидацией предприятия.
Карач считает, что приватизацию нужно сделать привлекательной для инвесторов:
— Мы можем посмотреть на опыт приватизации стран Балтии, Чехии и Словакии. Там город создает место под предприятие (где инвестор может открыть производство. – TUT.BY), подводит инфраструктуру и не выставляет 25 требований к инвестору. Поэтому нужно придумать 25 бонусов, почему инвестор должен придти в белорусский город, а не в польский, украинский или российский.
Инна Ромашевская, политолог, эксперт в области государственного управления с 15-летним опытом работы в сфере международного развития, руководитель исследований проекта BIPART, говорит, что не существует одного идеального решения для реанимации нуждающихся градообразующих предприятий. Поэтому нужно смириться с тем, что некоторые предприятия невозможно спасти.
В качестве положительного примера градообразующего предприятия в небольшом населенном пункте она привела городской поселок Круглое (примерно 7,4 тысячи жителей) Могилевской области и "Круглянскую передвижную механизированную колонну-266". Это мобильное предприятие, которое ездит по другим городам и выполняет строительные работы. Круглянское ПМК-266 оказалось настолько успешным, что благодаря ему в родном поселке построили гостиницу "Изумруд" с бассейном, сауной, соляной комнатой, торговый центр "Гаспадар" и досуговый центр "Строитель". Руководит предприятием Николай Патрончик. В интервью газете "Народная воля" весной этого года он рассказал, что даже в застойное время "они не хлопали ушами", и где бы ни работали, всегда тянули налоги в Круглое:
— Я люблю и жалею людей. Никогда не послал из кабинета человека вон, всегда решал вопрос. Если не сейчас, то через полгода. Все для людей. Видели "Изумруд"? Даже россияне на каникулы в Круглое приезжают! Забита вся гостиница, еще и очередь. Толочин конкретно ездит к нам за услугами. А елка на Новый год? Она лучше, чем в Могилеве. А фейерверк!.. И все едут в Круглое. В ресторане нет отбоя от свадеб: Могилев, Шклов, Толочин, Белыничи — все здесь празднуют. Есть в городе кафе. И столовая, где наши рабочие питаются: на 30 тысяч дешевле за счет ПМК, – сказал он в интервью газете.
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться в моногородах в случае кризиса на градообразующем предприятии – безработица. Особенно остро этот момент отразится на семейных людях 40-60 лет, которые не знают иностранных языков и не имеют опыта работы в другой сфере. Если они потеряют работу, за чертой бедности может оказаться вся семья.
Ромашевская говорит, что согласно международной практике проблема моногородов нельзя рассматривать как лишь проблему градообразующих предприятий:
— Самый малопродуктивный подход думать, что если заработает предприятие, то город заживет.
Эксперт уверена, что многое в развитии моногорода зависит именно от местной власти. Чиновники должны работать над проблемами города, а не ждать, что из областного центра поступит финансирование и, как палочка-выручалочка, все решит.