8 изменений для средней школы. Эксперты: "Упустили самое главное". 21.by

8 изменений для средней школы. Эксперты: "Упустили самое главное"

21.10.2014 14:06 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Специально созданная рабочая группа под председательством вице-премьера Анатолия Тозика анализирует систему образования Беларуси. На недавнем заседании участники выдвинули ряд предложений для средних школ. TUT.BY попросил экспертов-практиков высказать свою точку зрения по основным пунктам и рассказать, что важное упустили заседатели.

Петр Бригадин - министр образования Беларуси с 2001-го по 2003 год, доктор исторических наук, директор Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета.
Владимир Дедков - лучший учитель Беларуси 1991 года (преподавал химию в школе №10 Барановичей), до этого работал и директором школы, ушел с должности по собственному желанию - "делать свое дело", сейчас на пенсии.
Инесса Зубрилина - 14-й педагог в семье, лучший учитель Беларуси 2011 года (преподавала английский в гимназии города Дятлово Гродненской области), сегодня работает в столице: в 24 лингвистической гимназии, а также в Институте повышения квалификации и переподготовки Минского лингвистического университета, соавтор нескольких учебных пособий, ведет блог, где делится методическим материалом с другими учителями.


1. Добавить часы, увеличить учебный год или ввести в старших классах рабочую субботу

Сегодня в Беларуси самый короткий учебный год - 165 дней, в Европе - 230, а в странах Юго-Восточной Азии - 260-265 дней. Как считает вице-премьер, с таким отрывом в продолжительности обучения не получится выпустить в жизнь конкурентоспособных граждан.
Эксперты единодушно высказываются против дополнительных часов на учебной неделе.


Фото: Денис Васильков

"Мы сравниваем свой учебный год со странами Европы, в которых другая продолжительность светового дня, температура воздуха
, - говорит Инесса Зубрилина. - Наши дети в темноте идут в школу и затемно возвращаются – это сильно влияет на их самочувствие и результативность".

Петр Бригадин обращает внимание на физиологические нормы. "Шесть часов ребенок находится в школе, но еще 2-3 должен уделить подготовке. Так что, у него рабочий день должен быть 10 часов? А у взрослого сколько?"

Если уж выбирать, то Инесса Зубрилина склоняется к шестидневке. В шестой день недели она ведет факультативы и может сказать совершенно точно, что субботним утром КПД детей гораздо выше, чем на последних уроках, особенно - в конце рабочей недели.

А вот Петр Бригадин не понимет, зачем откаты назад. Как раз при нем в школах вводилась пятидневка. "Мы изучали, анализировали сто раз и пришли к выводу, что для учебы нужно пять дней. Чтобы субботу дети могли провести с родителями для оздоровления, спорта, выехать на дачу и поработать".

Владимир Дедков считает, что свободные суббота и воскресенье думающему ребенку нужны, чтобы ходить на факультативы и к репетитору, без которого поступить в вуз сегодня практически невозможно.

Что касается учебного года, то тут два эксперта высказались против. И только бывший министр образования поддержал инициативу: нигде в мире нет трех месяцев каникул, и нашим детям двух достаточно. Кроме того, считает он, базовую школу нужно продлить на год: "Ну нет в мире девятилетних школ. Были в Туркмении и то, по-моему, отменили".

2. В 10-й класс - на конкурсной основе

Члены рабочей группы поддержали предложение Национального института образования принимать на старшую ступень школы учащихся со средним баллом не ниже шести и отметкой по профильному предмету не ниже семи баллов.
Инесса Зубрилина с таким предложением согласна. "Это та мысль, которую продвигали и мы - члены клуба "Хрустальный журавль". Часто в 10-й класс ребенка ведет мама, мол, он такой маленький, пускай еще два года возле меня побудет. Потом точно так же мама заведет ребенка в вуз. Все это не лучшим образом сказывается на мотивации. "Когда сегодня начинаю говорить с детьми про планы, рассуждают странно: "куда пройду". Большого смысла в том, что ребенок два года высиживает, нет. Оценку ему нужно "рисовать", о каком уважении учителя к себе как профессионалу может идти речь?! А мотивированные на получение знаний ребята уж точно покажут хорошие результаты на ЦТ и хорошие знания при поступлении".

Если ребенок настроен получить высшее образование, сможет получить его и заочно, считает педагог.

Владимир Дедков уверен, что к 10-му классу ребенок еще не сформировался как личность и не ясно, как у него все сложится. "Если бы так отбирали, я не стал бы заслуженным учителем". Дедков вспоминает, как в первой четверти выпускного класса он с друзьями прогуливал уроки. Один из товарищей-прогульщиков стал членом-корреспондентом Академии наук, второй – генералом. "Так что здесь нужно быть осторожным, чтобы не нарубить".

3. Экзамены за курс базовой школы можно отменить

Как отметил Анатолий Тозик, члены комиссии должны изучить вопрос, нужны ли экзамены в девятом классе вообще: "Если делать прием в 10-е профильные классы по мотивации и среднему баллу аттестата выше шести, то зачем нам экзамены за курс базовой школы?"
В идеале, считает Инесса Зубрилина, вместо экзаменов в 9-м классе хорошо бы ввести комплексную работу (пунктов на 100) с заданиями по всем предметам школьной программы за все годы обучения. "Такие инициативы уже были. Насколько я знаю, разговор велся о независимом контроле, когда экзамены принимали бы не сами учителя, а преподаватели других школ, анонимно. Теперь дети начинают браться за ум только в классе десятом с приближением срока сдачи ЦТ. А с шестого по девятый, когда закладываются основы наук, все пролетает мимо: обязательных же экзаменов по физике-химии за курс базовой школы нет. С введением комплексной работы дети знали бы, что им придется отчитываться по всем предметам за полный срок обучения".

4. "Матчынай мовы" больше

"Как это понимать, если у нас историю и географию Беларуси большинство изучают по-русски?", - удивлялся на заседании вице-премьер. Сегодня в 5-11 классах на изучение белорусского и русского языков и литературы отведено одинаковое количество часов. Специалисты предложили установить одинаковое количество часов для "русских" и "белорусских" предметов и в начальной школе. Кроме того, предлагается ввести обязательный экзамен по двум государственным языкам в 11-м классе. Сейчас учащиеся сдают такое испытание по выбору.
Петр Бригадин считает, что уже давно пора учить три языка (английский, русский, белорусский) с первого класса: "Ничего тут страшного нет". Ну и стоит ввести обязательное преподавание на белорусском языке отдельных дисциплин (той же истории, географии). А Владмир Дедков находит такие меры искусственными: "Если жизнь заставит – выучит, а нет – зачем тогда навязывать?"

В сегодняшних реалиях жизнь заставит вряд ли, поэтому Инесса Зубрилина экзамен по белорусскому приветствует. "Необходимость знания белорусского для того чтобы жить в нашей стране, под большим вопросом. Буквально на этой неделе я проводила урок, на котором давала каждому ребенку роль предмета школьной программы. А потом мы представляли, что физика, математика, физкультура и все остальные летят на воздушном шаре и нужно, аргументировав, выбросить предмет. Мы, конечно, никого не исключили. Предмет защищал себя. Самым сложным оказалось доказать нужность белорусского языка".

5. Учебники - понятнее

Среди причин затруднений при изучении учебных предметов 50% учащихся назвали "сложное, не всегда понятное изложение учебного материала в учебных пособиях". Около трети учащихся 9–11 классов указали, что сложный язык изложения учебного материала в учебном пособии побуждает их обращаться к репетиторам.
"У меня ребенок в 10 классе, когда я открываю ее учебник по биологии, мне становится страшно", - рассказывает Инесса Зубрилина. Проблема есть, но не со всеми пособиями. А еще учебник пишется под программу и задача учителя, отмечает Зубрилина, адаптировать материал под конкретно взятых детей. "Книга не может быть одинаково хорошей для физиков, и лириков, для одаренных и тех, кому нужно разжевать 28 раз".

Дедков высказывается достаточно резко о школьных пособиях по своему предмету – химии. Современные учебники он называет никудышными. "Если ребенок пропустит по болезни один-два дня, не разберется. Ну, нужно было “хлопцам-дзяўчатам” защититься”. Как хороший пример школьного учебника, педагог вспоминает "Органическую химию" Леонида Цветкова. "В мою бытность его учебник переиздавался 27 лет подряд". Владимир Михайлович считает, что и сейчас не поздно вернуть на парты легендарный учебник – только доработать.

А вот Зубрилина и Бригадин думают, что пора бы ставить под вопрос о целесообразность книг вообще. Сегодня наука и технологии развиваются настолько быстро, что только отпечатанный учебник быстро устаревает. Ответ на каждый вопрос дети уже теперь ищут в интернете.

6. Вернуть в первый и второй классы отметки за знания и поведение

Сегодня учителя заполняют целые тетрадки, "описывая" оценки словами, а достижения учеников оцениваются то звездочками на полях тетрадей, то флажками, аргументируют в рабочей комиссии. Такая система вызывает критику и у родителей, и у многих педагогов. Предлагается вернуться к прежней системе и оценивать знания учащихся баллами, начиная уже со второго полугодия первого класса.
Отметка, с одной стороны – показатель, с другой – очень сильный психологический инструмент, говорит Инесса Зубрилина. Порой неправильно выставленная оценка, некорректное к ней отношение (папа просматривает дневник с ремнем в руках) может перечеркнуть все желание учиться. Система оценивания в младших классах должна быть максимально щадящей, считает заслуженный учитель, а какой конкретно - решать детским психологам.

7. Снять с учителя несвойственные для него функции

На заседании вице-премьер отметил, что на учителей возложили несвойственные им функции, вплоть до сбора средств на ремонт классов. "Нужно запретить на законодательном уровне кому бы то ни было вмешиваться в процесс, убрать из школы все лишние документы", - заявил Анатолий Тозик.
За такое предложение эксперты "всеми руками за". "Дайте возможность учителю учить! – говорит Дедков и просит поставить в этом предложении восклицательный знак. - А то школа скоро и родителями будет заниматься". А Бригадин считает, что убирать лишние бумажки уже давно пора: пустозвонства много, а воз и ныне там.

8. На законодательном уровне закрепить отношение "учитель-родитель".

Члены комиссии предлагают установить типовую форму договора учреждения образования и родителей, где четко разграничить ответственность школы и ответственность родителей за обучение и воспитание детей. Переход на такую форму правовых отношений позволит усилить ответственность родителей, даст школе инструмент воздействия на внешне благополучных родителей, но которые, тем не менее, не занимаются воспитанием своего ребенка.
"Понимаю, что ответственность каким-то образом должна фиксироваться, но настолько формально… Все-таки понятия "школа", "обучение" выше, чем "образовательные услуги" и здесь не место договорным отношениям", - считает Инесса Зубрилина.

Что упустили заседатели?

Как бы ни хороши были отдельные инициативы рабочей группы, самое главное все же упустили, считают эксперты и озвучивают одинаковые, по сути, предложения.

1. Формировать классы по интересам. Эксперты единодушно выступают за профильные группы.

"Людей гуманитарного склада не стоит чрезмерно загружать математикой, "физикам" не нужно слишком много лингвистики, тогда и нагрузка будет нормальной и знания лучше", - считает Владимир Дедков.

"Если мы будем вводить конкурсный отбор в 10-11 классы, хочется, чтобы попадание на старшую ступень школы гарантировало ребятам качественное обучение и возможность без репетиторов поступить в вуз,
- аргументирует Зубрилина. - Нужно вводить мультипрофильное обучение. Одним ребятам для поступления нужна математика, история и английский, другим - русский, белорусский, английский. Так вся параллель дробится на небольшие подгруппы и для каждой составляется свое расписание с большим количеством часов по профильным предметам. Изобретать ничего не нужно. Опыт мультипрофильного обучения уже был, в том числе в Дятловской гимназии, где я работала. Мы получили очень хорошие результаты".

2. Повысить учителям зарплату. Важно привлечь в школу талантливых людей, тогда и знаний прибавится, отмечают специалисты. Наши эксперты предлагают простое решение, без которого, никакие реформы, считают они, не дадут плодов, – повысить зарплату педагогам.

"Возьмите пример Швейцарии, учителя занимают там второе место по зарплате (первое – за врачами, третье, по-моему, за банкирами), - рассказывает Петр Бригадин. - Когда человек - на престижном месте, получает хорошую зарплату, отношение совсем другое: там педагоги в школе проводят весь день, что-то придумывают". Но чтобы инструмент сработал, действовать нужно сейчас, а результатов ждать не слишком скоро, обращает внимание бывший министр. "Чтобы в школу пришли таланты, потребуются годы, а до этого они должны прийти в педуниверситеты".

"Очень важна включенность в европейскую мировую образовательную систему. Мы должны смотреть, что делается в мире и не придумывать велосипед с квадратными колесами, - подводит черту обсуждению Петр Бригадин, - Профильные классы, лицеи, изучение трех языков с первого класса… Эти вещи, считаю, требуют быстрых решений. Мы же попросту уже теряем время".

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Более продолжительный учебный год, отбор в 10-й класс и белорусский с первого. Предложение убрать из школы лишние документы педагоги встречают радостным...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика