Мнение. В Беларуси проявления бытового антагонизма можно видеть на каждом шагу. 21.by

Мнение. В Беларуси проявления бытового антагонизма можно видеть на каждом шагу

23.10.2014 13:21 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Когда находишься в чужой стране, поневоле сравниваешь ее со своей родиной. Вернувшись из самостоятельного путешествия по Грузии, журналист TUT.BY рассуждает о жизни в Беларуси и Грузии, иллюстрируя типичными для двух стран сюжетами из реальности.

Про нулевой километр и уходящий автобус

Сюжет первый. Раннее утро. Мы на станции "Дружная" в Минске. Нас трое. Ждем городской экспресс 115-й. Через некоторое время подходит маршрутка с аналогичным номером. Только садимся в нее, тут же прямо перед нами останавливается нужный автобус. Выскакиваем из маршрутки, водитель которой не собирается ехать, пока не заполнится салон, и подбегаем к автобусу – у нас на глазах его двери закрываются. Практически пустой автобус еще не тронулся с места, и мы энергично машем водителю, который, конечно же, видит нас. Но экспресс уезжает. Три пассажира, вероятно, никак не скажутся на зарплате водителя. Возвращаемся в маршрутку и ждем…
Наталья Пригодич, журналист TUT.BY. Любит самостоятельные путешествия. Считает, что ни один дипломированный экскурсовод не расскажет о стране так, как местные жители.
В Грузии достаточно махнуть рукой в любом месте – не обязательно на остановке – чтобы уехать в нужном направлении. Причем, это касается не только такси.

К примеру, в Тбилиси мы хотели уехать со станции Дидубе на городском автобусе №22. Кто был в Тбилиси, знает, что на этой станции многолюдно и найти остановку общественного транспорта в таком оживленном месте весьма проблематично. Буквально через пару минут на дороге показался нужный нам автобус, битком набитый пассажирами. Машем ему рукой – автобус тут же останавливается. Водитель, улыбаясь, подтверждает, что на этом маршруте мы попадем в нужное нам место.

Неоднократно наблюдала, как на центральных улицах Тбилиси во время пробок водители маршруток открывали двери для желающих уехать. Да, и еще одно отличие – в Грузии платят за проезд в конце поездки при выходе из общественного транспорта или маршрутки.




Грузинские таксисты – отдельная тема. Отвезут куда угодно и будут ждать часами с выключенным счетчиком, чтобы доставить обратно. Более того, если по дороге вы вспомните, проезжая через указатель Поти, например, что знакомы с человеком, родившимся в этом городе, таксист незамедлительно предложит заехать и туда, не повышая цены за услугу – главное, чтобы вы остались довольны.




В конце поездки не будет покидать ощущение, что вы расстаетесь с добрым знакомым. В целом таксисты – очень интересный народ. Многие из них хорошо знают историю своей страны и рассказывают о ней не хуже дипломированных экскурсоводов.





Сюжет второй. 11 октября еду в поезде Минск-Гомель. Сидячий вагон заполнили старшеклассники сельской школы Гомельского района, которых три учительницы привозили в выходной день на экскурсию в Минск. Судя по всему, столица не приглянулась школьникам. Сделала такой вывод, потому что подростки, общаясь между собой, говорили, что в Минск больше - ни ногой. Учительницы тоже были чем-то встревожены. Поинтересовалась у одной из них, что произошло. По ее словам, когда школьники стали фотографироваться у знака "Нулевой километр" возле Дворца Республики, к ним подошел сотрудник ОМОНа, сказал, что они нарушают закон. Он записал данные учительницы, снимавшей детей на камеру мобильного телефона, и сказал, что сообщит о правонарушении в школу. После этого дети отправились к "Острову слез" на Немиге. Но к мемориалу подходить не хотели, просили учительницу: "Давайте подождем, если кто-то другой будет подходить, значит, и нам можно".

– Вы спросили у сотрудника ОМОНа, какой закон нарушили? – поинтересовалась я учительницы.

– Нет, – ответила она. – Растерялась как-то. Теперь сама думаю об этом. Может, что-то и нарушили – центральная площадь все-таки.

– А он вам не сказал, что именно вы нарушаете?
– уточнила я.

– Не сказал, – ответила учительница.

Поразило, что учительница после случившегося всерьез думала о том, что теперь ей придется уволиться с работы, хотя толком не знала, в чем ее вина. Неужто знак "Нулевой километр" признан стратегическим объектом, подумала я и позвонила в пресс-службу МВД. Попросила прокомментировать ситуацию – мало ли, вдруг кто-то еще захочет сфотографироваться у этого знака?

Но в пресс-службе МВД заверили, что никаких нарушений в поведении детей и учительницы не усматривается и попросили телефон учительницы, чтобы принести ей извинения. Буквально в тот же день ей действительно позвонили и извинились. Казалось бы, конфликт исчерпан, если не учитывать одного обстоятельства: у школьников после такой экскурсии может навсегда пропасть интерес к памятным местам своей страны. Для чего человеку при погонах понадобилось портить детям праздник – непонятно. Реформы в системе МВД, которые то и дело проходят в нашей стране, по большому счету отношение милиции к обществу (и наоборот) не меняют: у многих белорусов, не нарушающих законов, любой контакт с сотрудниками правоохранительных органов вызывает тревогу.

По рассказам местных жителей, с которыми мне довелось общаться в Грузии, после проведенной Саакашвили реформы МВД грузины стали с уважением относиться к полицейским: в этом ведомстве работают только профессионалы, которые дорожат своей работой (зарплаты полицейских значительно превышает среднюю зарплату по стране). Невероятно, но вот уже 10 лет Грузия обходится без ГАИ - ее функции выполняет патрульная служба.






У туристов грузинская полиция также вызывает исключительно позитивные эмоции. К примеру, в Тбилиси по проспекту Шота Руставелли впереди нас идет полицейский и подает милостыню нищим. В Батуми на набережной полицейский на велосипеде обгоняет двух подростков-велосипедистов, говорит им что-то и все трое смеются. И таких примеров множество.




Полицейские автомобили в целях профилактики постоянно патрулируют улицы города с включенными проблесковыми маячками, как бы сигнализируя: "Мы здесь". Они следят за ситуацией на дорогах и улицах города.




Сюжет третий. Наблюдения в минском кафе. Посетитель за соседним столиком заказал чашку эспрессо. Через некоторое время рассчитался по счету и, видя, что официантка не обращает на него внимания, поинтересовался, где сдача. "У нас нет мелочи", - с ноткой металла в голосе ответила официантка. "Вы хотя бы сказали мне об этом", - сказал ей посетитель и настойчиво попросил рассчитать его. Официантка исчезла на пару минут и появилась с кошельком, из которого демонстративно извлекла две купюры и также демонстративно положила их на столик – все это проделала с презрительной гримасой на лице, ни тебе "извините", ни "приходите к нам еще".
Представить себе нечто подобное в Грузии – нереально. Во-первых, чаевые уже включены в счет. И когда кладешь свыше, приносят сдачу до копейки, то есть до тетри. Во-вторых, обслуживание всегда на достойном уровне – как в дорогих ресторанах с изысканным меню, так и в сети ресторанов круглосуточного питания. Никакой усталости или раздражения на лицах официантов при том, что посетителей много. Может, по этой причине или потому что блюда грузинской кухни очень вкусные и объемные (о качестве вина говорить излишне) – атмосфера в грузинских кафе и ресторанах особенная: как будто ты дома или в гостях у добрых друзей.





К примеру, у парня из нашей компании был день рождения. Отмечали мы его в тбилисском круглосуточном ресторане "Тифлис". Часу в одиннадцатом вечера попросили у официантки сделать сюрприз имениннику - принести торт. Но нам сказали, что такого в меню ресторана нет. Через некоторое время свет в зале выключили и в полной темноте внесли торт со свечами - не только к удивлению именинника, но и к нашему. Все посетители дружно зааплодировали. Позже мы узнали, что работники ресторана специально для нас сбегали в магазин, чтобы купить этот торт.

Про толерантность и бытовой антагонизм

Спросите у любого туриста, побывавшего в разных странах, как он воспринимает Беларусь. Многие иностранцы, которым я задавала этот вопрос, отвечали практически одно и то же: "У вас время остановилось, будто жизни нет". Поначалу хотелось возражать: как же так? Кафе-рестораны у нас работают, автомобилей на дорогах полно, люди - на остановках, в магазинах, в офисах, все учреждения и службы функционируют. Как это -  нет жизни?! Но позже, когда сама стала выезжать из страны, не раз по возвращению домой ловила себя на такой же мысли - словно после скоростной езды по автобану въезжаешь в населенный пункт с ограничением в 40 км.

Особенно это чувствуется после Грузии, где совсем другие ритмы. С самого раннего утра там все бурлит. К слову, в Грузии тоже чисто на улицах, но при этом нет огромного количества дворников, которые толпами ходят по городу с метлами.




Зато здесь можно часто видеть священнослужителей, которые, в отличие от своих белорусских собратьев по вере, предпочитают ходить пешком.





Их можно встретить где угодно: в обменных пунктах, на месте ДТП, возле школ, куда они отводят своих детей, на рынках, где покупают продукты, в переходах, где собирают деньги на нужды церкви.




В Грузии совершенно разные люди проявляют толерантность по отношению друг к другу, не вступая в конфронтации. Такое впечатление, что каждый готов уступить – никакой агрессии. Все эти потоки взаимодействуют между собой, создавая картину полноценной жизни.





Там много нищих, но также много и подающих милостыню.




Пешеходы переходят дорогу, где им вздумается, но при этом водители терпеливо их пропускают.




Даже одинокие чипированные собаки, которые бродят по городским улицам, провожая то одного прохожего, то другого, совершенно не агрессивны и вливаются в общую оживленную среду.


Грузины искренне любят свою страну, такой как она есть. Во всех ее проявлениях. На мой взгляд, именно такая любовь способна сплотить нацию.




В Беларуси же проявления мелкого бытового антагонизма можно видеть на каждом шагу: продавца раздражает покупатель, контролера - пассажир, чиновника – проситель, милиционера – интеллигент, водителя – пешеход, русскоговорящего – "беларускамоўны" и так далее. Создается впечатление, что каждый сам по себе.

Страна – это не только архитектура и ландшафты. Это еще и люди. Впервые я побывала в Грузии в прошлом году, этой осенью снова туда поехала - захотелось окунуться в атмосферу доброты и терпимости.




Про мост Мира, секьюрити и воробья

Известную достопримечательность в Тбилиси -  мост Мира -  всегда охраняют секьюрити, но при этом у иностранцев и местных жителей не возникает вопросов: можно ли здесь фотографироваться, пробежаться или просто постоять и полюбоваться видами Тбилиси.




Неподалеку от моста один из сотрудников службы охраны привлек мое внимание тем, что склонился над нахохлившейся птичкой и внимательно разглядывал ее. Когда я поинтересовалась, что с ней случилось, он пояснил, что птичка упала со скалы. "У нее есть шансы выжить?" - спросила я. Секьюрити осторожно расправил птичке крылья, улыбнулся и показал мне – все будет в порядке, она полетит.



 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вернувшись из самостоятельного путешествия по Грузии, журналист TUT.BY рассуждает о жизни в Беларуси и Грузии, иллюстрируя типичными для двух стран сюжетами из...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика