"Маразм на местном уровне". От дополнительной работы учителей избавит правительство. 21.by

"Маразм на местном уровне". От дополнительной работы учителей избавит правительство

30.10.2014 06:04 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Загруженные бумажной работой учителя наконец должны вздохнуть с облегчением: Министерство образования конкретизировало перечень документов, которые обязаны вести работники школы. Список опубликован на сайте ведомства, а официальный нормативный документ еще только готовится Советом министров, говорят в Министерстве образования.

Журналист TUT.BY попытался выяснить, откуда в школе столько документов и упростит ли перечень жизнь учителям.




Не прошло и двух лет: педагогов частично освободят от бумажной работы >>

У работников министерства сейчас без конца интересуются: действительно ли в перечне указаны все документы и больше, чем в списке, учитель ничего заполнять не должен?

"Да, перечень – и все. Учитываются уставные документы школы. А остальные бумаги (локальные акты) исполнять необязательно",
  рассказывают в пресс-службе.

В школах же новшество еще не берут на вооружение: "Пока все только на словах, без официального грифа. Поэтому сейчас мы работаем, как прежде".

"Отчет на свой отчет" и план развития кабинета

Документы, которые нужно вести учителям:
• классный журнал;
• календарно-тематическое планирование;
• поурочное планирование;
• дневники учащихся.

"Если это все, то шикарно" комментирует уточненные обязанности по документообороту учитель математики из Минска Наталья Ивановна.

Но даже то, что осталось в списке, можно было бы упростить, отмечает педагог. Не нужны особенно опытному учителю – слишком подробные поурочные планы, которые сегодня требуют в школе. "Например, зачем обязательно для каждого урока расписывать, в чем его обучающая, развивающая и воспитательная функция? Какая может быть воспитательная функция для конкретной темы "Тригонометрические функции"?"

Кроме документов из перечня, этот учитель каждую четверть пишет отчет по итогам работы за четверть (сравнительные таблицы оценок). После этого педагог оформляет "отчет на свой отчет". "Наверное, это должен делать завуч, но у нас так", - рассказывает Наталья Ивановна.

План самообразования.
"Это такое сочинение о том, над чем педагог работает в данный момент".

Как учитель, за которым закреплен кабинет, Наталья Ивановна пишет долгосрочный, краткосрочный и текущий планы развития кабинета.

Документы, которые нужно вести классным руководителям:
• классный журнал;
• план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие);
• социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года);
• дневники учащихся;
• личная карточка учащегося.

Учителя биологии и классного руководителя из гимназии Сморгони Ирину Клевец перечень абсолютно устраивает. Помимо этого списка, она как классный руководитель больше ничего и не заполняла. И если обычно педагогу, взявшему под руководство класс, приходится вести протоколы родительских собраний, акты обследования условий жизни ребенка, то Ирина Ромуальдовна имеет смелость не взваливать на себя лишнюю работу. По домам она ходит в исключительных случаях.

"У нас, к сожалению, учителя молча делают то, что им доводят", - говорит педагог. Для того чтобы сказать "нет" всяким разнарядкам, отмечает классный руководитель, нужно иметь определенный статус, быть компетентным и решительным.

Документы, которые нужно вести воспитателям групп продленного дня:
• журнал группы продленного дня учреждений общего среднего образования;
• ежедневное планирование;
• режим работы группы продленного дня, утвержденный руководителем учреждения общего среднего образования.

Воспитатель группы продленного дня одной из столичных школ Наталья считает, что не обязательно было сокращать количество документов. Например, календарно-тематическое планирование, исключенное из документооборота воспитателя, очень даже полезно. Оно давало представление, какую тему когда разрабатывать, а составлялось только один раз в год.

Зато неплохо было бы указать в перечне, что объем ежедневного плана не должен быть большой. Сегодня чаще всего с воспитателя требуют отчет на страницу текста формата А4 ("дети сели, дети встали – зачем это?"), а достаточно и тезисного плана.

Переписывание

Часто работа с документами из перечня не рационализирована. Например, классному руководителю Ирине Клевец приходится дублировать данные из бумажного журнала в электронный. Но, возможно, без этого никак: не все родители пользуются компьютером, говорит педагог.

Раз в четверть воспитатель набирает на компьютере режим группы продленного дня, а потом переписывает его от руки в журнал. Информацию о кружках, которые посещают дети, нужно тоже занести в журнал, а потом, дополнив, переписать в дневник воспитателя. А еще каждый месяц приходится заново переписывать на новую страницу журнала список группы. "Школьный журнал в этом плане устроен удобнее, там список отворачивается и располагается рядом со страницами" говорит Наталья.

Везде по-разному

Пообщавшись с работниками и руководителями школ из разных мест Беларуси, можно сделать вывод, что порядки с документами не везде одинаковые.

Математик Наталья Ивановна из Минска рассказывает, что в ее школе, кроме всего прочего, классный руководитель должен писать отчет о дежурстве (кто где стоял, что произошло), рапортовать о походах в театр и расписывать, где в субботу находится каждый из, допустим, 10 отсутствующих ребят, при этом указав адрес и телефон человека, с которым находится в тот момент ребенок.

А вот два директора школ Бреста, с которыми удалось поговорить, рассказали, что в их учреждениях такими излишествами не страдают. В этих школах (также и в Сморгонской гимназии) максимально упрощают задачу учителям: используют шаблоны в электронной форме, готовые таблицы, а данные анализируют при помощи программы.

Где-то руководство школы требует подробные отчеты, где-то достаточно набросков, рассказывают учителя. Но так или иначе дополнительные документы  "маразм" именно на местном уровне, отмечают педагоги.

Кто заставляет учителя выполнять постороннюю работу?

Об этом удалось поговорить с двумя директорами школ. 

1. Дополнительные документы школы взваливают на себя сами, или Корень зла – в проверках. 


В школах уже и не помнят, кто распорядился, чтобы учителя, к примеру, писали планы самообразования. Главное, что их спрашивают проверяющие. "А план этот не нужен, потому что учитель и так пишет похожую работу, когда сдает на категорию", – говорит директор брестской СШ.

"Раньше мы не вели протоколы заседаний родительских собраний, – рассказывает он. – Но если что-то случается, с нас спрашивают, какая велась в конкретном направлении работа".

Недавно в Бресте погиб восьмилетний мальчик, который ехал на велосипеде в школу. После этого прокуратура стала проверять все школы областного центра. Проверяющие интересовались, велись ли воспитательные беседы с детьми и даже с родителями.

"Если у меня нет отчетов, как я могу доказать, что на классных часах и родительских собраниях проводились такие беседы?" – спрашивает директор школы.

Или еще ситуация: проверяющие из санстанции просят отчитаться, почему где-то от гриппа привилось 90% учеников, а в их школе –только 20%, рассказывает его коллега.

"Школа должна воспитывать. И в это слово входит все: прививки (как здоровый образ жизни), гражданская позиция, обучение правилам дорожного движения… Если что не так, мы виноваты во всем".

Что случится, если школа не выдаст подтверждающих каждый шаг документов, здесь не знают: "Мы не пробовали".

2. Обследование детей на дому учителя осуществляют согласно декрету президента № 18.

В декрете сказано, что о детях из неблагополучных семей должны сообщать государственные органы, иные организации, граждане. Кто решил, что учителя каждый год должны ходить по всем семьям своих учеников и заполнять акты проверки жилищных условий, директор брестской СШ тоже не знает.

Его коллега считает, что очень часто достаточно побывать у родителей только тогда, когда ребенок поступает в класс, а дальше – по необходимости.

3. Рекомендации для школ от МВД и МЧС.

Немало рекомендаций для школ пишут МВД, МЧС и т. д. Письма направляют в управления и отделы образования, а уже оттуда распоряжения поступают в школы.

Так, к примеру, перед зимними и летними каникулами, рассказывает директор школы, учителям приходится проводить зачет по правилам дорожного движения, а данные заносить в протокол. А в первый день каждой четверти правила безопасности ребенку разъясняют на каждом уроке.

Приглашают на массовое мероприятие – учитель должен провести инструктаж и заполнить протокол.

Может ли школа от этого отказаться? От походов на массовые мероприятия в этой школе часто отказываются. "Нас за это не убивают", – говорит второй директор. От других распоряжений, пришедших через управление образования, откреститься сложно.

Именно отделы образования назначают директоров школ. Как подчиненный может не выполнить указания работодателя? Учитель тем более человек подневольный. Поэтому это для отделов образования нужен конкретный и узкий перечень отчетов, которые они могут требовать от школ, говорят директора. Тогда и учителю станет полегче.

Почти все педагоги просили не указывать их имена и учреждения, потому что привыкли не жаловаться публично, а любые бумаги принимать к исполнению без обсуждений.
 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Загруженные бумажной работой учителя наконец должны вздохнуть с облегчением: Министерство образования конкретизировало перечень документов, которые обязаны...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика