За последние три года существенно вырос уровень осведомленности граждан Беларуси о деятельности общественных организаций. Причем полученные в ходе национальных опросов НИСЭПИ данные говорят не просто об общем уровне осведомленности белорусов о деятельности НКО, а об увеличении количества тех, кто знает о работе общественных организаций не понаслышке — либо благодаря непосредственному участию в такой работе, либо благодаря получению услуг от НКО.
Начиная с 2012 года, Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) изучает мнение белорусов о гражданском обществе по четырем блокам вопросов, включая уровень доверия к общественным институтам, осведомленность граждан о деятельности общественных организаций (НКО), общий уровень вовлеченности граждан в общественную деятельность и степень гражданского участия в конкретных формах общественно-политической активности. НИСЭПИ проводит национальные опросы по данной тематике каждый сентябрь с 2012 по 2014 год путем личных интервью методом «лицом к лицу» по месту жительства респондентов. Стандартный объем выборочной совокупности составляет примерно 1500 человек; ошибка репрезентативности не превышает 3%.
Согласно результатам этих опросов, количество граждан Беларуси, которые знают о деятельности общественных организаций, а именно — принимали участие в организованных ими мероприятиях или получали от них услуги, стремительно растет. За два года их количество выросло на 27%: с 25% в 2012-м до 52% в 2014 году.
Факторы, которые могли содействовать такому росту, включают высокую степень проникновения интернета, снижение уровня политически-мотивированного давления, активизацию информационной и коммуникационной работы общественных организаций, повышение их видимости на улицах и в медиасфере (особенно на интернет-ресурсах и в социальных медиа), распространение механизмов краудфандинга, а также более активную работу в сфере продвижения общественных интересов и гражданского образования.
В наибольшей степени белорусы осведомлены о деятельности официальных профсоюзов (62,1% в 2014 году; 51,5% в 2013-м и 53,7% в 2012-м). За последний год наибольший рост осведомленности выявлен в отношении местных общественных инициатив (с 15% в 2013-м до 29% в 2014 году) и независимых исследовательских центров (с 16% в 2013-м до 26% в 2014 году).
Вместе с тем, общественные организации не используют ни повышенную осведомленность граждан о их деятельности, ни высокий потенциал гражданского участия в обществе (74,5% белорусов участвовали в общественно-политической активности в 2014 году и 70,6% — в 2012-м) для вовлечения заметно большего количества граждан в свою работу или оказание им услуг.
Так, белорусы оценивают свою вовлеченность в общественную деятельность примерно на одном и том же уровне на протяжении последних трех лет (2012 — 16,4%; 2013 — 17,2%; 2014 — 17,5%).
Среди всех форм общественно-политической активности наиболее популярным является участие в благотворительных акциях (39,7%), а наименее — оказание финансовой помощи общественным организациям (14.8%), участие в санкционированной демонстрации (18%) и участие в несанкционированной демонстрации или акции протеста (4,1%).
К основным факторам, которые содействуют росту осведомленности граждан о деятельности общественных организаций, можно отнести высокую степень проникновения интернета в Беларуси (около 70%) и широкое использование общественными организациями онлайн-ресурсов для поддержания связей с общественностью. Собственные веб-сайты НКО зачастую недостаточно информативны, но использование традиционных СМИ и социальных медиа стабильно растет.
Также существуют примеры гражданских кампаний и массовых мероприятий, благодаря которым общественные организации охватывают широкие слои населения. К ним можно отнести, например, культурную кампанию «Будзьма беларусамi!», в рамках которой реализуются такие виды деятельности, как ток-шоу и культурные фестивали, информационную кампанию «Доступность», джазовые фестивали и др.
НКО активно реализуют инициативы по отстаиванию общественных интересов, и некоторые из них даже привели к изменениям на уровне законодательства. Например, в 2013 году республиканское объединение предпринимателей «Перспектива» добилось переноса срока вступления в силу требования об обязательной сертификации товаров легкой промышленности в рамках Таможенного союза для индивидуальных предпринимателей. Это дало предпринимателям больше времени, чтобы подготовиться к новой и непростой процедуре.
Большей осведомленности граждан о деятельности общественных организаций, вероятно, содействовала также популяризация краудфандинговых онлайн-платформ, таких как Social Weekend, Talaka.by и StartIdea. Социальные проекты предлагаются на этих платформах, в основном, местными общественными организациями и инициативами, а победители выбираются путем публичного голосования и при участии рядовых граждан.
Однако почти 30-процентный рост уровня осведомленности граждан о работе общественных организаций привел к повышению общественного доверия к ним лишь на 4,9%. В связи с этим закономерным может быть вывод о том, что общественным организациям Беларуси есть куда развиваться с точки зрения качества коммуникации их миссии и ценностей, а также с точки зрения прозрачности и подотчетности работы.
Среди всех видов общественных объединений граждане Беларуси доверяют больше всего официальным профсоюзам (44,3% в 2014-м; 37,1% в 2013-м и 38,1% в 2012 году) и организациям, защищающим права людей с инвалидностью (41,3% в 2014-м; 32,1% в 2013-м и 33,9% в 2012 году). Рост уровня общественного доверия к последним может быть связан с реализацией информационной кампании «Доступность».
Меньше всего граждане Беларуси доверяют политическим партиям и движениям (20,8% в 2014 году), однако следует отметить, что показатель доверия к этой группе общественных институтов вырос на 9% по сравнению с 2013 годом (в 2012 году политическим партиям доверяли 14,5% белорусов).
Несмотря на растущее количество примеров использования местных финансовых ресурсов, поддержка международных доноров остается основным источником финансирования деятельности общественных организаций в Беларуси.
Участие в сборе подписей, демонстрациях и публичных протестах не пользуется популярностью, однако единичные случаи все же существуют. Так, например, в декабре 2013 года сотни водителей звуковыми и световыми сигналами, а также медленным движением по центральным улицам Минска выразили протест против введения новой пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Протест был организован в социальных сетях, и в течение нескольких дней было собрано около 80 000 подписей за отмену пошлины.
Представители самих общественных организаций отмечают, что недостаток ресурсов не позволяет им удовлетворять общественный спрос на свои услуги в полном объеме. Вовлечение широких слоев населения в их деятельность до сих пор остается редкостью для многих НКО.
Например, в 2013 году экологические акции, связанные со строительством атомной электростанции и сохранением болот, мотивировали белорусов присоединиться к экологическому движению, однако НКО так и не смогли вовлечь в свою работу всех заинтересованных граждан.
Лишь немногие инициативы охватывают своей работой большое количество граждан, в их числе услуги НКО по противодействию торговле людьми и домашнему насилию, курсы «Мова нанова», ежегодный проект «Художник и Город», образовательные мероприятия в рамках «Летучего университета» и «Унiвэрсiтэта залатога веку» для пожилых жителей Гродно.