Дорогами Полесья. Нижние Жары: "Янукович дрянной президент был, но вы его выбрали? Значит, заслуживали". 21.by

Дорогами Полесья. Нижние Жары: "Янукович дрянной президент был, но вы его выбрали? Значит, заслуживали"

19.11.2014 11:46 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Нижние Жары, пожалуй, самый южный населенный пункт Беларуси. Если верить письменным источникам, то поселение известно с XVIII века как деревня Жары Речицкого повета Минского воеводства. Сейчас это деревня Брагинского района, и находится она "в двух шагах" от Украины - около 500 метров от государственной границы, которая проходит по Днепру. 




Дорога к Нижним Жарам пролегает через Дублин, в котором мы побывали несколько недель назад, и Комарин.

Перед поворотом на Нижние Жары нас встречает дорожный знак, который информирует о том, что в 30 километрах расположен печально известный всем с 1986 года город Чернобыль. И чем меньше остается километров до деревни, тем чаще встречаются знаки, предупреждающие о радиоактивности близлежащих территорий.




В полдень на центральной (и единственной) улице ни души, как и в домах, в которые мы постучали. Как позже нам объяснили, большинство домов используется в качестве дач - местного населения с каждым годом все меньше и меньше.




Тем не менее у самого леса, на выезде из деревни, мы встретили Павла Ильича, который возвращался из магазина домой.

Павел Ильич Живец 2 ноября отпраздновал свое 75-летие. Мужчина переехал в Нижние Жары в 1956 году из соседней деревни Верхние Жары, да так и остался жить здесь. Как шутит Павел Ильич, он уже здешний старожил.




- Сначала работал в местном колхозе механизатором - 35 лет, а после 20 лет в местном лесничестве. Уезжать отсюда не захотел - полюбил эти места с молодости. К тому же я заядлый рыбак, а места тут богатые на рыбный промысел. Да и людей здесь было куда больше, чем теперь. А в город меня не тянуло ни капли. И сейчас не тянет. В Комарине есть однокомнатная квартира, но и туда тоже не хочу переезжать. Знаете, есть люди, которые без асфальта жить не могут, а я без тишины не могу. Утром выйду, послушаю птиц: журавля, тетерева. Солнце всходит… Это для меня жизнь.

Да, с непривычки тут тяжело. Особенно зимой: снег, дороги нет, а там якась неполадка, что свет отключили. Вечером выйдешь - кругом тишина, лес, ни огонька и воўкі выют. А мне хоть бы что (смеется).




У Павла Ильича и его жены, которая в этот момент где-то в лесу "коз пасьвіць", трое детей. Двое сыновей живут в Украине, в Славутиче. Один из них инвалид и уже 7 лет обездвижен. Второй сын, как мы поняли из беседы, - атомщик. Один из внуков Павла Ильича пошел по стопам своего отца - поступил на атомщика и учился в Севастополе, но из-за сложившейся ситуации в регионе перевелся в Одессу. Дочка нашего собеседника работает в Гомеле врачом-реаниматологом.

Гордость местного жителя, которую он не без скромности показывает, - его небольшая пасека.




- Взятка, конечно, скудная. Земли здесь песчаные, сохнут быстро, и леса сосновые. Но мне важен сам процесс. Пчелы - такое увлекательное дело, как охота и рыбалка. Хотя прошлый год был довольно удачный, а этот - наоборот. В прошлом году с одного улья 50 кг накачал, а в этом со всех девяти - 50. Мед заготавливаю исключительно для себя, для детей. Правда, немного бабка по деревне раздает - спорт у неё такі.

Время от времени рассказ Павла Ильича зычным лаем прерывает лайка по кличке Барсик, которая не отходит от хозяина и настороженно смотрит на незнакомцев. Но минут через 20 собака успокоилась и уснула, лишь изредка шевеля ухом и прислушиваясь к нашей беседе.




- А не страшно жить вот так, у самого леса? Дикого зверя, наверное, хватает.

- Лес тут больше "освинячен". Да настолько, что деваться некуда. Кукурузу так процентов на 80 свиньи уничтожают. Табуны по полсотни голов ходят - все перевернуто. Воўкі тоже есть. Но в деревню не лезут - в лесу корма хватает.




Пенсию в Нижние Жары по определенным дням привозит машина из района, также здесь работает магазин. Но пока местным жителям позволяет здоровье, некоторые из них ездят за покупками в Чернигов или Славутич. Недалеко от деревни, от станции Иолча, ходит электричка в Украину. До электрички, в свою очередь, сельчане добираются на рейсовом автобусе.

- Просто там дешевле все: и продукты, и промтовары, - говорит Павел Ильич. - Хотя сам в Украину езжу не часто, разве что к сыновьям. Да и много ли старикам надо? Коз держим, перцы, помидоры, арбузы, картошку, капусту сами выращиваем.




На вопрос, приезжали ли сюда в поисках жилья переселенцы из Украины, все же граница близко, Павел Ильич отвечает искренне, но с грустью в голосе:

- Никто сюда не поедет… Вот хата неплохая, которую можно было бы купить, да никто не покупает. Даже позже моей строилась. Бабка умерла, а дети и не оформляли ничего.




Сейчас в деревне много таких одиноких хат. Хата год постоит без хозяев, и мародерствуют - повыносят, посдирают все, что ценность представляет. И людей нет, а черт его знает, кто лазит?..




Кроме здоровья, на что сетуют, пожалуй, все пожилые люди, в Нижних Жарах не слишком хорошо работает сотовая связь:

- Два телефона велкомовские у меня, но в моей хате не ловят. Хотя далей, крестник наш на берегу Днепра живет, у самой границы - так он на диване лежит и с дочкой из Гомеля спокойно разговаривает. А у меня вроде и к Беларуси ближе, а лучше МТС украинская сигнал принимает.






Исходя из такой близости Павла Ильича к Украине, как географической, так и семейной, обойти стороной и не поговорить про события в соседнем государстве мы не могли.

- Как лично вы, как сыновья воспринимают ту ситуацию, которая сложилась сейчас в Украине? Отличаются ли ваши с ними взгляды?

- Большой разницы во взглядах у меня с детьми нет. Несмотря на то что я преимущественно смотрю украинские каналы и новости, мое мнение не всегда совпадает с тем, что говорят по телевидению. Да, мне не нравится, что произошло с Крымом, с Севастополем. Я бы хотел, чтобы Украина была единым, процветающим государством и в то же время дружественной России. Но увы…

Что касается Новороссии… Если некоторые люди думают, что это российская территория, пусть так и думают. Ведь как можно отобрать у человека право думать иначе, не так как остальные? Здесь вопрос нужно ставить по-другому: "Почему он так думает?". Я еще при Ющенко предчувствовал, что нечто подобное произойдет рано или поздно. Конечно, не думал, что будет война, такого и в дурном сне не снилось. Оголтелая украинская националистическая пропаганда не прекращалась день и ночь: "Москалі погані!" и так далее, а "Українці краще всіх!". Может, я и утрирую немного, но все происходило в таком духе. Люди зациклены пропагандой! Я сам этнический украинец, но не могу понять этих вещей…




На Майдане говорили "Мы за кращу долю!". А кто тебе ее даст, долю эту? Правительство? Так хорошее правительство выбирать нужно было раньше. Да, Янукович дрянной президент был, но вы его выбрали? Значит, заслуживали. Не нравится - выберите другого. Януковичу год оставался. Но устроили бунт, при этом не зная, кого выбирать. Избрали Порошенко. Хорошо. Но разве его нельзя было без бунта, без смертей ненужных выбрать?




- Как вы считаете, как будут развиваться события в Беларуси, если Лукашенко отойдет от власти?

- Честно, я сам раньше трошкі не был доволен существующей властью. Хотя не согласен и сейчас в некоторых вопросах с президентом, но в основном мне он нравится. Где-то даже восхищаюсь им. Он - честный человек. Пусть что-то делает ошибочно, неправильно, но делает это не во зло кому-то, он старается сделать как можно лучше государству. Лукашенко - государственник. И правильно или неправильно он делает порой, но в свете последних событий мы живем, как в раю.

Конечно, у белоруса другая ментальность - он спокойный, покладистый, памяркоўны. Но и крепко его тоже нельзя обижать или принуждать. Мне это почему запомнилось. В начале 90-х, когда в делопроизводство активно вводился белорусский язык, как-то после работы мужики сидели и выпивали. Зашла речь про политику. И тут один из них заявляет:

- Вось гаварыў па-беларуску, а цяпер ня буду!

- А чаго ж, братка?

- А няхай не застаўляюць!





В момент нашей беседы во двор проведать друга заходит еще один житель Нижних Жаров.

- Вот у кого вам интервью брать надо было! - смеется Павел Ильич.


Станислав Константинович Барсуков - мастер спорта, заслуженный тренер Украины по вольной борьбе. Киевлянин. Но когда-то, до аварии на ЧАЭС, купил здесь дом в качестве дачи, а после 1986 года и вовсе остался жить

Станислав Константинович немного стесняется, но видно, что ему приятно объяснить слова своего товарища. Дело в том, что Станислав Константинович лично знаком с Александром Медведем, трехкратным олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира, Европы и СССР, заслуженным мастером спорта СССР, вице-президентом Национального олимпийского комитета Беларуси.

- Мой брат и Александр Медведь вместе выступали за сборную СССР. Тогда мы и познакомились. Вот два года назад ездил к нему в Минск, на 75-летие.




На прощание задаем последний вопрос Павлу Ильичу, кем себя он больше считает - белорусом или украинцем?




- Никогда не задумывался. Этнически я украинец, живу почти всю жизнь в Беларуси, а говорю  по-русски. Не делится у меня душа ни на украинца, ни на белоруса, ни на русского.



 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нижние Жары, пожалуй, самый южный населенный пункт Беларуси. Деревня Брагинского района находится "в двух шагах" от Украины - около 500 метров от государственной...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика