В Минской области формируется «пояс бедности», но несколько районов на фоне остальных демонстрируют успехи. К такому заключению пришли аналитики Центра социальных и экономических исследований Case Belarus.
Пояс бедности
По их мнению, в Беларуси идет активный процесс роста и усиления столичной агломерации. В некоторой степени — за счет ресурсов других районов Минской области. Данные районы теряют человеческий капитал из-за естественной убыли населения и миграции — как постоянной, так и маятниковой. Они заметно отстают в социально-экономическом развитии от столичной агломерации и имеют все шансы оказаться в «ловушке бедности».
Эксперты Case Belarus в своем исследовании, которое охватило временной период с 2008 по 2012 год, использовали более 40 статистических показателей. Их условно можно разделить на 4 группы: демографические, экономические социальные и транспортной мобильности.
При анализе ряда статистических показателей, особенно в сфере демографии и экономики, исследователи выявили четкую ассиметрию внутри центрального региона. Регион можно условно разделить на три кластера: метрополию (Минск), агломерационное кольцо (Дзержинский, Минский, Смолевичский районы) и агломерационную тень (оставшиеся 19 районов Минской области). Каждому кластеру присущи свои определенные характеристики.
Во-первых, для метрополии и агломерационного кольца характерен определенный рост общей численности населения. Ни в одном из районов агломерационной тени рост численности населения за исследуемый период не наблюдался. Позитивное миграционное сальдо наблюдалось также только в районах агломерационного кольца (Дзержинском — +830 человек, Минском — +12 085 человек и Смолевичском — +1287 человек) и самом Минске (+83 296 человек). Исключением из «пояса бедности», где происходить миграционная убыль населения, стал Логойский район с минимальным положительным миграционным сальдо (+43 человека).
Во-вторых, имеют место явные диспропорции в экономическом развитии. Так, в исследуемом периоде занятость в экономике агломерационного кольца росла высокими темпами (в среднем на 20%), в Минске и районах агломерационной тени — росла низкими темпами либо снижалась.
При этом занятость в секторе малых предприятий по районам агломерационного кольца варьировалась от 22% до 37% от общего числа занятых в экономике. В Минске данный показатель составлял 27%, а в районах «пояса бедности» — от 7% до 19%.
«Такое распределение занятых на малых предприятиях явно демонстрирует стремление малого бизнеса работать на столичном рынке либо быть максимально приближенным к нему», — полагают исследователи Case Belarus.
Значительно отличается производительность труда в регионе: в агломерационном кольце выручка на одного работающего выше, чем в агломерационной тени, более чем в 2 раза, а в Минске — почти в 3 раза.
Похожая тенденция наблюдается и в распределении средней зарплаты. Если за исследуемый период в Минске она на 26% превышала средненациональную, то в агломерационном кольце превышение составляло до 10%, в том время как в агломерационной тени зарплата была ниже, чем в среднем по стране.
Нагляднее всего наличие диспропорций в развитии центрального региона можно увидеть на примере разницы в ценах на жилье. В городах агломерационного кольца средняя цена квадратного метра в 2013 году составляла 55-75% от минской, в городах агломерационной тени — всего 23-56%.
В-третьих, в агломерационной тени высок показатель бедности населения, более распространены негативные социальные явления. Например, алкоголизм.
Если количество получателей государственной адресной социальной помощи в Минске составляет 28 человек на 10 тысяч населения, то в агломерационном кольце — 97 человек, а в агломерационной тени — 235 человек в среднем по району. Только в Молодеченском районе данный показатель ниже среднего по агломерационному кольцу (81 человек).
Региональные лидеры
Анализ региональных данных показывает, что, несмотря на негативные тенденции в агломерационной тени, несколько районов демонстрируют успехи на фоне остальных. В первую очередь к ним можно отнести Солигорский и Несвижский районы.
Во-первых, они занимают сильные позиции по ряду экономических показателей: размеру средней зарплаты, производительности труда, доле экспорта в выпуске.
Во-вторых, оба района привлекательны для трудовых мигрантов из других районов.
«Данные районы в определенной мере преодолели силу гравитации метрополии и стали региональными центрами притяжения», — утверждают исследователи Case Belarus.
Если высокие показатели по Солигорскому району легко объясняются нахождением на его территории уникального для Беларуси предприятия — «Беларуськалий», то факторы успеха Несвижского района требуют отдельного исследования.
Примечательным в данном случае является и то, что в социальном плане Солигорский район является скорее проблемным в отличие от Несвижского.
Положительную динамику развития последнего исследователи Case Belarus объясняют тем, что данный район традиционно был местом, куда в больших объемах поступали средства на создание современных производств, позволивших возникнуть кластеру успешных и конкурентоспособных предприятий агропромышленного комплекса.
В то же время, неповторимый набор факторов, лежащих вне сферы экономики (возможно, культура, история, качество местных элит и так далее), позволили району гармонично сочетать экономическое развитие с улучшением социальных индикаторов и среды проживания.
Прогнозы и рекомендации
Развитие центрального региона Беларуси во многом повторяет тенденции развития метрополитарных регионов других стран. В будущем, вероятно, это может привести к стагнации периферийных регионов, непропорциональному развитию экономики и социальной сферы, ухудшению экологии и условий жизнедеятельности в метрополии.
В связи с этим для сбалансированного развития центрального региона исследователи Case Belarus рекомендуют властям перейти к горизонтальной региональной политике, основанной на разработке стратегий развития.
«Такие стратеги должны разрабатываться как на уровне районов и городов, так и на уровне их объединений, не замыкающихся в границах существующего административно-территориального деления. Должно быть предусмотрено усиление полномочий местных властей и соответствующее укрепление местных бюджетов, которое позволило бы реализовывать принятые стратегии развития», — полагают исследователи Case Belarus.
Кроме того, они рекомендуют отказаться от политики государственного финансирования развития городов-спутников и снять ограничения на территориальное расширение Минска.