В Германии туристы вывозят навоз, в Беларуси - объедаются драниками. Две истории бизнеса в деревне. 21.by

В Германии туристы вывозят навоз, в Беларуси - объедаются драниками. Две истории бизнеса в деревне

02.12.2014 11:06 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В немецкой деревне туристов по утрам возят доить коров, а в Беларуси в усадьбе "Верес" гости объедаются драниками с мясом и домашним сальтисоном. Две истории сельского бизнеса в разных странах — в нашем материале.






Усадьба в немецкой деревне / Усадьба в белорусской деревне

Германия: остановиться на подворье стоит от 30 евро в сутки

Немецкая деревня Эслоэ в Северном Рейне-Вестфалии меньше всего похожа на деревню из белорусской реальности, и больше всего — на место из сказок братьев Гримм. Двух- и трехэтажные дома на фоне гор и леса, на лугу пасутся лошади, ослы, коровы, дорогу огибает река. Кажется, секунда, и к тебе спустятся Белоснежка или гномы — настолько нереальным видится пространство.






Живут в деревне около 1600 человек. Из объектов инфраструктуры здесь есть детский сад, школа, несколько продуктовых магазинов, филиал хлебопекарни, банк, заправка, пять ресторанов и кафе. Дом, построенный десять лет назад, стоит 180-240 тысяч евро. Старое жилье можно приобрести за 30 тысяч евро. В основном люди зарабатывают деньги, выращивая елки. Местная почва способствует ведению этого бизнеса. Одна ель, если покупатель сам ее срежет, обойдется в 15 евро, если срежут и упакуют хозяева, то — в 25 евро. В городе ее цена уже вырастет до 40 евро.

Поворот на усадьбу "Bilderbuchbauernhof" обозначен специальным указателем, на доме надпись, где упоминаются имена хозяев — Марианны и Хубертуса Шорманов.




Марианна, высокая блондинка с открытым взглядом, ждет нас во дворе. Недавно был Хэллоуин, поэтому во дворе разложены тыквы. Из будки выглядывает одна из трех собак. Вывеска возле дома гостеприимно приглашает на кофе с вафлями.




Марианна, как и ее муж, родилась в деревне. Окончила училище, получив образование в сфере домоводства. В 1991 году ее семья унаследовала это подворье от родителей мужа, которые занимались исключительно сельским хозяйством: держали коров, сдавали молоко, разводили домашних животных. О том, чтобы принимать здесь туристов, и речи не шло.

Но Марианна и Хубертус одну из хозяйственных построек приспособили под комнаты для гостей и открыли два двухместных и один одноместный номера. Такое скромное начало не предвещало сегодняшнего успеха. Однако в мире, где урбанизация берет свое, а в городах растут дети, которые не видели живых коров, поросят, гусей и лошадей, проживание на подворье оказалось очень популярным. Гости оставались в доме у Шорманов, наслаждались сельской тишиной, помогали по хозяйству.




Сегодня эта усадьба – одна из самых известных в стране. В 2001 году она вошла в список 12 лучших усадеб Германии по оценкам представителей сельскохозяйственного общества. В 90-е годы Шорманы трижды получали награды за высокие показатели в туристическом бизнесе. Интересно, что ко всем регалиям и классификациям Марианна относится скептически. Говорит, что это можно сравнить со звездностью поваров: если звезд много, то и ожидания у клиента высокие.
Например, Шорманы принципиально не входят в туристическое объединение, что позволяет их гостям не платить курортный сбор. При этом номера в усадьбе имеют статус трехзвездочного отеля.

Со временем туристический бизнес Шорманов рос: под гостиничные номера они приспособили большую часть дома, арендовали комнаты в домах соседей и пересдавали гостям. В сезон, с марта по ноябрь, могли предложить от 40 до 50 комнат. Но работать с субарендой было не очень удобно, поэтому через некоторое время они купили еще один дом в деревне, который с помощью волонтеров отреставрировали. Так как здание имеет историческую ценность, часть затрат на реставрацию погасили из бюджета земли. Пожалуй, это единственная льгота, которой за время существования усадьбы воспользовались Шорманы.







Сегодня в двух домах они могут разместить до 80 человек. Только за этот сезон их усадьбу посетили две тысячи школьников в составе классов. Сколько приехало семей, Марианна даже не считала. Предлагает посчитать самим с учетом, что по выходным в сезон у них живет порядка 60 человек. Если наши подсчеты не ошибочны, то выходит еще больше двух тысяч гостей в период с марта по ноябрь. Среди туристов абсолютное большинство составляют немцы. Впрочем, и подворье рассчитано на внутренний рынок.

Изюминкой своего бизнеса Шорманы сделали посещение фермы с коровами. Каждое утро, кроме воскресенья, на специальной тележке, в которую они вложили 40 тысяч евро, туристов возят на дойку коров. Это первый момент, который вызывает у туристов неподдельный интерес.

Гости усадьбы вовлечены в сельское хозяйство и другими способами: например, помогают собирать куриные яйца. Ты можешь взять в курятнике яйцо, отнести его на кухню, подписать своим именем и получить жареным на завтрак.

Гостей увлекает даже уборка навоза. Пока Марианна говорит об этом, мимо с тележкой навоза идет девочка лет 15, которую родители привезли на усадьбу на каникулы. По словам хозяйки усадьбы, юная особа делает это добровольно.




Помимо экскурсий на ферму гостям предлагают покататься на лошадях и велосипедах.

Несмотря на то, что у семьи Шорманов два бизнеса, фермерское хозяйство и агроусадьба, Марианна говорит, что одно фермерское хозяйство не смогло бы их прокормить. И оба эти бизнеса сравнивает с парой кроссовок: если порвется один, придется выбросить оба. Доход от сельского хозяйства они получают, сдавая молоко по 35-42 евроцента за литр.

Остановиться на ночь и позавтракать в усадьбе стоит от 30 евро, полупансион с завтраком и горячим ужином от 39 евро, без горячей еды – от 37,5 евро. Если вам необходим еще и обед, то нужно доплатить семь евро.

Трудиться на подворье Шорманам помогают рабочие, в сезон их — 15 человек. Некоторые работают уже десять лет. В месяц здесь без вычета налогов зарабатывают около двух тысяч евро. При этом рабочие живут на усадьбе и питаются за счет работодателя.

Ежемесячно расходная часть туристического бизнеса Шорманов составляет 25-30 тысяч евро. В эту сумму включены зарплаты сотрудников.




У Марианны и Хубертуса пятеро детей в возрасте от восьми до 22 лет. Марианна говорит, что если бы она жила в городе, не решилась бы родить столько, потому что сложно было бы совмещать работу и их воспитание. Сегодня с родителями живут двое младших детей. Старшая дочь решила связать жизнь с миром моды и уехала в город, вторая дочь изучает гостиничное дело, сын получает профессиональное образование.

Одна из главных тем для дискуссий у Шорманов: кто из семьи согласится перенять бизнес:

— Старшая дочь — вряд ли, вторая — тоже на это не намекает, средний сын привязан к деревне, но он уже сказал, что не хотел бы заниматься семейным бизнесом. Двое младших еще не готовы принимать такие решения. Но нужно, чтобы через десять лет они определились, потому что мы хотим своевременно решить этот вопрос и отойти от дел.




Беларусь: переночевать в усадьбе стоит от 20 евро

Если сельский туризм в Западной Европе начал развиваться в 60-70-х годах прошлого века, то в Беларуси — в начале 2000-х. Несмотря на схожие моменты в организации агротуризма в Германии и нашей стране, есть одно существенное отличие — у многих белорусов в деревнях еще живут бабушки и дедушки. Сельским бытом нас не всегда удивишь. Тем не менее на начало прошлого года у нас была зарегистрирована 1881 усадьба.

С Францем Макеем, сыном хозяев усадьбы "Верес" в Зельвенском районе, мы познакомились на конференции по агроэкотуризму. До этого четыре года назад во время семинара, который проходил на усадьбе, довелось познакомиться и с его родителями – Ириной и Михаилом.




Франц учился в Чехии в Институте предпринимательства, окончил магистратуру Белорусского государственного экономического университета. Сегодня он, как и его сестра, живет в Минске. Говорит, что у его детей, в столице больше возможностей для саморазвития, чем в провинции. Когда дети вырастут, Франц планирует перенять бизнес родителей в деревне. Сейчас он с ними работает, мотаясь практически каждый день больше чем за 200 километров из Минска в Зельвенский район.




История усадьбы "Верес" началась в двухтысячных, но предпосылки для этого бизнеса появились раньше. В 1991 году Михаил, отец Франца, решил покинуть работу в местном колхозе и стать фермером. Взял 50 гектаров земли, ссуды на технику и начал выращивать зерно, овощи, открыл гусиную ферму. Сейчас в их хозяйстве, как и раньше, занимаются производством ячменя, пшеницы, картошки, капусты, моркови, свеклы. Плюс к этому ремонтируют зерносушильное оборудование. Ирина Макей, хозяйка усадьбы, говорит, что в условиях своего хозяйства, сам бог велел развивать агроэкотуризм.






На земле, которую отец Франца взял под фермерство, семья построила корчму для рабочих, здание под офис, фундамент для дома. В 90-х дом достроили. По сути эти здания в последствии и задействовали под усадьбу. Вокруг дома разбили парк с 250 видами деревьев и кустарника. Облагородили территорию вокруг двух озер на территории усадьбы, создали зоопарк. Когда видишь эти постройки сегодня, с трудом представляешь, что все Макеи построили в чистом поле, где не было ни дороги, ни электричества.






Находится усадьба в деревне Козловичи, к которой примыкает еще одна деревня – Елка. По сути эти два населенных пункта слились в один. Живет здесь до 1000 человек. Из инфраструктуры детский сад, школа, магазины, аптека, придорожное кафе.

В двух километрах от усадьбы расположена церковь святого Архангела Михаила. Это храм оборонного типа, который известен чудотворной иконой "Всецарица". До ближайшего города Слоним от усадьбы 12 километров.

Особенностями своего подворья Ирина Макей считает именно национальное питание (хозяйка сама готовит колбасы, буженину, сальтисон) и территорию усадьбы, усаженную различными растениями. Туристы здесь могут кататься на велосипедах, лодке, упряжке с лошадьми и рыбачить.




Усадьбу официально открыли после того, как президент подписал указ о развитии агроэкотуризма в 2006 году. Но до этого иногда тоже принимали гостей, правда, бесплатно. Макеи состояли в общественном объединении фермеров. В рамках поездок фермеров из других стран по Беларуси гости заезжали и к ним. Ирина до сих пор помнит случай, когда у них остановились фермеры из Швеции, пообедали и сказали, что за пять дней в Беларуси, нигде так вкусно, как у них, не ели.

Сегодня на усадьбе могут принять до 30 человек. Среди номеров есть комнаты для людей со специальными нуждами. Одна ночевка без питания на подворье стоит 25 долларов (чуть более 20 евро).

Чаще всего у семьи Макей отдыхают белорусы. Многие приезжают на банкеты, которые отмечают на усадьбе. Летом подворье в рамках экскурсий посещают школьники. В этом году здесь прошел редкий для Беларуси проект  —  школа юного фермера, где детям из Слонимского и Зельвенского районов рассказали о том, как заниматься сельским хозяйством и агротуризмом. Ирина говорит, что работать с детьми им понравилось, поэтому от еще одной такой школы точно не откажутся.

По словам хозяйки усадьбы, как в Германии, так и в Беларуси в сфере сельского туризма можно зарабатывать и без организации банкетов.

— Усадьба для того и усадьба, чтобы она работала с понедельника по субботу, — говорит она, но отмечает, что из-за загрузки в фермерском хозяйстве они не каждый день могут принимать гостей.



 
Теги: знакомства, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика