Как празднуют Хануку в обычной еврейской семье (ФОТО)
17.12.2014 15:04
—
Новости Общества
| Mir24.TV Belarus
Источник материала: Mir24.TV Belarus Москва, 17 декабря. Китай-город, вечер. Мы входим в подъезд, затерявшийся между яркими вывесками закусочных и обменников. Старинного четырехэтажного здания снаружи почти не видно, хотя стены хранят следы относительно свежей покраски. Внутри - остатки былого великолепия: высоченные потолки, уцелевшие фрагменты лепнины и колонн. Огромные грязные окна, лифта нет. Проходим первый, второй, третий этаж - офисы, офисы, офисы... Несмотря на запрет курения, местные работницы нещадно дымят у окон с видом на старомосковские крыши. На верхнем этаже - цель нашего прихода, центр еврейской молодежи «Маросейка». Мы пришли сюда посмотреть, как отмечается Ханука - пожалуй, самый известный иудейский праздник. Интересно, что в еврейском сообществе многие вопросы решаются посредством сарафанного радио: община сплоченная, объединенная традициями, бизнесом и кровным родством. На семейство Бройде мы вышли именно таким путем - кинув клич среди знакомых. В просторной прихожей с гардеробом нас встречает хозяйка, женщина лет 27 с абсолютно русским открытым лицом, русыми волосами и светлыми глазами. Голова покрыта - так полагается замужней женщине. Ариэлла - мать пятерых детей, уважаемый в столичной еврейской общине человек. Она работает в школе при Министерстве образования Израиля, а также ведет курсы для девушек. Главы семейства, Акивы Бройде, дома еще нет, а хозяйка, похоже, впервые о нас слышит. Доставая из шкафа яркие пластиковые тапки, она по ходу дела узнает, о чем же мы договаривались с ее мужем. Оказывается, Акива не передал, что нам нужно снять праздничный стол - поэтому традиционных пончиков не будет. Вокруг бегают дети - только что закончилось занятие по рисованию, и молодой преподаватель - в кипе, как и все мужчины в этом доме - приводит кабинет в порядок. Мы перемещаемся на кухню. Ариэлла, явно привыкшая быстро решать проблемы, начинает готовить - в ее руках все спорится. На фото хозяйка внимательно осматривает содержимое яйца: в нем ни в коем случае не должно быть крови. Через какой-то час на столе оказываются сырники, драники, вафли с домашним клубничным сорбетом и ароматный чай. Пока мы беседуем, дети потихоньку таскают лакомства... «На Хануку готовят блюда с использованием масла в память о чудесном горении лампад, а также молочные блюда. С маслом обычно готовят картофельные оладушки. Самое ханукальное блюдо – пончики, которые жарятся в масле, а внутри них может быть творог или повидло. Это традиционное блюдо марокканских евреев. Молочные блюда - это сыры, сырники, блинчики и так далее», - рассказал нам несколькими днями ранее раввин Меир Маневич, заместитель главного раввина Москвы.
История праздника Хануки связана с событиями, которые произошли в 164-163 годах до нашей эры и называются Маккавейским восстанием. «Во времена греческого владычества шла борьба против религиозного и культурного засилья греков, открытой войны против евреев и их веры. Греки проводили политику невмешательства - каждая территория, контролируемая ими, пользовалась относительной автономией. Они уважали чужую культуру, но, столкнувшись с иудейством, не смогли прийти к консенсусу. Это связано с тем, что иудаизм - монотеистическая религия, отрицающая многобожие. Греческая философия как таковая - полный ее антагонист. В итоге это вылилось в серьезные столкновения», - говорит Маневич. Под греческим владычеством многие евреи эллинизировались. «Постепенно эти люди стали отворачиваться от еврейской веры, морали и ценностей, от преданности всевышнему, Торы и стали силой навязывать широким слоям населения, которые от них зависели, новые обычаи. Из недр народа поднялось восстание под руководством Маккавеев из рода священников, - продолжает раввин. - Это была чудесная победа неорганизованного войска, можно сказать, народного ополчения, против регулярной греческой сирийской армии. Прекрасно оснащенной, со слонами - армией победителей. Часть врагов была уничтожена, предатели не получили пощады. А греков изгнали». На кухне взгляд сразу цепляется за подоконник - маленький семейный алтарь. С него смотрит фотография раввина Авраама Ицхака Кука, который стал основоположником концепции религиозного сионизма (многие иудеи верят в сакральное значение создания государства Израиль, которое должно положить конец двухтысячелетнему изгнанию евреев). Также здесь стоит набор для Шаббата, а в дни Хануки сюда ставится девятисвечник - ханукия. Девятая свеча предназначена для того, чтобы от нее зажигать все остальные. По традиции в первый день зажигается одна свеча, во второй - две и так далее, каждый день на одну больше. Кстати, соблюдение всех традиций влетает в копеечку - набор ханукальных свечей, например, сегодня стоит 40 долларов. Именно в валюте. Конечно, свечи можно заменить на нечто вроде лампады из обычного оливкового масла и фитиля, но это неудобно. «Когда иудейское войско вошло в Иерусалим, оно нашло Храм (Иерусалимский храм) оскверненным греческим богослужением. Первосвященники к тому времени исполняли греческие обряды, несмотря на то, что были евреями по национальности, - рассказывает раввин. - Город по сути превратился в эллинский полис - здесь появился стадион и много того, что противно еврейскому духу, Священному писанию, духу пророков. Все нужно было либо перестраивать, либо уничтожать, возникла проблема с исполнением обязательных церемоний в Храме».
Кроме возжигания светильника, каждое утро в ходе обычной молитвы иудеи должны читать комплекс хвалебных гимнов и Тору в том месте, где рассказывается о строительстве так называемой скиньи, или переносного храма, благодаря которому Иерусалимский храм очистили и возобновили в нем служение. Кроме того, существует ряд обычаев, в которые вовлечены и взрослые, и дети - например, детям дают монетки. А вот этот волчок называется дрейдл или севивон - в дни Хануки с ним играют дети. Изначально играли как раз на мелкие монетки и сладости, а в наше время - только на сладости. «Детей надо приучать к благотворительности. Один из этих принципов – приучать их владеть чем-то, чтобы им было чем делиться. В Хануку есть некоторый акцент на воспитательный элемент. Детям не просто давали монеты – они обходили дома тех взрослых, которые зажигают светильники, слушали разговоры о религии. Легче всего вовлечь ребенка, если есть какой-то маленький материальный элемент, потому что ребенок - еще недостаточно развитая духовная личность, он только формируется. Его нужно воспитывать кнутом и пряником. Если мы хотим донести что-то до детей, мы должны их как-то поощрять. Так и сложился этот обычай», - поясняет Меир Маневич. Женщины после возжигания ханукии должны полчаса не выполнять никакой работы. «У греческих господ было право первой брачной ночи, поэтому победа освободила еврейских женщин от их ига, - рассказывает священнослужитель. - Поэтому для женщин это особая радость. Закон призывает женщин в течение получаса горения ханукальных свечей не выполнять никакой работы – это такой маленький праздник. Часто женщины собираются вместе, устраивают девичники. Это такое еврейское Восьмое марта». Тем временем вокруг нас кипит деятельность - постоянно кто-то звонит, приходит и уходит. Бегают дети - старшие присматривают за самой младшей девочкой, ей всего четыре месяца. Вскоре приходит отец - темноволосый мужчина в кипе. Пока Ариэлла колдует у плиты, он берет на руки младенца и начинает охотно отвечать на наши вопросы. В итоге мы выясняем, что семья, в которую нас привел случай, относится к общине при московской Хоральной синагоге под управлением главного раввина Москвы раби Пинхаса Гольдшмидта. Центр «Маросейка» в этих стенах существует около 15 лет, все это время там был институт для девушек и общежитие. Последние полтора года «Маросейкой» занимаются Ариэлла и Акива Бройде. Специально для этой работы их пригласили в Москву из Минска, где они занимались такой же деятельностью. «Что остается неизменным - это направленность, - говорит Акива. - Занятия для девушек и семей. Как правило, для мужчин есть очень много учебных заведений. К сожалению, многие не родились в религиозных семьях, не впитывали знания с молоком матери. Поэтому важно, чтобы парни получали соответствующее образование, могли создавать нормальные семьи и продолжать общину. Если они не будут знать Тору и законы, они не смогут создавать еврейские семьи, вести еврейский быт. Проблема в том, что у девушек таких возможностей меньше». «Центр предоставляет возможность встречать еврейские праздники, шаббат в теплой атмосфере среди своих друзей, среди людей, которым это важно. Есть уроки для девушек, совместные встречи праздников, мероприятия для детей и кулинарные мастер-классы. Мы стараемся помогать незамужним девушкам найти пару - это очень актуально», - дополняет Ариэлла. Также в центре ссть свободные комнаты для людей, которые хотят соблюдать субботу или праздники, когда, например, нельзя ездить на общественном транспорте и разговаривать по телефону, но не имеют такой возможности. Тем временем мы садимся ужинать - все очень вкусно. Кстати, в традиционных иудейских семьях очень много детей. Трое для них - это не многодетность. У Ариэллы и Акивы - пятеро, четыре девочки и один мальчик, и на этом останавливаться они не собираются. Во многих семьях детей до 12, хотя и это не предел.
По его словам, главные задачи современных евреев - вернуть народ в религиозное русло и остановить ассимиляцию. «Она привела к тому, что на сегодняшний день большинство евреев нерелигиозны, - объясняет Акива. - Слава богу, последние лет 20-25 есть обратная волна, люди становятся все более религиозными. По некоторым данным, через 10 лет 60% первоклассников в Израиле будут из религиозных семей, то есть лет через 25-30 большая часть населения будет религиозна». Сам Акива родился на Украине, в городе Кривой Рог, но в 15 лет по собственному желанию уехал учиться в Израиль. Там он и познакомился со своей будущей женой. Ей было 13, а ему почти 16. В тот год Ариэлла приехала с мамой проведать сестру, которая была в близких отношениях с главой школы, где учился Акива. Потом она вернулась в родную Москву, но а 17 лет вновь приехала в Израиль - учиться. «Я в него влюбилась, бегала за ним отчаянно. Он должен был идти в армию и не поддавался, потому что не хотел до армии никаких отношений заводить. А когда вернулся, все наши близкие друзья начали обручаться. У него не было выбора. Мы даже расставались один раз, потом снова сошлись. И все, поженились 25 сентября 2001 года», - смеется Ариэлла. В 2000-х пару пригласили работать с молодежью в Минск, а несколько лет назад - в Москву. «Все еврейские праздники - семейные. При этом нет праздников без гостей, это предписано еврейским законом, - отмечает Акива. - Гостеприимство является обязательным, неотъемлемым принципом любого еврейского времяпрепровождения. Это идет еще от нашего праотца Авраама и запечатлелось в нашем законе – ни один праздник не угоден Богу, если за столом нет гостей: от страждущих, одиноких, бедных и несчастных, которым нечего поесть, до просто гостей, которые одиноки, чтобы они чувствовали, что их помнят, знают и любят. У кого есть возможность, должен исполнять заповедь гостеприимства». Итак, несмотря на то, что празднуется Ханука в декабре, никакого отношения к еврейскому Новому году не имеет. Праздник отмечается широко, но не является самым значимым в иудаизме, каким, пожалуй, можно назвать Песах. Чем отличаются еврейские праздники с точки зрения наблюдателя извне? Однозначно - сплоченностью и активностью общины, в которой присутствует что-то вроде поруки друг за друга. Люди в общине знают друг друга, помогают решать проблемы, регулярно собираются вместе. В общине постоянно кипит какая-то своя, внутренняя, деятельность, подогреваемая общими целями и идеями, и бережно сохраняются традиционные ценности, такие как большая семья и гостеприимный дом. Погружение в это сообщество оказалось действительно интересным. А вот та самая Хоральная синагога, к которой принадлежит община: Мария Аль-Сальхани Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
17 декабря у иудеев началась Ханука - праздник, который длится восемь дней. «МИР 24» побывал в гостях у обычной многодетной еврейской семьи. |
|