У многих иностранцев наша страна до сих пор ассоциируется с Советским Союзом. Здесь по-прежнему одеваются во что придется и стоят в очереди за продуктами. Примерно с такими же мыслями почти 7 лет назад в Беларусь приехал 38-летний французский хореограф, артист балета Майк Партуш.
Фото с сайта aif.by
Из регби - в балет
Майк Партуш родился в семье артистов в небольшом городке Навер в 250 км от Парижа. За свою жизнь он успел поменять много профессий: профессионально занимался регби, футболом, волейболом, после армии 4 года учился в Париже актерскому мастерству, играл в театре.
- Но мне всегда не хватало энергии. Совместить спорт и искусство возможно только в танце, - рассказывает Майк. – Сначала я думал, что классический танец - не для меня. Здесь же мужчины носят колготки! (смеется). Но мечта о танце перевесила все аргументы "против".
Во Франции Майк встретил преподавательницу танца из Украины. Она сказала: "Майк, если ты хочешь учиться классическому танцу - поезжай в Минск. Там есть очень хороший колледж". Так он оказался в белорусской столице.
Систему не сломать
- Мое первое впечатление о Беларуси? Я удивился, почему все говорили, что здесь диктатура. Во Франции мы представляем ее иначе - как место, где на улицах много людей в форме и оружием, - рассказывает Майк. - Оказалось, что в Беларуси, как и везде, просто надо соблюдать закон и порядок. Это нормально. Здесь мне дали возможность учиться, работать, заниматься тем, что мне нравится. Значит, я должен уважать эту страну, ее культуру и законы.
Майк работает в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Несомненно, балет у нас и во Франции сильно различается. И дело не только в технике танца.
Официальная должность Майка - артист балета первой категории. Зарплата в месяц с максимальной премией - 3 млн рублей (для сравнения - в Париже артисты кордебалета зарабатывают около 2500 евро).
Низкие зарплаты, бюрократическая система – все это приводит француза в недоумение.
- Мне сложно понять, почему у вас уборщица может зарабатывать 5 миллионов рублей, а артист балета - 3 млн рублей. Кроме того, во Франции плохого танцора не будут держать в театре. Ты будешь танцевать, только если ты профессионал. А здесь по-другому. Нравишься начальству или чей-то родственник – значит, будешь работать. К тому же в Беларуси танцора в 38 лет могут отправить на пенсию. В Париже артисты танцуют до 42-45 лет. Изменить эту систему, которая в Беларуси существует не один год, ему не под силу. Поэтому все, что остается, - адаптироваться и приспосабливаться к заданным условиям.
"Белорусы очень богатые!"
Удивительно, но французский танцор умудряется жить в белорусской столице на свою более чем скромную зарплату.
Дополнительный заработок для Майка - уроки по хореографии: сейчас работает с двумя девушками из Белорусского государственного хореографического колледжа. Но иногда приходится тратить сбережения, хранящиеся во Франции.
До кризиса 2011 года Майк снимал комнату за 150 долларов. Сейчас это невозможно – пришлось бы за жилье платить половину зарплаты. Поэтому Белорусский государственный академический музыкальный театр выделил Майку комнату в общежитии. Сейчас за жилье он платит около 250 тысяч рублей в месяц. Майк говорит, что теперь он может позволить себе ходить в кино, театр, кафе.
- Неужели с зарплатой в 3 млн рублей у вас есть деньги на походы в кафе?
- У француза всегда есть деньги на кафе. Но долгое время жить на такую зарплату я, конечно, не смогу. Цены в Минске выше, чем в Париже. Здесь чашка кофе стоит 1,5 евро. А ведь у нас зарплаты выше, - смеется Майк. - Мы с моим другом-французом шутим: "Белорусы очень богатые. Когда во Франции кризис – в магазинах становится меньше людей. А в Минске в магазинах всегда много народу". Два года назад в одном из столичных магазинов видел бутылку французского шампанского за 2,6 млн рублей. В Париже такая же бутылка стоит 20 евро. Как это возможно?!
Минск комфортный
- Конечно, Париж – это город-музей. Но у нас столько проблем, что окружающей красоты не замечаешь. А Минск – очень понятный город. Здесь легко ориентироваться. Для меня большой плюс белорусской столицы – здесь мало людей на улицах. В Минске очень много парков, зелени, поэтому дышится здесь легко. Здесь мне жить абсолютно комфортно, я не испытываю никаких стрессов. Здесь низкая преступность, почти нет пробок и очень тихо. В отличие от Парижа, в Минске спокойно и безопасно. Красивые белорусские девушки могут спокойно выйти на улицу в час ночи. В Париже девушки, даже спускаясь в метро, собирают волосы и прячут их под одежду, одеваются похуже. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.
Не хватает смелости
- Белорусы очень закрытые люди. Это выражается даже во внешнем виде людей. Я вижу, что многие девушки и парни стараются одеваться модно, что у них есть вкус. Но вам не хватает цвета в одежде. Все потому, что вы не ощущаете себя свободными – вы боитесь одеваться так, как вам нравится. Если девушка во Франции хочет надеть оранжевые колготки, она их надевает. Ее не волнует, что подумают окружающие люди.
Вы не умеете пить
- Белорусы, как и французы, пьют много алкоголя. Только здесь это пиво и водка, а во Франции – вино. Кстати, белорусы вообще не умеет пить вино! Я пытаюсь научить своих белорусских друзей правильно пить вино.
О белорусском языке
- Однажды я услышал, как две девушки говорили на красивом мелодичном языке. Оказалось - это белорусский язык. Я удивлен тем, что вы не говорите на родном языке. Я как-то спросил своего друга: "Почему вы не говорите на белорусском языке?". Тогда он привел меня в магазин и стал говорить с кассиром по-белорусски. Девушка посмотрела на нас удивленными глазами. Я хотел сказать ей: "Он белорус, это же нормально!" Я думаю, если каждая страна хочет быть сильной, у нее должны быть своя культура, язык.