Бурный информационный год завершается. И несмотря на войны, катаклизмы, роковые падения самолетов и цен, в нем было немало позитива. TUT.BY вспоминает людей, события и явления 2014 года, которые нас порадовали, приятно или не очень удивили, изменили нас, нашу жизнь и нашу страну.
1. Наше чудо
Дарья Домрачева попала во все возможные и невозможные топы нынешнего года, осчастливив даже отъявленных скептиков, не веривших в исполнимость государственных медальных планов, своими тремя золотыми олимпийскими медалями.
И если бы спортсмены, как артисты, могли получать звания "народного", Даша была бы первой претенденткой на титул. Родина заслуг Домрачевой не забыла, порадовав и высоким званием "Герой Беларуси", и новенькой квартирой. С началом нынешнего биатлонного сезона белорусы с особой надеждой льнут к экранам. Даша не подводит.
2. Минский успех контактной группы
Натужные мучения министерств и ведомств по улучшению имиджа Беларуси, вызывавшие не столько это улучшение, сколько бурную полемику среди самих белорусов, наталкивали на мысль объявить эту задачу нерешаемой в существующих обстоятельствах. Даже чемпионат мира по хоккею, обеспечивший немало позитива и внесший сумасшедшую нотку в имидж чопорного Минска, не решил задачи. Кардинальный сдвиг произошел неожиданно. Миротворческие усилия президента Лукашенко, которого мировое сообщество годами демонизировало, восприняли весьма позитивно. В декабре заседания контактной группы, в которую вошли представители Украины, России, ОБСЕ и самопровозглашенных ЛНР и ДНР, продолжились, окончательное решение конфликта пока не просматривается, но эффект уже налицо.
Для журналистов заседания контактной группы превратились в кошмар с многочасовыми ночными бдениями. Ночь с 19 на 20 сентября. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
3. Торговые войны с Украиной и Россией
Почти весь год Беларусь будоражили если не полномасштабные торговые войны, то угрожающие маневры, обернувшиеся двумя конфликтами. Начавшееся весной белорусско-украинское противостояние, в ходе которого стороны обменялись экономическими "любезностями" в виде введения лицензирования, пошлин, а также угрожающей риторики, прекратилось 19 августа.
Короче, но яростней оказалась мясо-молочно-экспортная война с Россией. Больше месяца ключевые белорусские производители страдали от закрытого Росссельхознадзором доступа на российский рынок. Только в конце декабря выяснилось, что все произошло не только в обход Евразийской экономической комиссии, но и без согласия Путина.
Вторым, вернее, первым фронтом белорусско-российского противостояния стали обвинения белорусов в контрабанде товаров, которые оказались в российском санкционном списке.
В итоге проблемы, грозившие испортить (а то и сорвать) старт Евразийского экономического союза, начали рассасываться. Но осадок остался.
Фото: Александр Васюкович
4. Упали цены на нефть
Цены на нефть, которые всегда горячо интересовали весьма ограниченный круг лиц, во второй половине года вышли на первые полосы самых неэкономических изданий. Разница между 110 и 57 долларами за баррель стала особенно очевидна, когда падение цен оказалось одним из ключевых факторов, спровоцировавших падение российского рубля. А уж когда вслед за ним пошатнулся и белорусский рубль... Эксперты пока пессимистичны – цены уже опустились до уровня 2009 года и могут продолжить падение.
Фото: Reuters
5. Валютные финты
Валютный и потребительский ажиотаж в Беларуси был сметен стремительным решением Нацбанка о комплексе мер "по недопущению развития негативных тенденций на финансовом рынке". Среди ключевых мер – временный 30-процентный сбор на покупку валюты и для предприятий, и для граждан, покупающих валюту в банках, уже трансформировавшийся в 20-процентный. Оригинальность новой конструкции первым оценил бизнес, уже потребовавший девальвации. Выруливать из непростой ситуации придется уже новому составу правительства с усиленным экономическим блоком.
Ажиотаж в магазине. Фото Вадима Замировского, TUT.BY
Взявшись за алкоголиков, Беларусь не забыла и про тунеядцев. "К 1 января принять меры, чтобы все (и рак, и жук, и жаба, и щука), все работали. Заставить всех работать", – потребовал президент. Тех, кого сегодня относят к тунеядцам, оказалось неприлично много – около 400 тысяч человек. Это и не желающие трудиться асоциальные личности, и неплательщики налогов. Направление борьбы с теми, кто не желает вносить вклад в увеличение благосостояния страны, обозначил Александр Лукашенко, рекомендовавший их вылавливать, "в холодной воде" приводить в чувство, отправлять потом на работу и ставить возле алкоголиков надсмотрщиков "с дубиной хорошей".
10. Отрава года
Как бы ни актуальны были проблемы алкоголиков и тунеядцев, благополучные граждане на них поглядывали свысока: ужас, конечно, но нам такое не грозит. Тема наркотиков выстрелила в начале года и завершилась принятием в конце декабря сурового антинаркотического декрета. С появлением спайсов и жутких смертей и увечий благополучных подростков, отличников-студентов и молодых программистов стало очевидно, что наркотики – больше не проблема маргиналов и асоциальных личностей.