Год митрополита Павла в Беларуси: о прекрасной стране, вреде интернета и искушении говорить по-русски. 21.by

Год митрополита Павла в Беларуси: о прекрасной стране, вреде интернета и искушении говорить по-русски

21.01.2015 20:22 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси уже год как назначен предстоятелем Белорусской Православной Церкви. По этому случаю он дал пресс-конференцию. Во время нее владыка поделился мнением по разным аспектам жизни общества.




О Беларуси

Очень быстро прошел год, я даже не ожидал, что он будет настолько насыщенным.

Я сегодня ехал утром на службу, и у меня было такое впечатление, что я здесь много-много лет: знакомые лица в храме, священники, пейзажи. У меня такое впечатление, что я здесь был всегда.

С Божьей помощью, мне довелось посетить все епархии Белорусской Православной Церкви. Во время своих визитов встречался с епископами, священнослужителями, с верующими людьми, удалось общаться с главами регионов, губернаторами. Сегодня у меня, нисколько не побоюсь это сказать, самые добрые впечатления о посещении наших епархий, монастырей и храмов.

Огромная заслуга во всем этом моего предшественника, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси, митрополита Филарета. За годы его пребывания на белорусской земле произошло настоящее чудо Божие: процветают храмы, монастыри, много людей приходит в храмы.


О молодежи

На наших архиерейских соборах Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно обращал внимание всех епархиальных архиереев на необходимость уделять большое внимание молодежи, потому что это наше будущее.

Сегодня идет борьба за душу каждого молодого человека: кто-то пытается зарабатывать на этом деньги, предоставляя услуги, которые вредят душе и телу человека. Я имею в виду алкоголь, наркотики, спайсы. Задача наших пастырей объяснить детям, молодежи, что этот путь ведет к гибели. Поэтому мы призываем всех отказаться от этой привычки, если у кого-то она появилась, и встать на путь спасения.


Воскресная литургия в Свято-Духовом кафедральном соборе с участием митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси. 5 января, 2014 года. Минск. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY


О религиозных карикатурах во французском еженедельнике Charlie Hebdo

Жили люди, годами, веками, жили рядом, дружили, работали, общались и вдруг появляются карикатуры. Я не знаю, какая у них главная цель? Если показать свое мастерство художественное, то вы сами можете убедиться, оно на таком уровне, что и художеством нельзя назвать. А вот вражду и ненависть оно посеяло. И хочется задать вопрос: а зачем? Кому это нужно? Чего они добились этим? Несчастные люди.

Я очень часто вспоминаю эпизод из жизни советской школы, когда учительница детям говорила, что Бога нет:

Все детишки, делайте, что хотите, Бога нет. Сейчас прорепетируем. Вот давайте, есть такая фигура из трех пальцев, детишки сложите такую фигурку и покажите туда (вверх – TUT.BY).

Они сложили и показали.

Вот видите, вам за это ничего не будет, потому что там нет Бога.

А потом говорит:  Яша, а ты почему не сложил?

А Яша отвечает:  Если там никого нет, то кому показывать? А если он там есть, то зачем с ним портить отношения?

Если нет Бога, нет Мухаммеда, пророка, зачем вы его трогаете? А если он есть, то для многих людей он пророк, святое, многие люди его почитают. Зачем на него делать карикатуру? Это попытка столкнуть людей.

Когда затрагиваются религиозные чувства, если мы промолчим, то мы молчанием предаем Бога. Я как православный христианин должен отреагировать, если в моем присутствии хулится имя Божие. Хула для Бога ничего не означает, Бог сам потом разберется с хулителем. Но сегодня любая хула или карикатура является провокацией. Есть попытка раскачать нормальный образ жизни людей, поссорить. А что еще может быть?

Сегодня обижаются и возмущаются, что произошло убийство журналистов. Но зачем было провоцировать?


О скарбонках и церковных лавках

Случается, когда под видом сбора пожертвований на храм, используют эти скарбонки люди нецерковные. Это есть и в Минске, это было и в тех местах, где я нес предыдущие послушания.

Поэтому мы приняли решение на нашем епархиальном совете упорядочить ведении этих скарбонок. Надо было всем тем, кто занимался сбором пожертвований прийти в епархиальное управление Минска, написать прошение на имя экзарха, что я настоятель такого-то храма, для обеспечения нормальной жизнедеятельности нашего прихода, для строительства, восстановления, реставрации нуждаемся в пожертвовании, поэтому просим вашего благословения открыть скарбонку или церковную лавку там-то и там-то, с руководителем торгового центра вопрос согласован. Бухгалтерия выдает сертификат благословения и обязует настоятелей или игуменов монастырей контролировать.

Беда в том, что ко мне приходят люди и говорят: "Мы подали записочки, а вечером вышли, и наши записки лежат в мусорном баке". Как к этому относиться? Конечно мы приняли такое серьезное решение, что упорядочить надо, чтобы не было профанации со стороны сборщиков.

Жители Минска могут подойти к любому сборщику и спросить: есть ли благословение? Если нет благословения, вызывайте милицию, это проходимец. Если он действительно собирает на храм, то у него будет благословение, моя подпись и печать.


О продаже святой воды

Это нонсенс продавать святую воду. Если вы хотите людям помочь, вы предлагайте, запретов нет. Но святую воду продавать… Если я только узнаю, то буду наказывать. Это неправильно.

Другое дело, что вы можете объяснить и сказать: "Друзья мои, мы потратили такое-то количество денег на приобретение емкостей, на то, что привезли сюда воду. Если хотите, то можете пожертвовать". Но продавать святую воду… Это просто недопустимо.


Открытие IV Европейского православно-католического форума в Минске.  Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси и митрополит-архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.
2 июня, 2014 года. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Об интернете

Интернет, конечно, очень важное и интересное средство коммуникации. Но, к сожалению, сегодня это средство коммуникации для многих людей становится огромным искушением. Иногда мамы ко мне приходили и жаловались, что дети из дома не выходят. Ребенок знает только, где холодильник, туалет и компьютер.

Я в Рязани получал много прошений от родителей совершить заочные отпевания: дети кончают жизнь самоубийством. Жуткий рассказ мамы был о том, как девочка покончила жизнь самоубийством, потому что поссорилась в соцсетях со своим парнем. Она дружила с парнем, вдруг он ей сообщает, что любит другую. Она поднялась на 11 этаж и сбросилась с крыши. Какие несчастные люди. Она его никогда не видела. Она только через соцсети с ним общалась.

К сожалению, много еще в соцсетях происходит странного: ведут дневники. Я понимаю, что для нас важно было узнать внутренние настроения святого Иоанна Кронштадского. Когда были опубликованы дневники, люди узнали о его внутреннем мире, состояние, отношении. Он описал свои сокровенные мысли, и из них мы поняли, что это был святой подвижник. А вот вдруг я сходил в магазин, увидел того-то и того-то, все рассказывает в социальных сетях, выкладывает и весь мир его обсуждает. У людей пропало чувство целомудренности, нет сокровенности у человека.

Я в социальных сетях не принимаю участие принципиально и принципиально не смотрю рекламу. Смотрю новости, религиозные передачи.


О социальных сетях монахов

Если ты хочешь посвятить свою жизнь Богу, то зачем монаху интернет или телевизор? Не нужен он. Если монах хочет содействовать каким-то людям, то это через молитву, как преподобный Сергий Радонежский. Как он примирял князей, которых никогда не видел и не слышал. Тогда не было социальных сетей и телефонов. Он молился за них, и Господь умиротворял враждующих.

Я вспоминаю период, когда поступил в монастырь. Помню одного монаха, это был 1978 год, так его выгнали из монастыря из-за того, что приобрел себе в келью телевизор. Тогда это считалось аморально: телевизор в келью монаху. Зачем ты пришел в монастырь?


О белорусском языке и своем гражданстве

Мне недавно выдали (в Беларуси прим.TUT.BY) вид на жительство на два года, через два года будет очередная процедура. Я такой же человек, как и все, кто прибыл в Беларусь. Есть закон – будем соблюдать.

Когда у меня спрашивают: изучаю (белорусский язык – TUT.BY) или нет, то отвечаю, что когда приехал в США, слабовато знал язык и сейчас его слабо знаю. Но когда я оказался в такой ситуации, что никто вокруг не говорил ни на каком другом языке, только на английском, я вынужден был учить и говорить, а потом и служить и проповедовать. Для меня сегодня большое искушение – все говорят по-русски. Если бы все сейчас не говорили по-русски, а только по-белоруски, я бы очень быстро выучил язык.

Несколько женщин ко мне подходили, и они на чистой "беларускай мове" со мной говорили и спрашивали "разумею" или нет. Я говорю, что я как тот песик: все понимает, но сказать ничего не может. "Разумець разумею", а вот "размаўляць" мне еще немножко "цяжка".


Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в торжествах в честь небесной покровительницы Беларуси святой Евфросинии Полоцкой.
5 июня, 2014 года, Полоцк. Фото: Игорь Матвеев, TUT.BY


О пожертвованиях беженцам из Украины

В прошлом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех епархиях, в том числе и нашего экзархата, осуществлялись сборы пожертвований. Мы на последнем заседании синода БПЦ приняли решение: все сборы, которые осуществлены, будут распределяться специально назначенными людьми. Во многих храмах до сих пор остались скарбоночки, люди приносят какую-то помощь.

Сегодня очень трудно материальные ценности предавать в Украину, поэтому приняли решение раздавать материальную и гуманитарную помощь беженцам.

Во всех храмах за каждой божественной литургией возносится молитва, чтобы Господь умиротворил враждующих людей. Мы все православные и в Украине, Беларуси и России переживаем за то, что происходит.
Новый глава Белорусской Православной Церкви Павел прибыл в Минск утром 4 января прошлого года. Накануне в патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Кирилл озвучил указ о назначении бывшего митрополита Рязанского и Михайловского Павла преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. До этого с 1990 года главой БПЦ был митрополит Филарет (Кирилл Вахромеев).

Митрополит Павел (Георгий Пономарев) родился 19 февраля 1952 года в Караганде в семье рабочих. Служил в Советской армии, учился в профтехучилище, работал шофером и слесарем. Окончил Московскую духовную семинарию, а также Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, наместником Псково-Печерского монастыря, епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде, епископом Венским и Австрийским, архиепископом Рязанским и Касимовским. Решением Священного Синода в октябре 2011 года присвоен титул "Рязанский и Михайловский", назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 года возведен в сан митрополита.

В сентябре прошлого года избран ректором Института теологии БГУ в Минске. Решением Священного Синода в октябре 2014 года получил титул "Минский и Заславский" в связи с образованием Слуцкой епархии, а также назначен главой Минской митрополии.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси уже год как назначен предстоятелем Белорусской Православной Церкви.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика