"Они хотят учиться, мы хотим, чтобы они учились". Четыре директора о первом и главном лицее Беларуси. 21.by

"Они хотят учиться, мы хотим, чтобы они учились". Четыре директора о первом и главном лицее Беларуси

10.02.2015 13:02 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Здесь собираются лучшие школьники", так о лицее БГУ рассказывают его руководители всех времен. 6 тысяч выпускников, 1370 дипломов республиканских олимпиад, 175 медалей международных олимпиад… "Но главное не дипломы, – говорит нынешний директор Макар Шнип. – Важнее, что лицей БГУ стал местом, где страстно хотят учиться и даже не против остаться на второй год".

Мы пообщались со всеми директорами лицея БГУ - со всеми, кто работал с первого дня его создания. К 25-летию учебного заведения на этом посту побывало четыре руководителя.


К удивлению, слово "лицеист" директора употребляют не только в отношении воспитанников лицея, но и применительно к себе




Александр Жук сегодня – доктор педагогических наук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Работал преподавателем кафедры геометрии, топологии и методики преподавания математики Белорусского государственного университета, когда летом 1989 года приказом министра образования его назначили директором лицея, в котором еще не было ни педагогов, ни учеников.




– Мне 32 года, кандидат наук. Я был один, не было ни здания, ни учителей, ни учащихся. Начинали с одного этажа 189-й школы в Серебрянке. Набирать ребят стали прямо посреди учебного года.

Сразу пригласил Татьяну Александровну [Колевич] (третий директор БГУ. – Прим. TUT.BY). Она была ученым-химиком в НИИ физико-химических проблем БГУ. Знакомые сказали, что Татьяна Александровна очень любит детей, ходит с ними в походы. Позвонил: "Как насчет лицея? Завтра утром нужно начинать работать".

Тогда всего два преподавателя (в том числе Татьяна Колевич – Прим. TUT.BY) были старше меня. Я подбирал молодежный состав, потому что молодые преподаватели ближе к учащимся не только по возрасту, но и по ощущению жизни. Они хотели создать что-то новое и были готовы к этому.

Почти весь первый год пришлось заниматься поиском строения. Удалось найти здание 1935 года по адресу Маяковского 96 – то самое, которое потом называли зелененьким. За три месяца сделали ремонт, и 10 лет лицей жил там – создавался, развивался. На Маяковского закладывались все лицейские идеи, основы братства и дух, которые отличают его от других учебных заведений.

У этого духа, мне кажется, три составляющие. Первое – это желание ребят получить хорошее образование. Здесь собираются лучшие школьники, которые хотят учиться. Это определяет и уровень преподавания: не нужно никого заставлять учиться, только создать условия для творческой реализации ребят.

Второе – атмосфера, традиции, уважительное отношение и даже любовь педагогов к школьникам. Лицей – это братство, команда.

Третье – спорт. Лицеист должен быть не только образованным, но и физически здоровым. Поэтому мы с самого начала ввели вместо двух уроков физкультуры четыре и одно занятие танцев. За два года обучения лицеисты успевают выучить два десятка танцев. В футбол играем столько, сколько лет лицею. И всегда между командами педагогов и учеников – сильная борьба и, чаще всего, ничья.

Геннадий Пальчикдоктор педагогических наук, депутат Палаты представителей Национального собрания, председатель Высшей аттестационной комиссии. Работал научным сотрудником физического факультета БГУ и преподавал в лицее. А директором стал с 1992.




– Здесь не просто декларировался здоровый образ жизни. Преподаватели всегда активно участвовали во всем вместе с детьми: играли в футбол, волейбол, перетягивали канат. Нарушить дистанцию между учителем и учеником мы не страшились. Боялись только, что крупные ребята (лицеисты – Прим. TUT.BY) могут нас потолкать (смеется – TUT.BY).

В первую субботу учебного года при любой погоде в лицее все отправляются в лес – на полосу препятствий.

Александр Жук и Геннадий Пальчик во время футбольного матча между сборными учителей и учеников Лицея БГУ. 2004 год. Фото из архива лицея.

И уроки танцев были замечательные. Однажды в Греции на международной конференции по физике нам предложили сплясать сиртаки (популярный танец греческого происхождения. – Прим.TUT.BY). А в программе нашего лицейского кружка был этот танец. И я, из Беларуси, показал, как следует.

Лицей заставляет меняться. (Однажды на мероприятии в учебном заведении лицеисты вызвали директора Пальчика на сцену для участия в сценке: Геннадий Владимирович должен был сыграть роль шкодливого школьника и оправдаться за курение. "Так я же не в затяжку", – вошел в роль Геннадий Владимирович. – Прим. TUT.BY). После этого я бросил курить. И не курю уже много лет.

Ученики тоже были находчивыми. Когда мы располагались на Маяковского (это 90-е годы), был издан приказ, что курить нельзя не только в здании, но и на территории лицея. [Чтобы преподаватели могли покурить], обустроили возле кустов маленький заборчик. Однажды на переменке курящие лицеисты вышли, сели на этот заборчик и демонстративно свесили ноги в ту сторону - за территорию [учебного заведения].

Для меня лицей БГУ – это не только общий дух, но и умение радоваться успеху коллег и друзей. Наши конференции – первый шаг в науку. И хочу порадоваться и поделиться, буквально несколько месяцев назад в Высшей аттестационной комиссии я подписывал списки докторов наук. В табеле оказался и выпускник лицея БГУ, которому в 2004 году я подписывал аттестат, – Павлечин Евгений Владимирович.

Татьяна Колевич с самого создания лицея БГУ работала учителем химии, с 2005 по 2010 годы – директором. Преподавала химию у двух последующих руководителей лицея. Учащимся она запомнилась тем, что вела свой предмет на белорусском языке и всегда участвовала в перетягивании каната.




– Мало кому удается в жизни ходить на работу с удовольствием. У меня получилось, и это счастье, радость.

Вот думала, что можно считать итогом моей работы в лицее, и придумала. Я передала эстафету руководства выпускникам.

Решение о том, кто будет занимать должность директора лицея, принимает руководство университета. Но думаю, что руководителем здесь может быть только любящий лицей. А еще этого человека должен поддерживать учительский коллектив. По блату сюда не берут. В химии есть такое понятие: кристаллизация. Вот, наверное, и мы (директора. – Прим. TUT.BY) выкристаллизовались из раствора.

В лицее очень много традиций. У нас проходят научные конференции. На это время отменяются занятия. Казалось, ах, уроков нет – дети могут разбежаться. А у нас – битком набиты аудитории! Кто-то из ребят выступает, другие слушают. Мы никогда не боимся, что докладчики будут выступать перед пустыми аудиториями.

Вадим Матулис
выпускник лицея. Был директором с 2010 по 2014 год. Сейчас преподает здесь химию.




– Мое знакомство с лицеем – участие в олимпиаде "Абитуриент лицея". Она проходила в несколько туров. Сначала задания публиковались в газете, решения нужно было выслать по почте. Когда мне и брату пришло сообщение, что прошли в следующий тур олимпиады, мы были очень счастливы. А недавно Геннадий Владимирович [Пальчик] сказал, что, оказывается, к следующему туру допускались все участники. С одной стороны, это забавно. С другой, характеризует лицей: здесь дают возможность раскрыться каждому. Это доброе отношение ко всем очень важно.


Вадим и Виталий Матулис выступают на выпускном вечере, 2014 год. Фото из архива лицея БГУ

В отношении между учителями и учениками ощущается доброжелательность. Я не помню, чтобы на меня (во время учебы в лицее. – Прим. TUT.BY) когда-нибудь повысили голос. Здесь понимают: не было бы хорошего учителя без прекрасных учеников.

Мы с ребятами единомышленники. Всегда есть ощущение, что делаем общее дело: они хотят учиться, а мы хотим, чтобы они учились.

В Белорусском государственном университете один преподаватель говорил, что ни разу не встречал студентов, которые нарекали бы, что оценка завышена. А у меня такое было. Например, одна из учениц обратила внимание на то, что в контрольном задании засчитал за правильный неверный ответ. Эта девочка потом на централизованном тестировании получила 100 баллов. С такими учениками даже один раз не получится отвести урок "хоть как-нибудь". Здесь такие дети, что учитель должен по каждой теме дать все.

Мне кажется, что и для учителей, и для учеников лицей задает высочайший ориентир, которого стараешься придерживаться всю жизнь.

Макар Шнип, выпускник лицея. После окончания истфака БГУ пришел работать в лицей учителем истории, потом заместителем директора по воспитательной работе. Директор – с начала этого учебного года.







– Я выпускник лицея. И могу сказать: ничто меня не мотивировало так, как слова, поступки и примеры моих учителей. "Тройка" по Древнему Египту, написание тестов в кабинете математики (когда решалось, какую оценку я все-таки получу).

Лицей меняет. Это такой upgrade сознания. А еще он мотивирует на достижение успеха, который приносит пользу окружающим: семье обществу, стране в целом.


24 учителя начали здесь работать 25 лет назад и по сей день









 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика