"Свыню забылы, горилки нагналы, а прыготовыты вся вулыця шла". Как справляли свадьбы в белорусской глубинке. 21.by

"Свыню забылы, горилки нагналы, а прыготовыты вся вулыця шла". Как справляли свадьбы в белорусской глубинке

14.02.2015 18:14 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В Мотольском музее царит оживление. Шумят подолами бабушки в национальных костюмах, разыгрывается сидя на лодке гармонист... С минуты на минуту сюда приедет группа туристов на реконструкцию старинного мотольского обряда "Свадебный каравай". Еще лет двадцать назад эта традиция была неотъемлемой частью местного быта, сейчас - диковинка, которая претендует на внесение в список нематериального наследия ЮНЕСКО. И хоть живы еще те, кто может организовать свадьбу по лекалам предков, местная молодежь за советом к старшим уже не спешит. "А так хочэцца того самого вэсилля. Интэрэсно було", - улыбается одна из бабушек.




Таких, как она, в Мотоле с каждым годом все меньше. Если раньше младшие с молоком матери впитывали обычаи предков, то теперь нравы поменялись: учителя остались, а учеников не найти. Почему? Сложный вопрос. Наверное, по той же причине, по которой маслобойки и угольные утюги из домов пожилых постепенно переезжают на стеллажи этнографических залов в музеях.

О том, перекочуют ли туда же и обычаи, разговор у женщин заходит сам собой. Мнения разделились. Одни считают, что так и случится, другие убеждают, что традиции вернуться в уютные мотольские дворики. Пока статистика на стороне первых. Все меньше жителей деревни с каждым годом выпекают по старинным традициям свадебные караваи. А о том, когда в последний раз свадьбу гуляли, как раньше - семь дней, и говорить нечего.

Жительница Мотоля  которая 36 лет назад выходила замуж в соответствии со всеми правилами, вспомнила для TUT.BY, как это было.


"Хоть руку иды всады"

Свадьбу Елена Михайловна справляла, как и положено, семь дней. Один из главных элементов торжества - каравай. С него все начинается и им заканчивается основная часть торжеств. Пекли по одному караваю: в доме жениха и невесты. Первый день свадьбы выпадал, как правило, на субботу.

"Маты каравая росчыняла: рано устала, помолылась Богу і робыла опару", -
вспоминает Елена Михайловна.

На два-три часа опару оставляли, а затем в доме собирались каравайницы: родня, соседи, подруги. К участию в ответственном обряде допускались только женщины. При этом каравайницей могли стать только те, кто счастливо жил в браке, имел детей. В почете были беременные женщины. Их в каравайницы приглашали в первую очередь.




"Я вжэ на другом вэсиллэ була и тоды була другэй дочкой беременна, то мни сказалы: "хоть руку иды всады", - рассказала собеседница.

Считается, что во время приготовления каравая женщины делятся своей положительной энергией с будущей семьей. Поэтому разведенные и вдовы не приглашались. Каждый этап сопровождался пениями, молитвами, благословениями. Когда каравай ставили в печь, одна из каравайниц перекрещивала его, а затем обходила комнату и крестила углы печной деревянной лопатой. Таким образом женщина прогоняла злых духов, которые могли испортить пирог.

Отдельно готовили "шишки" - украшения из веток, обмотанных тестом. На финальном этапе их обвязывали ленточками и вставляли в готовый каравай.




В конце женщины звали "медведя" - близкого родственника, обязательно женатого, ответственного хозяина. Мужчина передавал деньги за каравай и уносил его в отдельную комнату.

"Каравая спэклы, його вынэслы в комору и тоды садзяца на вэчэру. Повэчэралы, потонцювалы, поплясалы і на другі дэнь вжэ свадьба", -
поясняет Елена Михайловна.




"Тры дни спалы на столах"

На второй день жених встречался с невестой, в домах накрывались столы. Делили каравай на третий день. Вновь собирались гости, устраивалось застолье. В обед, пока на небе светило солнце, каравай с "шишками" разрезали и раздавали приглашенным. Гости, в свою очередь, дарили молодым подарки.

Четвертый день свадьбы гости гуляли у родственников невесты, а на пятый делегацию принимали уже родичи жениха. На шестой день выпадал "бабский вечер".




"Молодая обходыла всю вулыцю, звала сусидок. Доидалы, допывалы шо обуло, гулялы, спивалы", -
улыбается Елена Михайловна.

Седьмым днем, похмельным, торжества заканчивались.

Как признается собеседница, неделя свадьбы серьезно била по семейному бюджету.

"Як тоды козалы: знаў, шо в тэбэ дыты, значыт, трэба хаваты грошы на вэсилле. А шо тоды було: свыню забылы, горилки нагналы, а прыготовыты вся вулыця шла. Так дома все робылы. Усю мэбэль, шо була в дому, выносылы и ставылы столы. Помню, мы тры дни спалы на столах. Прыбырэм столы, постэль застэлылы. В ранок прыбралы, обратно гулянка идэ. И все", - рассказала женщина.




За свой век Елена Михайловна посетила немало свадеб и признается, что на современных торжествах она скучает:

"А шо там? Наймут тую тамаду, вона крычыць, крычыць, ныкому слова не дае сказаты. Тэпэр у нас на вэсиллях не спиваюць. А неколы спивалы…"


Ничто не забыто

Сейчас, по словам старожилов, у молодежи пропал интерес к местным обычаям празднования свадьбы. После школы они уезжают в город за высшим образованием, а те немногие, кто возвращается, приезжают уже другими, глухими к голосу предков. Даже обряд каравая нынче на свадьбах практически не проводится.




Усилиями Мотольского музея народного творчества и народного фольклорно-этнографического театра традицию удалось сохранить. Здесь бабушки-носители обряда проводят детальную реконструкцию, показывают гостям один маленький эпизод той истории, часть которой навсегда останется с ними. Укороченная версия с уже готовым караваем длится около часа и проходит в здании музея. Полная реконструкция от замеса теста до выпекания пирога в печи начинается утром, а заканчивается к вечеру и проводится в специальном обрядовом домике.

Постановка пользуется спросом. Примерно раз в месяц в Мотоль наведывается группа понаблюдать за старинным обрядом. В день нашего визита театр выступал перед бывшими сотрудниками одного из белорусских банков, которые вышли на пенсию. Гости стали полукругом перед женщинами и около часа завороженно наблюдали за тем, что происходило на импровизированной сцене. Под занавес реконструкции каравай разделили и пригласили гостей к столу, на котором, помимо мучного, стояли чашки с чаем на травах.

"Спасибо Вам большое, -
не сдержал эмоций один из членов тургруппы, - сам видел раньше этот обряд вживую. Будто в прошлое вернулся".

Видео: Dzmitry Bosak


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О том, как раньше праздновали свадьбы в белорусских деревнях и почему каравай - самый важный элемент торжества, TUT.BY узнал в Мотоле, Ивановского района.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика