В мае вступает в силу новый Водный кодекс, который совсем не радует экологов. В водоохранных зонах теперь по закону можно будет строить животноводческие фермы и комплексы, а также автозаправки. TUT.BY разбирался, чем это может аукнуться.
Что изменится?
Как пояснили в Минприроды, запрет на размещение в водоохранных зонах животноводческих ферм и комплексов ставит под угрозу срыва сразу несколько важнейших социально-экономических программ.А потому работникам сельского хозяйства развязывают руки: стройтесь где хотите, только соблюдайте все необходимые требования по хранению/удалению навоза и очистке сточных вод. В природоохранном ведомстве уверяют, что благодаря жесткому контролю это никак "не отразится на качестве воды в водных объектах".
Кроме того, в водоохранных зонах теперь можно будет свободно строить объекты по хранению нефти и нефтепродуктов. Этому также нашлось экономическое обоснование: нужно выполнять программу по развитию сети АЗС в Беларуси.
Сами водоохранные зоны станут меньше. Для больших и средних рек их минимальная ширина сократится с 700 до 600 метров, а прибрежная полоса для ручьев и родников вместо 100 метров превратится в 50. Надо признать, площадь водоохранных зон в Беларуси сегодня огромна – около 40 процентов территории Беларуси.
Больше негде строить?
"Неужели, кроме как возле водоемов, больше негде строить фермы?" – за разъяснением мы обратились в Министерство природных ресурсов и защиты окружающей среды. Главный специалист отдела использования и охраны вод Татьяна Минжурова объясняет, что дело не в площадях, а в уже присутствующих нарушениях. Когда в 70-80-е активно строились фермы и комплексы, Водного кодекса еще не существовало и запрета на их размещение в водоохранных зонах, соответственно, тоже. В конце 90-х документ ввел целый перечень ограничений, а фермы остались на своих местах. Выносить их в другие места экономически нецелесообразно, поэтому и были прописаны новые правила. Таких комплексов в стране очень много, рассказала специалист.
В этом году их проверят на соблюдение всех необходимых требований по работе с отходами. Если будут обнаружены нарушения, уверяет Татьяна Минжурова, фермы ждут санкции. При этом специалист признает, что на давно построенных комплексах оборудование уже сильно изношено – предполагается его реконструкция.
Новые комплексы будут детально проверять еще на этапе проектирования.
Заправки в водоохранных зонах тоже строят уже давно. Речь идет, в первую очередь, о городах, например, на территории, прилегающей к Свислочи. Новый закон всего лишь реабилитирует нарушителей, пояснили в министерстве.
Экономика выигрывает у экологии
Экономические интересы в очередной раз выигрывают у экологических, – так коротко прокомментировал нововведение директор Центра экологических решений Евгений Лобанов. Специалист не считает, что отмена запрета на строительство ферм в водоохранных зонах приведет к каким-то необратимым изменения здесь и сейчас. Но в долгосрочной перспективе экосистеме это может нанести серьезный вред.
– Понятно, что животноводческие комплексы, особенно свинокомплексы, – это источник очень большого количества навоза. Естественно, у них должна быть система навозоудаления и навозохранения. Но если мы говорим про комплекс 80-100 тыс. голов свиней, для той территории, куда навоз экономически оправдано вывозить на удобрения, его получается слишком много. Избыток того же азота, фосфора неизбежен.
Когда азот и фосфор попадают в реку, объясняет эколог, органика становится пищей для водорослей, вода начинает "цвести". По сути река медленно начинает зарастать, особенно если в ней небольшое течение. Это не значит, что после строительства фермы в водоохранной зоне, это обязательно случится, но риск существенно возрастает.
Старший научный сотрудник Института природопользования Национальной академии наук Беларуси Ольга Кадацкая склоняется к тому, что строить комплексы рядом с водоемами опасно. "Я лично сама еще в 70-е годы видела ферму, которая сбрасывала весь навоз в прекраснейшее маленькое озеро. Озеро превратилось в большую выгребную яму".
Конечно, с тех пор технологии навозоудаления существенно изменились, рассказывает специалист, но от этого они не стали абсолютно безопасными.
– Конечно, если идеально соблюсти все требования, то это неопасно. Ведь фактически даже сточную воду можно сделать питьевой. Но у нас ведь нет идеала. Я считаю, что большое значение имеет человеческий фактор. Все зависит от людей, которые работают на очистных сооружениях, насколько они соблюдают все технологии, все ли реагенты у них есть.
Зная ситуацию изнутри, говорит Ольга Кадацкая, она не стала бы купаться в реке рядом с животноводческим комплексом, пусть даже самым современным.
Что касается строительства в водоохранных зонах АЗС, специалисты не видят в этом большой угрозы. По их мнению, изменения коснутся, в первую очередь, городов. Вряд ли кто-то возьмется массово строить заправки у рек и озер в сельской местности.
Что запрещено законом в водоохранных зонах:
• применение химических средств защиты растений, внесение минеральных удобрений авиационным методом;
• размещение складов для хранения химических средств защиты растений, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры химическими средствами защиты растений, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (этот пункт вычеркнут в новой редакции – прим. TUT.BY) организация летних лагерей для сельскохозяйственных животных, размещение животноводческих ферм и комплексов (этот пункт вычеркнут в новой редакции – прим. TUT.BY), накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, способных вызывать химическое или биологическое загрязнение поверхностных и подземных вод, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, нарушающих иные требования экологической безопасности;
• устройство объектов захоронения и хранения отходов, за исключением санкционированных мест временного хранения отходов;
• рубка леса, удаление объектов растительного мира без лесоустроительных проектов, проектов благоустройства и озеленения, по которым получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;
• мойка транспортных и других технических средств вне установленных мест;
• стоянка механических транспортных средств, за исключением специально отведенных в установленном порядке мест для стоянок механических транспортных средств, а в случае их отсутствия – на расстоянии не менее тридцати метров по горизонтали от уреза воды.
В мае вступает в силу новый Водный кодекс, который совсем не радует экологов. В водоохранных зонах теперь по закону можно будет строить животноводческие фермы и...