НАСТАВНИК БУДУЩИХ ГЕНЕРАЛОВ
09.04.2015
—
Новости Общества
|
Труд учителя, педагога, наставника… Наверное, только с возрастом начинаешь по-настоящему ценить и понимать, какое это великое счастье и большая удача для любого человека — встретить своего настоящего учителя. Во время командировок по воинским частям и соединениям белорусской армии многие выпускники общевойскового и командно-штабного факультетов Военной академии, когда спрашиваешь их о преподавателе, наиболее повлиявшем на их становление, отвечали кратко, упоминая одного и того же наставника: Михаил Павлович Брель. Профессор кафедры устройства и эксплуатации бронетанкового вооружения общевойскового факультета Военной академии полковник запаса Михаил Брель преподает армейскую науку будущим офицерам белорусских Вооруженных Сил уже более 30 лет. — После окончания в 1992 году Военной академии бронетанковых войск я продолжил службу в качестве преподавателя кафедры боевых машин и эксплуатации Минского высшего военного командного училища — так вспоминает свои первые шаги офицера-педагога Михаил Павлович. До поступления в Военную академию бронетанковых войск имени Р. Я. Малиновского Михаил Брель был командиром роты по ремонту бронетанковой техники 50‑й гвардейской мотострелковой дивизии. В академии талантливый офицер входил в группу инженеров‑исследователей, участники которой направлялись затем в 38‑й научно-исследовательский испытательный институт бронетанковой техники, который базировался в Кубинке. — Понимаете, я из поколения, которое застало живыми еще большую часть ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, их дети и внуки, воспитывались на примерах той войны, — объяснил давнее уже свое решение связать судьбу с армией профессор Михаил Брель. — В детстве у меня, как и у многих моих сверстников, было огромное желание работать с наземной военной техникой. Наверное, именно поэтому я и поступил в Киевское ордена Красной Звезды высшее танковое инженерное училище имени Маршала Советского Союза И. И. Якубовского. Как поведал Михаил Павлович, в легендарном КВТИУ курсантов готовили так, чтобы трудностей в дальнейшей службе у них не было. Формировали такой объем теоретических знаний, подкрепленных практикой, что его выпускникам в действующих воинских частях порой оставалось только слушать советы старших товарищей. — Психологически к службе, к ее трудностям мы были готовы. Лично мои романтические представления об армии закончились еще в училище. За пять лет курсантства романтика приедается… — глядя в глаза, признался в беседе полковник запаса Брель. — В войсках реально все уже зависело только от желания конкретного человека. Михаил Павлович — один из авторитетнейших преподавателей не только на общевойсковом факультете, но и во всей Военной академии Республики Беларусь. Его ученики сегодня возглавляют не только воинские части и соединения, но и оперативные командования. — Многим я преподавал ряд учебных дисциплин на командно-штабном факультете, — на минутку отвлекаясь от беседы, Михаил Павлович достает из своего рабочего стола старенькую рабочую тетрадь и продолжает свой рассказ. — Например, учился у меня нынешний командующий силами специальных операций генерал-майор Вадим Денисенко. Вот смотрите: он на экзамене оценку «отлично» получил. Многие офицеры часто звонят своему учителю. Поздравляют полковника запаса Михаила Бреля с праздниками, часто спрашивают совета, да просто любят с ним пообщаться. Некоторые из его учеников в настоящее время служат со своим наставником на одной кафедре. Десять лет назад доцент кафедры, кандидат технических наук майор Александр Мезенцев, немного волнуясь, еще готовился к сдаче государственных экзаменов, а сегодня он уже один из перспективных молодых ученых Военной академии. В ходе беседы Михаил Павлович сравнил нынешнюю молодежь в курсантских погонах и поколение начала — середины 90‑х прошлого столетия. — Всех их объединяет любовь к Родине и желание стать офицерами, а во многих других вещах они очень разнятся — так считает полковник запаса Брель. — В начале моей службы преподавателями в военное учебное заведение приходили люди, окончившие «советскую школу». Эта система образования работала до 2000 года — потом пришло новое поколение. По словам Михаила Бреля, нынешняя молодежь более демократична, у юных сейчас немного другие ценности. Работать с ними несколько сложнее, но и интереснее. — Главное — научить курсантов пониманию того, о чем они говорят. Мне не нужно услышать «стихотворение» из учебника, я его сам наизусть знаю, — пояснил свою позицию Михаил Павлович. — Мне важно видеть, что человек понимает то, о чем он говорит. Знать, что он понимает технику и умеет с ней работать. С нынешней молодежью это немного труднее… Они «натасканы» на тесты, на тот круг вопросов, который им понадобится для того, чтобы успешно сдать экзамен. В этих рамках они все знают — вопросов нет. Ну а копнешь чуть глубже — ответ получишь не всегда. По мнению профессора кафедры устройства и эксплуатации бронетанкового вооружения полковника запаса Михаила Бреля, именно система тестирования нарушила традиционные принципы отбора поступающих в высшие учебные заведения. Сейчас в ней более заметную роль стал играть элемент везения. Некоторые абитуриенты могут просто угадать правильный ответ, даже не представляя, о чем идет речь в вопросе. На устном экзамене такого бы не случилось… И здесь речь идет не только о Военной академии — с этой бедой сталкиваются во всех ведущих вузах страны. — Правда, у нынешней молодежи есть одно неоспоримое преимущество — она быстро и легко осваивает современные технологии, — резюмировал Михаил Павлович. — За последнее десятилетие материально-техническая база нашей академии очень сильно преобразилась. Сейчас наши преподаватели способны самостоятельно подготовить обучающий фильм, создать мультимедийное электронное пособие. А когда я только начинал наставничать, слайды для проектора «Пеленг» приходилось рисовать самостоятельно… Конечно, ни один тренажер или, как сейчас модно говорить, симулятор не в состоянии на сто процентов заменить боевую машину, дать человеку те ощущения, которые он испытал бы внутри танка. Но польза от всех новшеств очевидна: они дают весомый начальный опыт профессиональной подготовки. Капитан Денис Писаренко, «Ваяр», pisarenko@mod.mil.by, фото автора
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Труд учителя, педагога, наставника… Наверное, только с возрастом начинаешь по-настоящему ценить и понимать,...
|
|