"Чернобыльский шлях" со старожилом акции: как белорусы готовились к протестам и что из этого вышло. 21.by

"Чернобыльский шлях" со старожилом акции: как белорусы готовились к протестам и что из этого вышло

27.04.2015 16:38 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Художник Алексей Марочкин проворачивает ключ в двери своей мастерской и закрывает ее. У нас есть полчаса, чтобы добраться до кинотеатра "Октябрь". Оттуда начнется шествие в рамках акции оппозиции "Чернобыльский шлях". Алексей Антонович не пропустил ни одной из них, потому что считает себя неравнодушным человеком. Его позиция проявляется и в творчестве – некоторые картины Марочкина снимали с выставок. Правда, социально-политической тематикой он решил завязать, дописав последнюю, по его словам, "субъективную" картину.


Художник Алексей Марочкин, 75 лет.

Заведовал кафедрой в Белорусской государственной академии искусств. Один из основателей художественного объединения "Пагоня", входил в оргкомитет движения Белорусский народный фронт "Адраджэньне".

Автор иконы Божьей Матери жертв Чернобыля, портретов известных деятелей белорусской истории и культуры.

Дважды отказался от государственного звания заслуженного художника.


Люди

В конце 80-х годов, когда в Минске демократические силы 26 апреля, в день трагедии на Чернобыльской АЭС, стали проводить акцию "Чернобыльский шлях", Алексей Марочкин оказался в центре событий. Он входил в оргкомитет движения Белорусский народный фронт, был один из основателей и председателем художественного объединения "Пагоня", которое помогало с оформлением акций оппозиции.


Алексей Марочкин. Фота: vytoki.net и из архива Сергея Наумчика

Также в то время он работал заведующим кафедрой живописи Академии искусств и вместе со студентами готовил перфоманс к "Чернобыльскому шляху". Во время него студенты шли внутри картонных черных труб, из которых валил дым – зажигали дымовые шашки. Зрелище было еще то. Сегодня о том, чтобы студенты так свободно вышли, Марочкин даже не мечтает.

– Каб была свабода ўнутры чалавека, то сёння з Акадэміі мастацтва выйшлі бы з такім перфомансам! Каб студэнтам сказалі, што трэба пайсці і выказаць свае адносіны – моладзь ішла бы.




В 90-е годы на "Чернобыльский шлях" люди приходили, чтобы показать всему миру, что мы не забыли о Чернобыльской трагедии. Сегодня акция приобрела экологическо-политический смысл.

Сёння гэта ўжо праблема экалогіі, вайны і пагрозы ядзернай зброі з боку суседняй дзяржавы. Магчыма, каб я сёння маляваў карціну пра сучасны "Чарнобыльскі шлях", яна была б нават больш драматычнай, чым пра акцыю ў 90-я.




Возле кинотеатра "Октябрь" в толпе Алексея Антоновича приветствует депутат Верховного Совета 13-го созыва Валерий Щукин, журналисты, активисты, которые ходят на все акции оппозиции. Среди демонстрантов, по нашим оценкам, большую часть составляет молодежь и пенсионеры. В 90-е годы, вспоминает Марочкин, было много рабочих, жителей Чернобыльской зоны, ликвидаторов, интеллигенции.


Алексей Марочкин и Валерий Щукин, депутат Верховного Совета 13-го созыва

В колонне он шел рядом со знакомыми художниками Евгением Куликом, Николаем Купава, Лявоном Гришуком. В акции участвовали поэты Геннадий Буравкин, Анатолий Вертинский, Сергей Законников. Некоторых из них уже нет в живых.

В сегодняшней в акции участвует 300-400 человек, хотя раньше приходили тысячи. Марочкин считает, что относительно небольшое количество участников зависит не от качества агитации на мероприятие. Никто же не агитирует идти на кладбище на Дзяды или Радуницу, проводит параллель он. Дело здесь в протестных настроениях белорусов:

– Людзі змяніліся за гэты час… Стаміўся народ. Прызвычаіўся жыць у такой сітуацыі, дзе, як адзін дзед казаў, і жыць не даюць, але і памерці не даюць. Сёння мы перажываем і духоўны Чарнобыль, які праяўляецца ў заняпадзе культуры. Нам здаецца, што ўсе "пляшут и поют", але заняпад ёсць.


Алексей Марочкин и Павел Северинец, сопредседатель оргкомитета по созданию партии "Белорусская христианская демократия"

В то же время Алексей Антонович уверен, что белорусы – послушный народ. И если бы президент сказал, что "Чернобыльский шлях" – это общенациональная акция, на которую нужно идти, то люди бы вышли. При этом Марочкин не поддерживает то, что шествие оппозиции и мероприятия официальных властей в Беларуси по случаю годовщины трагедии разделены.


Икона




Руке Марочкина принадлежит икона Божьей Матери жертв Чернобыля, которую демонстранты несут во главе колонны во время шествия. Ее художник называет "ахвярнай" (жертвенной. – TUT.BY).

Во время акции в 1996 году, когда были столкновения между демонстрантами и правоохранителями, икону помяли. До сих пор на ней сохранились вмятина и потертости.

1996 год для "Чернобыльского шляха" можно считать переломным. До этого со дня митинга в 1988 году у Московского кладбища, посвященного Дзядам, не было таких жестких попыток властей разогнать демонстрацию.




Тогда Марочкин нес икону впереди колонны и получил от правоохранителя дубинкой в левый глаз, который слезится до сих пор. Ему оказали помощь во второй городской клинической больнице напротив Театра оперы и балета, и он пошел на митинг ко Дворцу спорта, где со сцены осудил попытку разгона шествия.

– Тады было дзесяць год са дня Чарнобыльскай аварыі. Людзі да акцыі рыхтаваліся, рыхтаваліся ўлады. Зараз ужо такога супраціву не будзе, бо пратэстны ўзровень знізіўся, – говорит он.

У иконы, которую носят демонстранты, есть еще две копии.




Первую, которая и является оригиналом, Марочкин написал по просьбе одного из основателей БНФ, Зенона Позняка. На ней кроме изображения Божьей Матери отражена белорусская национальная символика, внизу картины нарисованы люди, среди которых можно узнать самого Зенона, художника Евгения Кулика, Николаем Купаву. Кто-то из священников даже попрекал Марочкина, что среди этих людей нет почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета, с чьего разрешения тогда освятили икону. Сегодня она находится в храме в Жодино.

Еще одна копия иконы в храме недалеко от деревни Горошково в Речицком районе, на родине поэта Анатолия Сыса.

Третья копия находится в офисе партии БНФ. Ее и носят во время шествия.


Надежды

Колонна движется в сторону парка Дружбы народов. Руку Марочкину жмут лидеры оппозиции, которые тоже идут в колонне. Поздороваться подходит экс-кандидат в президенты Владимир Некляев.


Алексей Марочкин идет вместе с экс-лидером кампании "Говори правду", экс-кандидатом в президенты, писателем Владимиром Некляевым

Марочкин ему рассказывает, что сейчас пишет последнюю в своей жизни картину на социально-политическую тему.

– Завязваеш? – спрашивает Некляев.

– Завязваю, – отвечает Марочкин.

– Я цябе разумею! – смеясь, комментирует Некляев, который сам недавно заявил о выходе из оппозиционных структур.

– Праўда, я карціну пісаць пачаў раней, чым ты завязаў.

Над этой картиной Марочкин уже работает 2,5 месяца. Презентовать ее собирается в узком кругу, так как, по мнению художника, не все осмелятся ее демонстрировать. Название работы "Дровы-3 (павязаныя)". На картине на фоне стен Кремля изображены фигуры людей, в которых читаются представитель Русской православной церкви, Владимир Путин. Также нарисован медведь ростом с человека, который держит в руках атомную бомбу, ящики с оружием, монетами, вокруг разбросаны пустые бутылки из-под алкоголя...

Рассказывая об этом, художник уточняет, что сегодня в своей мастерской чувствует себя более свободным, чем на акции "Чарнобыльскі шлях". Там у него больше возможностей высказать свою точку зрения, меньше рамок.

До церкви в честь иконы Божьей Матери "Взыскание погибших", расположенной рядом с парком Дружбы народов, доходят не все демонстранты. Но Алексей Марочкин там должен встретиться со своим сыном и внуком. Его сын Игорь во время Чернобыльской трагедии был ликвидатором и с утра встречался с такими же ликвидаторами в воинской части. Пока его ждем, говорим о сегодняшнем поколении. Оно, по мнению художника, и будет диктовать, как жить белорусам и проводить такие акции. Молодые люди кажутся ему с одной стороны прагматиками, с другой – в духовных поисках. Но в общем, в молодежь он верит.




После акции Марочкин едет в свою мастерскую, продолжать работу над картиной. В былые времена с другими представителями белорусской интеллигенции они шли к кому-нибудь в мастерскую, дискутировали о происходящем. Сегодня этого уже нет, как и нет той эпохи 90-х, как ее называет художник, когда политическая жизнь в Беларуси не была такой пассивной, а люди чувствовали. что могут себя проявить, высказаться.

– Што мы зрабілі не так? – отвечает Марочкин на вопрос о том, как вышло, что это все потеряли. – Адзін надта свядомы спрачаўся з другім, які не дарос да яго свядомасці, і ўвесь час гаварыў: "Згода!". Таму і прафукалі. Я маю на ўвазе Зянона Пазняка і Шушкевіча.



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY посетил "Чернобыльский шлях" с его старожилом и художником Алексеем Марочкиным.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика