Осетр по 199 тысяч за кило. Почему в витебских магазинах цена на живую рыбу зашкаливает?. 21.by

Осетр по 199 тысяч за кило. Почему в витебских магазинах цена на живую рыбу зашкаливает?

15.05.2015 13:22 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Корреспондент "СБ Беларусь Сегодня" изучила проблему, почему в витебских магазинах нет хорошей рыбы и почему не самый лучший товар стоит втридорога.

Недавно я сделала необычный подарок подруге. Взяла и вручила ей на день рождения… огромного толстолобика. Дело в том, что именинница знаменательную дату не отмечала, наша встреча была минутной, а на выбор сувенира у меня было ровно пять минут. Благо рядом с остановкой шла торговля рыбой, прямо с машины одного из рыбхозов. Карпа продавали по 26-30 тысяч рублей за кило, толстолобика — что-то около 18-20 тысяч.

Интересно, почему же тогда в магазине цена на живую рыбу зашкаливает?

Специально прошлась по крупнейшим магазинам и гипермаркетам Витебска. Карп — от 38 до 45 тысяч рублей, толстолобик — 30 и выше, купить можно далеко не везде. В целом ассортимент невелик. И рыба, честно говоря, выглядит не ахти. Может быть, из-за того, что жить в витринных аквариумах, прежде чем попасть на стол, ей приходится долго? Чешуя поблекшая, с белесыми пятнами.

В одном из магазинов увидела сухой аквариум, товаровед объяснила — карпа пришлось выловить и заморозить. Будут отправлять поставщику — в живой продукции обнаружился червь.

В другой торговой точке своим бодрым видом порадовал осетр по цене… 199 тысяч 500 рублей. Говорят, берут. И даже по 4 штуки сразу, хотя магазин предусмотрительно завозит его немного.

Продавец объясняет:

— У нас уже есть постоянные клиенты. А вообще-то торговля рыбой — дело неблагодарное. Продать сложно, спрос предугадать невозможно, рыба портится. Почему не покупают? А вы посмотрите: цены на филе морской рыбы — в диапазоне 40-60 тысяч рублей. И чистить не надо.

А что думают специалисты? Директор крупнейшей в городе торговой сети ОАО "Витебские продукты" Галина Раджюнене высказала свое мнение:

— Рыбой торгуем постоянно, работаем по договорам с местными хозяйствами. Заявки они выполняют, но ценовой фактор, конечно же, отрицательно сказывается на спросе. Мы делаем минимальную торговую надбавку, а ценник все равно высокий. По этой причине и с форелью почти распрощались, завозим только карпа да толстолобика. Считаю, что рыбоводческим предприятиям нужно более тщательно работать над снижением себестоимости.

Так почему промышленники держат высокие цены, не идут на уступки торговле? Заместитель директора РУП "Полоцкое ПМС" Александр Мамон удивлен вопросу: а как, мол, идти на уступки, если корма дорогие, накладные расходы большие —  присоединенный к предприятию рыбхоз находится за 45 километров от базы? Руководитель сетует:

— Тут уж не до жиру, вложенное вернуть бы. Хозяйство у нас небольшое — остались одно арендованное озеро да рыбопитомник с прудами. Спрос на мальков не постоянный, до прибыли далеко. План по вылову рыбы не выполняем — продавать некому. Даже без торговой надбавки рыбу реализовать сложно, а товар скоропортящийся.

Вывозим улов (а это в основном лещ) обычно на полоцкий рынок, участвуем в ярмарках. По прудовой рыбе конкуренция большая, а озерная не востребована.

Что нужно для успеха? Мы строительная организация, у нас сложное финансовое положение. Пытаемся отказаться от аренды озера — нет возможности выполнять обязанности по зарыблению. Считаю, что рыбой должны заниматься крупные специализированные хозяйства. Тогда и отдача будет — за счет объемов и современных технологий.


Рыбные дела на Витебщине по поручению облисполкома координирует КУП "Витебскмелиоводхоз". А там, к моему удивлению, нет даже дипломированного рыбовода.

Заместитель директора этого предприятия Дмитрий Хатулев перспективами порадовать не может: в области насчитывается 5 предприятий по выращиванию прудовой рыбы (без учета мелких частных). Одно из них, принадлежащее "Нафтану", вот-вот будет расформировано — нынешний собственник в бизнесе разочаровался.

Поутихли и пруды рыбопитомника "Богушевский". Три года назад здесь активно взялись за выращивание форели, получали по 40 с лишним тонн рыбы — это больше половины всей товарной форели, производимой в стране. Но, к сожалению, строительство современного производства, которое позволило бы круглый год выращивать продукцию, увеличить поголовье и снизить себестоимость, пришлось заморозить. Форель же по цене 80 с лишним тысяч рублей продавалась слабо. Решили было совсем отказаться от зарыбления, а тут вдруг спрос появился. В прошлом ноябре садки опустошили подчистую. Сейчас запустили малька — успеет ли вырасти до осени?

Дмитрий Хатулев не скрывает: "Да, спрос нестабилен. Тяжело просчитывать реализацию наперед. Для форели нужны специальные корма, их закупают за рубежом. Это отражается на цене. Но ниша на рынке есть, ежегодно в страну завозится огромное количество импорта. Вот как ее занять в нынешних условиях — вопрос стратегический, и решать его нужно совместными усилиями.

Считаю, что пришло время создать единый холдинг, объединить все хозяйства на базе самого солидного производителя. Тогда и справляться с проблемами будет проще".


Самый крупный рыбхоз в Витебской области — "Новинки". Именно его продукцию я и покупала в качестве подарка, о котором шла речь в начале. Сегодня это хозяйство на 75% закрывает рыбный рынок области. Как удается "Новинкам" тормозить рост цены и поддерживать постоянный спрос?

Директор рыбхоза Александр Лихоманов с мнением коллег о бесперспективности бизнеса не согласен: рыба, по его мнению, весьма прибыльное дело. Если, конечно, заниматься ею серьезно, соблюдать технологию и разумно оптимизировать затраты. Приведенный мною пример считает показательным:

— Вы видели неприглядный товар в аквариумах магазинов? Да, сейчас не время для продаж. После выхода из зимовки рыба выглядит не совсем привлекательно. Именно поэтому мы на два летних месяца традиционно приостанавливаем реализацию — пусть нагуляется. Но если рыбхозы продают мелкую неказистую рыбешку, да еще по цене в полтора раза выше реальной, какой может быть спрос?

Вот так. Оказывается, корни рыбных проблем нужно искать вовсе не в карпе да толстолобике, и не в изменившихся вкусовых пристрастиях покупателей, а в работе самих рыбхозов. И чем раньше хозяйственники поймут это, тем быстрее и рыбка начнет клевать, принося удачу.

Я же со следующим подарком подожду до августа. Пусть мой толстолобик станет еще толще. А может, и дешевле?
Официально

Проверки, проведенные КГК Витебской области, показывают: в большинстве случаев рыбхозы сами виноваты в убыточности своей работы. Рост цен — последствия элементарной бесхозяйственности.

Например, в РУП "Полоцкое ПМС" контролеры выявили многочисленные нарушения правил ведения рыболовного хозяйства, долгое время тут не было рыбовода. В течение трех лет не производилось зарыбление арендованного озера, рыба не проходила обязательное ихтеопатологическое обследование. Здесь даже не могли правильно подсчитать выловленное, дважды рыбаки пытались украсть часть улова. Плату за аренду водных угодий не вносили в бюджет несколько лет. Вылов рыбы на предприятии из года в год снижается, государственное задание рыбоводы выполняют максимум на четверть положенного. Только за прошлый год убыток составил почти миллиард рублей.

Ссылки на проблемы с реализацией, считают в КГК, безосновательны — в Полоцке озерно-прудовую рыбу купить сложно, у рыбхоза нет договоров с предприятиями по ее переработке, рекламную кампанию хозяйство не проводит.
 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В одном из магазинов карпа пришлось выловить и заморозить. Отправят поставщику - в продукции обнаружился червь.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика