Экзамены на физико-математическое направление в Лицей БГУ. Заочная дискуссия. 21.by

Экзамены на физико-математическое направление в Лицей БГУ. Заочная дискуссия

03.06.2015 09:48 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сегодня TUT.BY ставит точку в вызвавшем резонанс вопросе о вступительной кампании в Лицей БГУ. Евгений Ливянт, репетитор, автор программы "Работа над ошибками", конкретизировал свои претензии к лицею, а замдиректора учебного заведения Игорь Варакса на них ответил, подробно рассказав, как организованы вступительные испытания на физико-математическое направление.
 

Евгений Ливянт: "Многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике" 




Для начала хочу процитировать слова, сказанные мною в передаче "Работа над ошибками" о лицее БГУ: "Экзамены в лицей БГУ уже завершены. У меня отношение к лицею БГУ двойственное. С одной стороны, учеников этого лицея ждёт учёба в очень хорошей компании очень интересных людей, очень интересное общение. Минимум школьного идиотизма, который парализует работу многих школ, а в лицее БГУ он отсутствует, как таковой. Учеников ждут интереснейшие мероприятия, события, то есть там круто! Я обо всём этом знаю, так как у меня есть ученики из этого лицея. Но есть, к сожалению, и обратная сторона медали. Насколько я знаю, вступительные экзамены в лицей организованы, скажем, не совсем справедливо и честно. И, насколько я могу судить, уровень знаний учеников по математике и физике в последние годы сильно упал. Есть плюсы и минусы".
 
Не буду скрывать, что сомнения (как мне кажется, обоснованные) в честности и справедливости вступительной кампании в лицей БГУ у меня есть уже несколько лет, и эти сомнения относятся к экзамену по физике. Например, сравнив результаты вступительных экзаменов этого года по математике и физике, я с удивлением обнаружил, что многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике. При 100-балльной шкале эта разница достигает 47 баллов. По моему мнению, такой разрыв практически невероятен, так как экзамен по физике был достаточно сложный. И это при том, что школьники, как правило, знают математику лучше, чем физику. Именно по этой причине такие результаты вызвали моё, мягко говоря, большое удивление. На мой взгляд, набрать 80 баллов и больше по физике могли только очень сильные ученики, которые зарекомендовали себя ранее на олимпиадах разного уровня, а также очень высокими оценками по физике в хорошей школе.
 
Моё недоумение вызывает и тот факт, что авторы задач, преподаватели, которые готовят в лицей на курсах и частным образом, организаторы экзамена, проверяющие экзаменационных работ – все они, насколько мне известно, работают в лицее. Мои сомнения возникли не только по этим причинам, но, для начала, я бы очень хотел получить аргументированное объяснение по изложенным выше фактам.
 
Когда редактор портала TUT.BY сообщила мне о реакции руководителей и преподавателей лицея БГУ на программу "Работа над ошибками" и их открытом письме по этому поводу, то она поинтересовалась, готов ли я обсудить эту проблему с авторами письма. Я сразу же согласился, причём предложил встречу в любом формате – закрытом или публичном, в лицее или редакции портала, один на один или в присутствии третьих лиц. Это предложение было отправлено авторам письма и продублировано по телефону. 
TUT.BY: Игорь Варакса отказался от дискуссии в студии, пояснив, что в прямом эфире можно упустить важные моменты, а письменно можно изложить все детали.
Для выяснения истины я предлагаю опубликовать условия вступительных экзаменов в лицей по математике и физике, и в открытом или закрытом режиме проанализировать их результаты. Я готов публично принести свои извинения и признать свою неправоту, если окажется, что мои сомнения не имеют под собой серьёзных оснований. Хочу сказать, что я более 10 лет занимаюсь публичной деятельностью – пишу и говорю о проблемах образования, меня обвиняли во многих грехах, но ни разу не уличили во лжи или клевете.
 
И ещё. Мои сомнения, претензии и все наши взрослые "разборки" никоим образом не относятся к ученикам лицея БГУ, к которым я относился и отношусь с большим уважением и восхищением.
 

Игорь Варакса: "Никто не вправе подвергать сомнению результаты абитуриентов, только потому, что они написали физику лучше, чем математику" 




То, что кажется господину Ливянту подозрительным и удивительным, а именно то, что “многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике”, на самом деле является целью проведения вступительной кампании в Лицей БГУ. Для того, чтобы объяснить это необходимо обратиться к событиям 2008 года. Как известно, тогда система общего среднего образования в Республике Беларусь была переведена на одиннадцатилетнее обучение и одновременно с этим упразднено профильное обучение. До 2008 года в Лицее БГУ на параллели сосуществовало три математических класса и два физических. Конкурсы в них были раздельные. Однако всё изменилось с упразднением профилей и введением направлений. С 2009 года на параллеле в Лицее БГУ вместо трёх математических и двух физических появилось пять физико-математических классов с общим конкурсом. Вот тут и проявилась та проблема, о которой говорит Е.Ливянт, “школьники, как правило, знают математику лучше, чем физику”.

 
Средние баллы по физике и математике на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2005-2009 годах
 
2005
2006
2007
2008
2009
Физический профиль (МАТЕМАТИКА)
38
28
52
50
 
Физический профиль (ФИЗИКА)
32
23
30
29
 
Математический профиль (МАТЕМАТИКА)
34
22
39
38
 
Математический профиль (ФИЗИКА)
26
14
27
27
 
Физико-математическое направление (МАТЕМАТИКА)
 
 
 
 
33
Физико-математическое направление (ФИЗИКА)
 
 
 
 
21
 
Если обратиться к средним баллам абитуриентов на вступительных испытаниях в Лицей БГУ по физике и математике, то всегда существовало значительное расхождение не в пользу физики. Так как средние баллы на вступительных испытаниях по физике меньше, то ввиду общего конкурса в 2009 году появились определенные проблемы у абитуриентов, которые были нацелены на физику, но при этом не так хорошо ориентировались в математике. Даже при условии, что данный тип абитуриентов набирал больше баллов по физике, это не позволяло им преодолеть конкурсный отбор из-за более низких баллов по физике по сравнению с математикой. В сложившихся условиях необходимо было найти решение, которое бы уравняло экзамены по физике и математике. Ставилась задача достичь равенства средних баллов по физике и математике среди абитуриентов, чтобы абитуриенты, ориентированные на физику, имели такие же возможности поступления в Лицей БГУ, как и абитуриенты, выбирающие математику.
 
Как этого добиться? В первую очередь через стандартизацию вступительного теста. Если до 2010 года вступительная работа в Лицей БГУ по физике состояла из пяти задач, и существовала проблема охватить в задании все разделы программы, изучаемые в базовой школе, то с 2010 года формат вступительных испытаний был изменен.

За основу была взята форма теста, предлагаемого Республиканским институтом контроля знаний на централизованном и репетиционном тестировании. 18 заданий с открытыми ответами в части А, 12 заданий с закрытыми ответами в части В. Все эти задачи, как правило, решаются достаточно просто, но зато охватывают практически всю программу школьного курса физики. Кроме расчетных задач в программу также входят оптические задачи на построение в плоских зеркалах и тонких линзах, выпускники базовой школы должны уметь собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводов и определять закономерности таких цепей, а также строить графики зависимости физических величин от времени при равномерном движении и движении с ускорением, решать графические задачи на применение кинематических законов движения. Для такого типа задач (задач на построение) была введена часть С. Наконец от старых экзаменов осталась одна или две достаточно сложные задачи — часть D.

Но если до 2010 года перед абитуриентом лежал только лист с условиями и чистый лист, на котором он должен был с нуля представить решение задачи, то после проведения реструктуризации вступительных испытаний по физике абитуриенту выдавался лист ответов, где ему необходимо было ответить на поставленные вопросы. По существу это план решения задачи, и абитуриенту необходимо просто последовательно выполнять достаточно тривиальные промежуточные задания для того, чтобы в конце вывести окончательную формулу или получить численное значение. Таким образом решение объемной и нестандартной задачи сводится к решению множества более простых. Для многих абитуриентов данная форма решения является предпочтительной, так как не обладая навыками решения сложных задач, они тем не менее в состоянии выполнить отдельные шаги и довести задачу до логического завершения. Как результат предпринятых действий средний балл экзаменов по физике, начиная с 2010 года неуклонно рос и в 2015 году практически сравнялся со средним баллом по математике.
 
Средние баллы по физике и математике на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2009-2015 годах
 
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Физико-математическое направление (МАТЕМАТ)
33
23
23
38
40
35
40
Физико-математическое направление (ФИЗИКА)
21
21
21
31
31
39
39
 
У произведенных изменений в форме проведения экзамена по физике есть и ещё одно следствие. Поскольку существует лист ответов, то его проще проверять, а значит, при проверке снижается вероятность совершения ошибок.
 
Если отвечать на замечание господина Ливянта, что “при 100-балльной шкале эта разница достигает 47 баллов”, что, по его мнению, “такой разрыв практически невероятен, так как экзамен по физике был достаточно сложный”, то необходимо отметить, что действительно экзамен по физике был не лёгкий, но объективно он был проще вступительного испытания по математике. Умеренная сложность и предлагаемый лист ответов позволили учащимся с хорошим знанием физики показать высокие результаты. В целом с вступительным испытанием по математике лучше справились 347 абитуриентов, по физике — 221 абитуриент, одинаковых результатов добились 12 учащихся.
 
При анализе поданных заявлений оказывается, что среди 22-х рекомендованных к зачислению абитуриентов, у которых результат по физике более чем на 10 баллов превышает результат по математике:
 
• 16 обучаются в гимназиях Минска, Могилева, Жодино и Несвижа,
• 3 абитуриента из 22 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по физике,
• 2 абитуриента из 22 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по математике,
• 12 абитуриентов посещало подготовительные курсы “Вечерний Лицей”
• абитуриент, чей балл по физике на 47 баллов превышает результат по математике проходил обучение на подготовительных курсах и был лучшим в своей группе и 30-м по рейтингу успеваемости среди 360 учащихся, занимающихся в физико-математических группах.
 
Отдельно хотелось бы отметить утверждение Е.Ливянта о том, что “набрать 80 баллов и больше по физике могли только очень сильные ученики, которые зарекомендовали себя ранее на олимпиадах разного уровня, а также очень высокими оценками по физике в хорошей школе”. При анализе поданных заявлений оказывается, что среди семи абитуриентов, у которых результат по физике более 80 баллов:
 
• 5 обучаются в гимназиях Минска,
• 1 абитуриент из 7 является призером областного этапа республиканской олимпиады по физике,
• 2 абитуриента из 7 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по математике,
• 4 абитуриента посещало подготовительные курсы “Вечерний Лицей”
• и, наконец, всё тот же абитуриент, чей балл по физике на 47 баллов превышает результат по математике проходил обучение на подготовительных курсах и был лучшим в своей группе и 30-м по рейтингу успеваемости среди 360 учащихся, занимающихся в физико-математических группах.
 
Таким образом, действительно, лучшие баллы набрали очень сильные ученики. Они много занимались, и результат не заставил себя ждать. Никто не вправе подвергать сомнению результаты абитуриентов, только потому, что они написали физику лучше, чем математику.
 
Кстати вопреки мнению Евгения Борисовича, высказанном в передаче “Работа над ошибками”, что в лицеи следует поступать учащимся, которые “уже свое отбездельничали в школе”, 61% заявлений на физико-математическое направление Лицея БГУ поступил от выпускников гимназий. Доля выпускников гимназий среди рекомендованных к зачислению составляет 71%. Невозможно ничего не делать в школе девять лет, а потом вдруг преодолеть конкурсный отбор в семь человек на место!
 
Отдельного обсуждения требует утверждение, что “авторы задач, преподаватели, которые готовят в лицей на курсах и частным образом, организаторы экзамена, проверяющие экзаменационных работ – все они, насколько мне известно, работают в лицее”. Данное утверждение является голословным и может быть расценено как клевета, так как автор вступительного испытания по физике не работает ни на подготовительных курсах в Лицей БГУ, ни готовит к поступлению частным образом. Экзамен организуется в соответствии с правилами приема, предметные комиссии состоят не только из сотрудников Лицея БГУ. В состав предметных комиссий также включены работники Белорусского государственного университета, а также сотрудники некоторых иных учреждений, например, Академии наук Республики Беларусь, юридического колледжа БГУ, Лицея №2. В тоже время хотелось бы отметить, что на проверку работ влияет не место работы члена комиссии, а его высокий профессионализм. Многие из членов предметных комиссий являются членами жюри республиканских и Международных предметных олимпиад, турниров юных физиков и математиков. Работы абитуриентов проверяются в зашифрованном виде.
 
В ответ на предложение господина Ливянта “опубликовать условия вступительных экзаменов в лицей по математике и физике”, хотелось бы отметить, что авторы вступительных испытаний как по физике, так и по математике ежегодно публикуют их в издательстве "Аверсэв". Книга “ФИЗИКА. Пособие для поступающих в Лицей БГУ” в 2015 году была издана тиражом 1300 экземпляров для того, чтобы все заинтересованные лица смогли ознакомиться с порядком проведения вступительных испытаний в Лицей БГУ по физике. Книга состоит из семи тематических разделов, в рамках которых задания публикуются в порядке возрастания сложности. Задачи, представленные в этих разделах, предлагались на вступительных экзаменах в Лицей БГУ с 1991 по 2009 год. Особенности современной формы вступительных испытаний по физике представлены в заключительном разделе. Задания 2011-2013 годов публикуются с листами ответов и разбалловками. В настоящее время готовится четвертое издание, которое будет содержать вступительные задания за 2010-2015 годы. Необходимо отметить, что пособие пользуется высоким спросом, например, в книжном магазине “ВЕДЫ” (г.Минск, ул.К.Маркса, 36) было признано “Книгой МЕСЯЦА” из-за устойчивого спроса и высоких продаж.



 
Кроме того, Лицей БГУ ежегодно проводит бесплатные репетиционные вступительные испытания на сервере дистанционного обучения “Лицея БГУ”, размещенного по адресу e-lyceum.by. Абитуриентам Лицея БГУ предлагается оценить свои знания и возможные пробелы в знаниях путем выполнения бесплатного онлайн теста. В текущем году за основу теста по физике были взяты задания вступительного испытания 2014 года.
 
Лицей БГУ максимально открыт для своих абитуриентов и их законных представителей. Вся важная информация, касающаяся поступления в Лицей, отражена на официальном сайте учреждения образования. По итогам проведения вступительных испытаний мы проводим процедуру ознакомления с работами, на которой абитуриенты могут проверить качество проверки и, в случае необходимости, подать апелляцию. Мы публикуем результаты как после проверки работ, так и после проведения процедуры ознакомления с работами. Для абитуриентов, которые по объективным причинам не смогли присутствовать на вступительных испытаниях, проводятся дополнительные испытания в резервный день. Организация приемной кампании проводится в строгом соответствии с правилами приема, которые размещены на сайте учреждения и разработаны на основе положения об учреждении общего среднего образования.
 
И последнее, по словам Евгения Ливянта “уровень знаний учеников (Лицея БГУ) по математике и физике в последние годы сильно упал”. Данное утверждение не подтверждается объективными результатами. Даже если исключить из рассмотрения призовые места лицеистов на олимпиадах, турнирах юных физиков и математиков, научно-практических конференциях как республиканского, так и международного уровня, средние баллы по результатам централизованного тестирования неизменно остаются на высоком уровне в течение последних пяти лет.



В заключение хотелось бы отметить, что высказывания Е. Ливянта, сказанные в программе “Работа над ошибками”, нанесли ущерб деловой репутации Лицея БГУ и привели к обращениям законных представителей абитуриентов Лицея БГУ в адрес приемной комиссии, в которых были высказаны обвинения в возможных махинациях во время проведения вступительной кампании. И хотя после представленных разъяснений данные обращения были сняты, существует определенная доля абитуриентов и их законных представителей, особенно среди тех, кому не удалось преодолеть конкурсный отбор, которые после голословных высказываний Е. Ливянта думают о Лицее БГУ как о месте, где вступительная кампания проводится “не совсем справедливо и честно”, а “уровень знаний учеников по математике и физике в последние годы сильно упал”.
 
В дальнейшем Лицей БГУ оставляет за собой право обращаться в судебные инстанции Республики Беларусь для защиты деловой репутации.
 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Евгений Ливянт, репетитор, автор программы TUT.BY-ТВ "Работа над ошибками", конкретизировал свои претензии к Лицею БГУ, а замдиректора лицея Игорь Варакса на них...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика