"Если бы не одна ошибка, все предметы были бы на 100". Абитуриентка подготовилась к ЦТ за полгода
13.07.2015 08:22
—
Новости Общества
|
Если бы не ошибка в части "Б" по русскому языку, все сертификаты по централизованному тестированию у Елены Кухаренко были бы стобалльными. О том, как семестр отучиться в медвузе, понять, что медицина – "не мое" и за пять месяцев выучить два предмета на максимальный, а третий – на очень высокий балл – в материале TUT.BY.
"Желания лечить людей у меня не возникало. Как я попала в этот медицинский?"С Еленой Кухаренко мы встречаемся около Лицея БГУ. Это учебное заведение она окончила в прошлом году. На химико-биологический профиль девушка поступила без экзаменов после того, как в девятом классе, будучи ученицей минской средней школы №30, показала высокий результат на республиканской олимпиаде по биологии: взяла диплом третьей степени.– На зачисление без экзаменов я, собственно, и рассчитывала, когда участвовала в олимпиаде, – улыбается Лена. – Много слышала о Лицее, знала, что там высокий уровень подготовки. Позже Лена расскажет, что, несмотря на профильные химию и биологию, в Лицее требовали высоких знаний по всем предметам: "Представьте, у тебя через два месяца ЦТ, а тебе нужно карту мира по географии наизусть выучить!". Несмотря на серьезные требования, средний балл аттестата у девушки высокий – 9,6 балла: "Нет, у меня не только десятки. Есть восьмерка – по математике". В выпускном классе нужно было решить, по каким предметам сдавать централизованное тестирование для поступления в университет. Сейчас, говорит Лена, она бы серьезней подошла к выбору вуза и специальности. – Вся наша химико-биологическая параллель сдавала профильные предметы – я тоже. Вопроса, что сдавать, вроде и не стояло. Весь класс собирался в медицинский университет – этот вариант очень поддерживали родные, вернее, мама всегда хотела, чтобы в семье был врач (улыбается). Вот только я не осознавала, что когда отучусь в медицинском, получу диплом врача – мне нужно будет лечить людей. Интерес к биологии, считает Лена, у нее с детства. Девушка всегда любила лошадей, игрушкам делала уколы, а домашнему питомцу, коту Кузе, повезло больше всех: пятилетняя Лена промывала ему гланды подсолнечным маслом: "Мне нравилось лечить животных, но вот желания лечить людей у меня, кстати, не возникало". "К прошлогоднему ЦТ готовилась в спокойном темпе: были только факультативы по трем предметам"– Свою роль сыграло участие в олимпиаде, учеба в Лицее, – сходу объясняет Елена Кухаренко: к первому в своей жизни централизованному тестированию она готовилась в спокойном темпе. Посещала в Лицее бесплатные факультативы по химии, биологии и русскому языку.На прошлогоднем ЦТ показала высокий результат: из 100 возможных – 95 баллов по биологии, 90 по русскому языку и 83 по химии. Если суммировать с аттестатом, получалось 364 балла. С таким результатом девушка отнесла документы в Белорусский государственный медицинский университет. Факультет в медвузе девушка выбрала не сразу: фармацевтический "отпал" из-за аллергии на химические препараты, стоматологический из-за "ювелирной работы". – Делать что-то руками получается плохо, – со смущенной улыбкой объясняет Елена. – Поступила на бюджет лечебного факультета. Сейчас понимаю, что особой радости не почувствовала: знала, что после Лицея БГУ я не могу не поступить. Началась учеба: анатомия – с трупными материалами, а любимые гуманитарные предметы куда-то исчезли. "Было сложно переступить через барьер и пойти на паре показывать кости, мышцы, внутренние органы: на картинках, все-таки, врачей не учат". Единственной отдушиной был латинский язык, история и идеология. – Мне совершенно не нравится практическая врачебная деятельность с людьми. Я боюсь банально укол поставить, для меня это сложно, а вид крови меня постоянно пугал. Не знаю, как я попала в этот медицинский…Хотя отметки были хорошие: я все учила, только приходилось себя заставлять. "От природы повезло с хорошей памятью"Девушка рассказывает, что в учебе она перфекционист, а учиться ей никогда не было сложно.– Делать "тяп-ляп" я не умела – поэтому всегда училась хорошо. От природы мне повезло с хорошей памятью: прочитаю один раз и все запомню. По рассказам мамы нашей героини, в детстве, когда девочка совершенно не умела читать, а вслух ей зачитывали сказку, она ее запоминала, а потом, открывала книжку и пересказывала наизусть: перелистывая страницы, делала вид, будто читает. "Нет, специальных методик для тренировки памяти родители не использовали". Елена уверена, что если есть желание – все можно преодолеть, выучить, перетерпеть и получить диплом. Но желания у нее не было. – Те несколько месяцев учебы в медицинском вспоминаются как серая полоса в моей жизни. Мне ничего не хотелось: утром я просыпалась и заставляла себя туда идти. Я решила, что лучше бросить сейчас, чем уйти после трех или четырех курсов. Сидела и думала: вот получу через шесть лет диплом, и куда пойду, кем буду? Поняла, что никогда не хотела быть врачом. "Когда думала о новом поступлении, мысль о том, что заново нужно будет сдавать ЦТ, была последней"Уйти, уверяет девушка, было несложно. Сложно было все-таки принять это решение. Выбор Лены в семье поддержали.– Сначала думали: "Много кому не нравится, но все же ходят. Вдруг еще адаптируется, привыкнет". Но потом поняли – если не мое, значит, не мое. Желание бросить медуниверситет с маленькими зарплатами врачей девушка никак не связывает. "Я думаю, что хороший специалист всегда будет востребованным, будет иметь хорошую зарплату и свою клиентскую базу". Елена забрала документы: за день сдала все учебники и получила все нужные подписи и печати, обходной лист. Это было прямо перед первой сессией: отчислили ее с первого января. – Нужно было скорее начинать готовиться к новому поступлению. Когда рассматривала вопрос ухода, мысль о том, что заново нужно будет сдавать ЦТ, была последней. Я думала: переведусь куда-то, найти грант и уеду заграницу. Но потом пришло осознание того, что если пойду по легкому пути – не получу того, чего действительно хочу. "Мама была в шоке, когда узнала, что не буду сдавать химию и биологию, а хочу изучать юриспруденцию"Первые вопросы, на которые нужно было ответить девушке: куда поступать, что сдавать?– Мама была в шоке, когда узнала, что я не буду второй раз сдавать химию и биологию. Юриспруденция, говорит Лена, привлекла еще в 11 классе на уроках обществоведения: когда учили Конституцию, буквы закона всегда быстро запоминались наизусть. Девушка нацелилась на поступление на факультет международных отношений БГУ, специальность – "международное право". – Поняла, что хочу изучать юриспруденцию, к тому же, там параллельно изучают два иностранных языка. Я поинтересовалась у ребят, которые учатся на этой специальности, что они изучают, насколько уровень хороший. Их отзывы меня воодушевили. Буквально за неделю после ухода из медицинского, как только прошли все новогодние праздники, Лена обратилась к друзьям, которые сдавали тестирование по обществоведению и английскому, и попросила поделиться с ней материалами для подготовки. – За авторитетным мнением пошла в Лицей, к своим преподавателям по английскому, обществоведению: они написали мне все учебники, которые нужно купить, все программы, электронные ресурсы, тесты, сами распечатали что-то. Показали, как эти самые тесты выглядят. "На подготовку "с нуля" оставалось пять месяцев. Старалась выучить настолько много, насколько это возможно"На этом этапе, рассказывает Лена, она поникла: объем информации, который нужно усвоить, казался огромным. С русским языком, который она сдавала в прошлом году на тестировании, по словам девушки, было не намного проще: теория "улетает" из головы, когда ей не пользуешься.– Преподаватели говорили: "Не надейся на очень высокий результат, все-таки это сложно. Люди, которые два года занимаются с репетиторами, редко прыгают на результат выше 95 баллов по английскому". Поэтому особых целей я себе не ставила: просто старалась выучить настолько много, насколько это было возможно. С середины января Елена начала активную подготовку. Отказаться пришлось вообще от всего: никакого хобби, спорта, развлечений. С друзьями встретилась буквально пару раз. Абсолютно все время занимала учеба, порой по 12 часов в сутки с перерывом "на покушать". – Тремя предметами в день нужно было позаниматься: в русском повторяла правила, решала тесты. Обществоведение учила с нуля, понимала, что на ФМО (факультет международных отношений. – TUT.BY) нужны высокие баллы, и, чтобы их набрать, нужно просто выучить все наизусть. О том, что девушка планирует поступить в БГУ на юридический факультет или факультет международных отношений, в то время как на подготовку "с нуля" оставалось пять месяцев, она практически никому не рассказывала: "Смеяться же будут". "Главное правило: каждый день нужно сесть за три предмета. Репетитор? А зачем он нужен?"Сразу девушка начала искать курсы, но почти все из них рассчитаны на период учебного года: вклиниваться в середину Елена посчитала нецелесообразным. О том, чтобы прибегнуть к услугам репетитора, абитуриентка тоже не задумывалась.– В 11 классе я ведь сама занималась, без репетитора, не представляла особо, зачем он нужен. Тем более предметы гуманитарные: нужно просто выучить. Не химия или математика, где задачи решать. Главным правилом, которым Елена руководствовалась при подготовке, – каждый день сесть за три предмета. – Это было обязательно, иначе, я не то, чтобы выучить не успела, просто прочитать бы все не успела. Даже если удавалось сходить с друзьями погулять – часа четыре в этот день на учебу отводилось. "Знала, что когда приду, пачку слов по английскому нужно выучить". Обычно Лена вставала в 9 или 10 утра, а ложилась не раньше двух часов ночи. "Соцсети отпали сразу. Главное, пропало желание тратить на них время"– Вечером учиться мне проще, мозговая активность лучше. Спать старалась по семь-восемь часов. Остальное время учила. В перерывах ходила гулять недалеко от дома на полчаса: или с собакой, или с друзьями, которые рядом живут. Иногда занималась дома спортом – чтобы быть в тонусе, иногда в воскресенье утром позволяла себе съездить в тренажерный зал. Соцсети отпали сразу – главное, пропало желание тратить на них время. Еще читала художественную литературу, но месяца за два до ЦТ и от книг отказалась – времени не было совсем. С такой учебой эти полгода пролетели безумно быстро.Больше всего времени уходило на изучение английского языка. С него обычно и начинался день абитуриентки. Несмотря на это, последовательность предметов Лена старалась чередовать. – Я сразу посчитала, сколько параграфов, сколько слов с артиклями мне нужно учить в день, чтобы все успеть. Например, по английскому – 24 фразовых глагола в день. Еще каждые день – новое правило, это обязательно. И тесты, тесты. Я решала все, которые смогла найти с 2005 года по сборнику ЦТ прошлых лет. Советы по подготовке: решать тесты, "набивать" руку на типовых заданияхАнглийский. Учить теорию, решать много тестов из совершенно разных книг, и, обязательно, из сборников ЦТ: вопросы из года в год по форме одинаковые, нужно только понять, чего от тебя хотят.– Ближе к ЦТ я стала понимать, что чувствую язык. Даже когда не знала правила, каким-то чувством понимала, что нужно сделать вот так, а не иначе. На ЦТ, кстати, несколько заданий было сделано именно таким способом. Обществоведение. Теорию учить по школьным учебникам, выстаивать логические схемы. "Параграф, это хорошо, но это сплошной текст. Без понимания здесь не обойтись". – За день до ЦТ по обществоведению я почитала то, что считала недоученным и то, что считала каверзным – пригодилось, потому что именно это мне и попалось. Русский язык. Учить правила, желательно в таблицах и схемах – так легче запоминается. Делать упражнения, решать тесты, набивать руку на типовых заданиях. "Если было что-то непонятно – выписывала в отдельную тетрадку, потом просила преподавателей из Лицея помочь разобраться". – Чтобы запомнить ударения, слова я группировала. Например: крапи́ва – и́ва, креме́нь – реме́нь. К словарным словам я искала синоним, который точно знала, как пишется. Получалось вроде: гонорар – доход, серенада – менестрель. Первые три месяца подготовки выдались самыми активными: Лена старалась вобрать в себя как можно больше информации. Елена не скрывает: было тяжело. Но о том, что ушла из медицинского, девушка не пожалела ни разу. "Как бы тяжело ни было, все равно лучше, чем там".
– Мне казалось, что я учу-учу, а объема меньше не становится, и результат виден слабо: и тут ошибка, и там ошибка. Но я понимала: если сейчас не заставлю себя выучить, действительно не справлюсь. |
|