Вокруг света за 1 день. Что такое ЭКСПО-2015 и почему туда едут миллионы туристов
30.07.2015 19:11
—
Новости Общества
|
На самом деле, не за 1, а за 20. Организаторы говорят, что проведя на выставке целый день, посетители в среднем успевают осмотреть только около 5% площади. Поэтому если вы ходите объехать всю планету – на ЭСКПО-2015 представлены более 140 стран – то провести там придется три недели. Но можно заранее составить маршрут и за восемь часов постараться совершить путешествие во все части света. Спецпроект TUT.BYО том, как Беларусь представлена на выставке, почему стоит приехать на ЭКСПО-2015 и чем кроме шопинга заняться в Милане – читайте в материалах проекта. За всю историю Всемирной выставки, Милан принимает ЭКСПО во второй раз. Впервые это произошло в 1906 году. Тогда местом для выставки площадью около одного миллиона квадратных метров – кстати, почти равной по площади ЭКСПО-2015 – были городская торговая площадь и бывший военный плац, позже ставшие знаменитым парком Семпионе, одной из достопримечательностей исторического центра Милана. Возле парка расположен Expo Gate – комплекс из конференц-зала, информационного центра и сувенирного магазина. Это одно из мест в городе, которое позволит получить представление об ЭКСПО-2015 еще до того, как вы туда попадете. Вдоль улиц в центре развешаны национальные флаги стран-участниц, тут и там встречаются сувенирные магазины Всемирной выставки, афиши. Эти полгода дух значимого мирового события царит в Милане повсюду.
|
Для Италии Всемирная выставка стала действительно национальным проектом: вдоль Кардо выстроились павильоны регионов Италии, павильон вина, павильоны крупнейших производителей продуктов питания в стране. Главное здание здесь – Палаццо Италия, где на шести этажах рассказывается о четырех силах итальянского народа: силе знания, силы красоты, сила пределов и силе будущего.
Элегантный Палаццо Италия построен из инновационного биодинамического цемента, изобретенного специально для ЭКСПО-2015: материал поглощает загрязнения из воздуха, очищая его. В каждой части экспозиции павильона встречается число 22 – это 19 регионов, 2 провинции с особым статусом и Рим, представленные через знаменитых людей, памятники, пейзажи, типичные растения. Особенно сильное впечатление производят комната хаоса, зеркальные залы с эффектом погружения и мир без Италии.
К павильону Чехии посетителей привлекает бассейн с лежаками и фонтаном в форме птицы. Фонтан символизирует собой равновесие между природой и технологиями: внутри него установлены фильтры, которые очищают воду. Это важный ресурс для страны, ведь на территории Чехии берут свое начало три крупные реки Европы, а сама страна является мировым лидером в области технологий очистки воды. Павильон Чехии – это Лаборатория жизни, в которой представлены природные богатства и последние разработки чешских ученых: пластик, из которого можно строить дома, фотобиореактор – устройство, которое позволяет заставлять водоросли вырабатывать нужные медицине, энергетике и производству вещества.
Испания предлагает посетителям своего павильона пройти путь еды: от ее производства до подачи на стол. В этом путешествии вас сопровождают люди, знающие о еде все: знаменитые испанские шеф-повара, например Ферран Адрия, один из девяти лучших поваров мира и изобретатель молекулярной кухни. В павильоне вы попадете на колоритный рынок Барселоны, выучите загадочное слово maridaje, обозначающее процесс выбора правильного вина к еде (которое в Испании производится в 12 провинциях), сядете за огромный общий стол. Стоит ли упоминать, что в этом павильоне есть бар с широким выбором пинчос, ресторан со всевозможными винами и ресторан высокой кухни с великолепными видами на выставку?
Бельгия выразила тему ЭКСПО-2015 в каждой детали павильона: от его простой природной формы – это энергоэффективное здание с солнечными батареями на крыше и особой системой вентиляции и максимальным использованием дневного света – до разнообразия продуктов и пищевых технологий в экспозиции. На нижнем этаже представлены технические достижения страны в области сельского хозяйства: аквапоника, гидропоника, выращивание насекомых и водорослей. Эта часть очень информативная, но глазу и сердцу более приятна вторая часть павильона, где разливаются ароматы шоколада, наливаются около 30 сортов пива и блестят бриллианты. В течение дня в павильоне Бельгии проходят кулинарные шоу, во время которых мастера готовят шоколад прямо при посетителях. Здесь же представлена выставка работ на тему еды финалистов конкурса HRD Awards 2015, мировой "олимпиады" ювелиров.
Девиз павильона Словении – >"Зеленый. Активный. Здоровый". На входе посетителей встречают милые хостес и каждый получает зеленое сердечко-наклейку на память. Внутри павильона можно увидеть вертикальные сады – растения на плитках площадью 30 кв.см., которым с помощью компьютера подаются необходимые для роста вещества. Такие сады жители мегаполисов могут иметь у себя в квартирах даже при отсутствии солнечного света.
Словения представила в павильоне пять элементов здоровой жизни, важных для страны: соль (по ней можно пройти босиком), мед, термальные воды, активный отдых и чистые виды энергии, над развитием которых сейчас активно трудятся местные ученые. Павильон не поднимает глубоких философских проблем, но вот туристов точно привлечет в страну: съездить в волшебную Словению захотелось уже на середине экспозиции.
Африканский континент на Всемирной выставке представлен через 34 государства. Только три из них – Ангола, Марокко и Судан – имеют собственные павильоны, остальные страны расположились в девяти тематических кластерах. Кластеры, придуманные именно для миланской ЭКСПО: это общие выставочные площади для государств, которые по разным причинам не имеют отдельных павильонов. Кластеры объединяют страны как по основным производимым ими продуктам питания – рис, кофе, специи, какао, фрукты и бобовые, зерновые и корнеплоды – так и по географическим особенностям – Био-Средиземноморье, острова, засушливые зоны.
Павильон Анголы – один из самых посещаемых на ЭКСПО: он сразу привлекает внимание ярким аутентичным фасадом. Внутри на 4 этажах и 2000 кв. м площади раскрывается сразу несколько тем: сельское хозяйство и кулинария страны, роль женщин в Анголе и здоровое питание. На ЭКСПО-2010 в Шанхае павильон страны был совсем скромным, но на нынешней Всемирной выставке страна запросила один из самых больших павильонов, чтобы продемонстрировать прогресс, достигнутый за пять лет, и одной из первых начала его строительство еще в 2013 году. В экспозиции много интерактива: примеры национальных блюд с видео рецептами, тесты для здорового питания, обучающие игры для детей.
В павильон Марокко мы заглянули случайно: собирались быстро пробежать через экспозицию к ресторану, но, оказавшись внутри, остались там надолго. Экспозиция здесь – это путешествие по всем регионам страны, вытянувшейся по северу Африки между Средиземным морем и Атлантическим океаном. Посетители проходят через средиземноморскую зону (в реальности это 500 км побережья Марокко), утопающую в зелени центральную часть страны, горные районы Атласа – и в каждом зале их окружают запахи, звуки, растения и панорамы этих регионов. Много времени гости проводят и в ароматном сувенирном магазине, и в саду у стен павильона.
Кроме политической близости к Беларуси, в эти два павильона нас привлекла их архитектура: у Азербайджана это прозрачные полусферы, а у Туркменистана – огромные капли-дисплеи и орнаменты на фасаде.
Обе страны стремились показать свое античное культурное наследие и динамичное развитие в последние годы. Азербайджан красиво представляет девять климатических зон страны – через инсталляции с цветами, которые оживают от прикосновения. Главная гордость павильона Туркменистана – огромные ковры ручной работы, которые посетители рассматривают, трогают и фотографируют.
Оба этих павильона показались нам очень домашними. Например, у Азербайджана в павильоне выставлены трехлитровые банки с соленьями, а Туркменистан, кроме знаменитых дынь, показывает школьные учебники, моющие средства, одежду, подушки и другую продукцию своей легкой промышленности.
Павильоны латиноамериканских стран – Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Эквадора – притягивают посетителей, как магнит. Вместе с яркими экстерьерами эти страны предлагают и яркие впечатления внутри: в экспозициях очень подробно рассказывают о географии и биоразнообразии стран (а то все типы экосистем, от горных вершин до тропиков), показывают видео с потрясающими пейзажами и хвалятся продуктовым экспортом. Именно из этих стран происходят бананы, которые мы едим, самый лучший в мире шоколад и самые красивые розы.
В основе концепции павильона Бразилии лежат два образа страны, один из которых очень хорошо знаком миру – это веселье, смех, игры, карнавалы; а второй, серьезный – это те вызовы, с которыми страна борется, и успехи, о которых она хочет рассказать. Веселая Бразилия показана через сетку на входе (еще она символизирует принципы работы агробизнеса в стране), которая неожиданно для создателей павильона стала настолько популярной, что притягивает в среднем 15 000 посетителей в день.
Внутри на трех этажах они могут узнать кое-что о культуре страны и получить много информации о ее сельском хозяйстве. Бразилия один из крупнейших экспортеров продовольствия в мире, на доходы от продуктового экспорта приходится около 23% ВВП страны. С большой долей вероятности апельсиновый сок, который мы пьем, сделан из бразильских апельсинов (здесь производится половина всего апельсинового сока в мире), и еще Бразилия активно помогает странам Африки бороться с проблемами бедности, голода и засухами.
В Колумбии, в отличие от Беларуси, нет смены сезонов года, смена температур зависит только от высоты над уровнем моря. Павильон страны предлагает посетителям посмотреть эти пять "климатических этажей": жаркую зону со среднегодовой температурой от +27°С, умеренную зону – от +17 до +24°С, холодный регион со столицей страны Боготой – здесь в течение года от +12 до +17°С, и вечно покрытые снегом горные вершины. Для этого вы спуститесь в огромном импровизированном лифте с высоты в 5570 метров через каждый из этажей. Кроме природных богатств Колумбия показывает гостям и своих знаменитых граждан, уроженцев каждой из зон – от Шакиры и Маркеса до менее известных широкой публике спортсменов, актеров и певцов.
Если бы на ЭКСПО-2015 проводили конкурс красоты среди павильонов, то Мексика получила бы приз за самый элегантный. Павильон этой страны снаружи напоминает лист кукурузы – важного для страны растения, а внутри подвешенные в воздухе лестницы делят его на уровни, где представлена экспозиция гастрономических, экологических и культурных богатств страны. Интересно, что в этом павильоне посетителям предлагают получить персональную печать в паспорт ЭКСПО (для этого надо ввести свои данные и сделать фото на входе) и отдать негативную энергию черному магическому камню, который находится в одном из залов.
Эквадор впервые представил на Всемирной выставке отдельный – и очень яркий – павильон. На входе можно сделать фото с символом страны голубоногой олушей, которая живет в одном из самых знаковых регионах Эквадора – Галапагосских островах. Карта на полу павильона и видео презентации расскажут еще о трех регионах: побережье Тихого океана Косте, высокогорном центре и низменности бассейна Амазонки, которую называют "аптекой страны". Эквадор имеет широчайшее на планете био разнообразие на квадратный километр, и осознание богатства природы здесь настолько сильно, что Эквадор стал первой страной, закрепившей ответственность по ее сохранению в Конституции. А еще в павильоне можно вдохнуть аромат какао бобов, шоколад из которых выиграл 14 престижных международных премий, или запах одних из самых красивых в мире роз, растущих в Андах на высоте от 2500 до 3000 метров.
Южная и Юго-Восточная Азия на выставке представлены в основном в кластерах. Отдельные павильоны есть у Вьетнама, Непала, Таиланда, Малайзии; они подчеркивают особую связь человека с природой, характерные для этих стран.
В павильоне Вьетнама звучат две темы: тема воды и тема цветков лотоса. Именно звучат:небольшое пространство павильона кажется хрупким и почти невесомым. А еще три раза в день здесь дают концерты народной музыки, во время которых зал полностью заполняется людьми.
Непал собирался показать на ЭКСПО макет античного поселения в долинах Катманду, где люди разных национальностей, религий и социального происхождения смешиваются в один яркий мир. Претворить идею в жизнь не удалось: представители Непала вынуждены были покинуть выставку после страшного землетрясения, потрясшего страну весной. Достроить павильон вызвались волонтеры из Италии и три волонтера из Непала. Они попытаются сделать это своими силами до конца ЭКСПО, а пока посетители оставляют помощь жертвам землетрясения в специальном боксе в самом павильоне и на Декумано.
Государства Ближнего Востока на выставке напоминают оазисы, созданные с помощью инноваций вопреки суровым природным условиям. Павильоны арабских государств подчеркивают тесную связь прошлого с настоящим и рассказывают о том, как люди этих стран ценят каждый кусочек пригодной для земледелия почвы (например, 90% продуктов питания в Катаре импортируются) и каждую каплю воды (в год в ОАЭ выпадает примерно 100 мм осадков – в 6-7 раз меньше, чем в Беларуси).
Катар выстроил свой павильон в форме традиционной корзины для хранения продуктов – джефьера (англ. jefeer - прим. TUT.BY), подчеркнув таким образом переплетение местных обычаев с духом космополитизма, характерным для страны сегодня. В начале экспозиции – общий стол с традиционными блюдами (все виды мяса, кроме свинины, и рыба с гарнирами из риса басмати) и кофе, который, как и еду, в арабских странах можно брать только правой рукой. В павильоне также рассказывают о логистике поставок продуктов в страну. Самая впечатляющая часть экспозиции – это "финиковая пальма", на которую проецируется видео о решениях страны в области продовольственной безопасности.
В павильоне Бахрейна прохладно, несмотря на +35°С снаружи, открытые пространства и отсутствие кондиционеров. Секрет этого температурного комфорта в материале, из которого сделаны стены: из него же строят дома в стране, где средняя температура в летние месяцы доходит до +50°С. Экспозиция посвящена богатой и уникальной аграрной истории страны: внутри относительного небольшого павильона разбиты десять садов, фрукты из которых в течение шести месяцев будут использоваться для приготовления угощений посетителям павильона. А еще здесь царит удивительное умиротворение и вкуснейшие запахи винограда, инжира, лимонов – такие притягательные, что некоторые посетители пытаются сорвать фрукты с веток и унести с собой как сувенир.
ОАЭ представлена на ЭСКПО-2015 в особом статусе – как страна-хозяйка Всемирной выставки 2020 года. Этой роли посвящена одна из частей экспозиции павильона, но кроме этого за 12-метровыми стенами-дюнами посетителям расскажут о природных вызовах, с которыми страна сталкивалась в прошлом, и о новых технологиях, с помощью которых эти вызовы были успешно преодолены. Не очень интересная на первый взгляд тема качественно обыграна визуально: с помощью проекций, которые по нажатию клавиши появляются на статичных композициях внутри стеклянных боксов. Далее в небольшом кинозале посетителям предлагают посмотреть немного наивный, но трогательный 10-минутный фильм под названием "Путешествие в прошлое". Фильм расскажет о девочке Саре из Дубая, современном ребенке с айпадом и в брендовой одежде, которая переносится в прошлое и должна буквально бороться с природой за воду, еду и жизнь. Так Сара понимает, что вода, текущая из крана, была для ее предков чем-то на грани фантастики, а пальма – это не просто дерево, а источник жизни в пустыне.
Самое сильное создатели павильона приготовили напоследок: после того, как фильм заканчивается, посетители проходят за экран и видят... Сару. На самом деле, это тоже проекция, но настолько реалистичная, что в первые секунды кажется, что Сара действительно прилетела в Милан из ОАЭ. Девочка повторяет с гостями павильона простые истины, которые она выучила во время своего путешествия, и в конце предлагает вместе спеть вдохновляющую песню. И здесь посетителей, которые уже находятся под впечатлением, ждет еще один сюрприз: на экране появляются они сами, поющие добрую песенку о "вместе мы сможем все" (ее посетителям предлагают спеть волонтеры в первой части экспозиции, но тогда люди не догадываются об истинном смысле забавной игры).
Всемирную выставку часто сравнивают с Олимпийскими играми по значимости и с отдельным городом – по масштабам. Попадая туда, понимаешь, что это не преувеличение: в течение дня мимо проплывают тысячи лиц, десятки павильонов, вокруг постоянно что-то происходит – то дегустация, то кулинарный мастер-класс, то концерт.
ЭКСПО постоянно принимает высоких гостей из разных стран. В Милане уже побывали Мишель Обама, Дэвид Камерон, Владимир Путин, председатель Европарламента Мартин Шульц, Даля Грибаускайте и главы других государств, приезжавшие на национальные дни своих павильонов. Каждый день здесь проходят бизнес-мероприятия, семинары и дискуссии на социальные темы, встречи экспертов. Многие люди посещают выставку несколько раз, чтобы увидеть и попробовать как можно больше, ведь даже после закрытия павильонов веселье здесь продолжается.
О том, чем кормят и как развлекают посетителей на ЭКСПО-2015 вечером, читайте в следующем материале.
Читайте также: