Как в Бресте планируют справляться с дефицитом мест в "заречных" детсадах. 21.by

Как в Бресте планируют справляться с дефицитом мест в "заречных" детсадах

26.08.2015 09:00 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Извините, но на сегодня мест нет!» — такой ответ слышат десятки родителей, которые не смогли определить своего ребенка в детский сад по месту жительства. В отдельных случаях это имеет драматический подтекст, потому что маме грозит потерей места на работе, семье — дополнительного дохода. Но ситуация объективно такова, что только в Московском районе Бреста 2600 детей в возрасте 2−3 лет могут не получить свое место в детском саду.

Собственно, что же делать родителям, каковы альтернативы классическому дошкольному образованию и что делать бизнесу в этой сфере, обсуждалось в стенах «Вечерки». В дискуссии приняли участие начальник отдела образования, спорта и туризма администрации Московского района г. Бреста Юрий Просмыцкий, учредитель ЧУП по оказанию услуг «Диарсад» Таисия Максимович и директор творческого центра для детей и взрослых ООО «Мал МАЛА меньше» Марина Лаппо.

Первый вопрос хотелось бы задать Юрию Николаевичу. Обрисуйте, пожалуйста, ситуацию с детскими садами в Московском районе. В каких микрорайонах она самая напряженная?

Юрий Просмыцкий: Несмотря на предпринимаемые меры, у нас по-прежнему дефицит мест в дошкольных учреждениях. Это так называемые заречные районы («Вулька», «Южный», «Ковалево») и микрорайон «Восток-6». На 2016 год запланировано завершить строительство школы-сада в микрорайоне «Южный», но в любом случае ввод этого объекта лишь частично снимет проблему. Но есть и позитивные изменения. Благодаря активной позиции администрации района нам удалось добиться того, что в этом году не на словах, а уже на деле у нас создан прецедент, когда мы активно вовлекаем частный бизнес в сферу дошкольного образования. Мы надеемся, что к 1 сентября в Бресте откроются группы частного детского сада по относительно приемлемой цене.

Не хочу строить далеко идущие планы, но то, что мы перешли в плоскость практических действий, не может не радовать. Совместно с нашим партнером разработан алгоритм пошаговых действий, обеспечена нормативная база, программа и обозначены два места, где будут реализовываться эти пилотные проекты — по частным детскому саду и начальной школе. Планируется открыть несколько дошкольных групп по адресу Ленинградская, 37. Конечно, мы прекрасно понимаем, что в бизнесе не бывает альтруистов. Поэтому дальнейшая судьба этого проекта зависит только от того, будет ли прибыль. Но в то же время позиция администрации района такова, что мы всегда готовы подставить плечо в рамках существующего законодательства. И здесь задействованы все ресурсы: начиная от главы района и заканчивая всеми заинтересованными отделами.

То есть для Бреста, можно сказать, создан прецедент?

Ю.П.: В том формате, в котором он существует сегодня, да. Проблема в том, что у нас отсутствует полноценная нормативно-правовая база, которая позволила бы бизнесу на равных включиться в этот процесс. Мы уже вносим свои предложения по изменению отдельных положений в законодательстве. Однако данную проблему невозможно решить с «наскока». Это системный и планомерный процесс, обусловленный многими факторами. Мы знаем, что в Бресте существует нехватка мест в детских садах, но в других-то регионах не могут укомплектовать группу. Поэтому все надо решать так, чтобы те районы, где много свободных мест, тоже не пострадали. Кроме того, для нас на данный момент важный вопрос — это пребывание в саду детей, достигших шестилетнего возраста. Сегодня они могут остаться на повторный курс по желанию родителей.

Вы против этого?

Ю.П.: Да. Возникает вопрос — для чего это нужно. Ведь, если нет медицинских показаний, это смахивает на социальное иждивенчество.

Но одно дело, когда ребенок родился в ноябре, и совсем другое, если он празднует день рождения летом…

Ю.П.: Сегодня нет требований к готовности ребенка пойти в первый класс. За исключением состояния здоровья. Если раньше существовала система: детский сад, «нулевка», первый класс, то сейчас первый класс — та же нулевка. Это безотметочное обучение, игровая форма образовательного процесса, продленка, льготное питание. Конечно, в детском саду родителям более удобно и выгодно в экономическом плане.

У нас в Московском районе все дети старше трех лет пойдут в детский сад?

Ю.П.: По месту жительства такой гарантии, к сожалению, нет. Но как минимум есть три детских сада, которые не очень востребованы. И тем родителям, которые не смогут получить место по микрорайону проживания, будет предложено посещать один из них. В этом случае родители могут и не согласиться с предлагаемым вариантом. Вероятность попасть в «нужный» детский садик определяется тем, в какой период родители встали на учет. В сентябре — повезло, в мае — уже не очень.

Таисия Максимович: А дети из Московского района могут стоять на учете в Ленинском?

Ю.П.: Любой гражданин имеет право встать на учет в любом районе. И ему не имеют права отказать, а он не обязан аргументировать свое решение.

И может стоять в двух местах?

Ю.П.: …И более. Сегодня у нас принцип комплектования групп — очередность.

Вопрос к новичкам нашей беседы — центру «Мал МАЛА». У вас есть группа краткосрочного пребывания детей. Насколько эта услуга востребована?

Марина Лаппо: Изначально мы хотели сделать разновозрастную группу так, чтобы дети могли находиться у нас какое-то время, пока родители работают. Но до конца, к сожалению, нам эту идею осуществить не удалось. Мы не нашли четкой документации, которой можно было бы руководствоваться. Обращались в инстанции, и в каждой нам давали список рекомендаций. Но они таковы, что мы их просто не можем выполнить в полном объеме. Поэтому на сегодняшний день у нас возможно пребывание детей до трех часов в день.

Что это за рекомендации?

М.Л.: В частности, установить сантехнику на «детском» уровне. Мы арендуем помещение, и арендодатель предъявляет свои условия. Конечно, поставили для детей ступеньку к умывальнику, у нас есть комплект подписанных индивидуальных горшков, но всего этого недостаточно, чтобы ребенок мог находиться у нас четыре часа и больше.

Когда к вам ребенок приходит просто на занятия, то все нормально?

М.Л.: Да, здесь все нормально. Но если ребенок приходит больше чем на три часа, то уже нет. Тем не менее у нас сформировалась небольшая группа из 5−6 человек. Мы называем ее досмотром, хотя у нас есть программа, рассчитанная на общее развитие, и начиная с сентября с детьми будут заниматься музыкой, английским языком, ритмикой.

Ю.П.: Вы находитесь в Ленинском районе? А в Московский не пробовали обращаться?

М.Л.: Нет, но если это не противоречит законодательству, то почему бы и нет?

Ю.П.: Сегодня у нас не стоит задача создать какое-то универсальное учреждение, которое обязательно называлось бы детским садом. Наша задача — предложить родителям взять на себя, при наличии желания и возможности, часть финансовых забот по организации пребывания ребенка, будь то в режиме целого дня или 2−5 часов. Это в том случае, когда родитель в состоянии заплатить и на полставки выйти на работу или пойти учиться. Потому что помимо просто присмотра ребенок должен получать навыки пребывания в социуме. И ваша группа отлично справляется с этой задачей.

М.Л.: Только три часа — это не очень удобно родителю. Мама успевает сходить в магазин и прибрать в квартире. О том, чтобы выйти на работу, речи, конечно же, не идет. Нас выбирают те, кто может позволить себе няню. Но они хотят, чтобы их ребенок был в социуме.

Почему же три часа?

Т.М.: Возможно, это связано с тем, что группа разновозрастная.

Таисия Васильевна, расскажите тогда о своем проекте, который планируется запустить осенью.

Т.М.: Мы очень надеемся, что с 1 сентября у нас начнет работать обычная группа детского сада. От детского садика, который работает у нас в Задворцах, она будет отличаться лишь количеством детей — их будет больше. Принципы работы Монтессори мы попытаемся максимально сохранить. Но здесь в каждой группе, а у нас есть возможность открыть пять групп, будет около 15 детей, поэтому стоимость пребывания одного ребенка формируется гораздо ниже. Мы планируем, что это будет около 3,7 млн рублей в месяц.

Затраты можно было бы снизить, если бы мы платили коммунальные услуги по тарифам для населения. Я написала много писем в республиканские структуры по этому вопросу, но мне ответили, что для коммерческой структуры никаких скидок не предусмотрено.

Ю.П.: Дело в том, что в этом случае тариф формируется для каждого конкретного вида деятельности. Мы просим об исключении, но пока добиться каких-то решений не удается.

М.Л.: Таисия Васильевна, а вы сами искали помещение?

Т.М.: Да.

Ю.П.: Ожидать, что кто-то за вас сделает вашу работу неправильно. Но мы можем оказать поддержку. Социальное напряжение по дошкольному образованию есть. И если вы снимете его хотя бы на долю процента, мы готовы оказать поддержку. Конечно, сегодня не та экономическая ситуация, что была еще год назад. И будет непросто. Но если все получится, то это даст повод другим задуматься о том, что бизнес в сфере образования возможен.

М.Л.: Я знаю, что в России сейчас детские сады можно организовать в квартирах, домах. И условия для такого бизнеса упростили до минимума. У нас же если ты создаешь детский сад на своей площади — это одно. Но если хочешь взять в аренду — это просто неподъемный груз.

Т.М.: Я бы не сказала, что есть какая-то существенная разница между своим помещением и арендным. Все зависит от арендодателя. Есть те, которые дают вам возможность это обустроить, а есть и те, которые это пресекают.

М.Л.: Поясню. Мы открылись на Новый год, в январе. Прошло девять месяцев. Арендная плата, как и везде в городе, установлена в долларах или в евро. То есть на сегодняшний день в рублях мы платим на 60% больше, чем планировалось в январе. Цены на наши услуги мы не можем повышать вслед за курсом. Дети на наших занятиях используют материалы, за которые родители не платят дополнительно, а цены на них также растут. И теперь новый учебный год мы начинаем уже не с таким оптимистичным настроением…

Ю.П.: Очевидная истина: развитие частного сегмента в системе образования зависит от многих факторов. Сегодня образование — школьное, дошкольное — дотируется государством. По сути дела, для гражданина оно на 80%, если не больше, бесплатно. Когда вы вступите в конкурентную борьбу с нами, родитель, зная, что он имеет возможность отправить ребенка в детский сад максимум за 650 тысяч рублей в месяц, никогда не достанет из кармана 3,5 миллиона рублей. Он будет обращаться к нам, чтобы мы ему предоставили эту дешевую возможность. А для того, чтобы в одной системе поставить в равные конкурентные условия государственную и частную форму собственности, нужно создать одинаковую среду. За ребенком должны пойти деньги. То есть если вы назвались детским садом, к вам пришел ребенок, вы соответствуете требованиям — туда должна прийти государственная дотация. Сегодня такого государственного механизма не существует. Его нужно создать, но это работа не одного дня.

С другой стороны, государственная система образования поставлена в более жесткие рамки. Вы в этом плане более мобильны, более свободны в выборе форм и методов. Можете опираться не на ту норму, которая прописана, а на потребность. То есть если сегодня есть спрос на хореографию — увеличили этот сегмент.

М.Л.: Мы об этом не говорим. Просто мне кажется, что к нам с нашей идеей должно быть немного другое отношение, нежели к фирме, которая занята в сфере торговли, например. По крайней мере хотелось бы.

Таисия Васильевна, учебные помещения для тех пяти групп, что вы планируете открыть на «Востоке» — это одно. А где дети будут гулять, как будете организовывать питание?

Т.М.: В решении этих вопросов нам очень помогли в администрации Московского района города Бреста. Питание будем поставлять с пищеблока расположенной рядом школы. Прогулочная площадка тоже будет находиться на территории школы, где мы поставим свои игровые комплексы.

Сейчас в других странах возможна такая форма присмотра за детьми, как подобие детского сада на дому. То есть мама, у которой есть свой ребенок, может устроиться в отдел образования, взять еще пару соседских детишек и у себя дома их досматривать. У нас это существует?

Ю.П.: Сегодня рассматривается такой вариант, как малокомплектные детские сады на дому. Здесь два варианта. Либо заниматься индивидуальным предпринимательством, платить все налоги и приглашать к себе детей с перерывом на обед. Либо устраиваться на работу в отдел образования, тогда мы выплачиваем педагогу зарплату.

Еще одна инициатива, прозвучавшая как-то «сверху»: отчислять тех детей, которые не посещают детский сад, не имея на то веских причин. Что вы об этом думаете?

Ю.П.: У некоторых родителей есть возможность оставлять ребенка дома, даже если он оформлен в детский сад. Дошкольное учреждение малыш посещает нерегулярно. А сегодня это не только место, которого ждет человек, стоящий следом в очереди, но расход бюджетных денег. Если ребенок не приходит в детский сад, то все расходы по оплате коммунальных платежей, заработной плате и так далее все равно сохраняются. И сейчас мы ищем механизмы, как стимулировать таких родителей либо водить ребенка в детский сад, либо освободить место для другого. А есть и другая категория родителей, которые могли бы помочь финансово организовать хозрасчетные группы. Но для этого нет полноценной нормативной базы.

В Минске, насколько нам известно, есть хозрасчетные группы.

Ю.П.: Их стоимость варьируется в пределах затрат на содержание ребенка в конкретном детском саду. Но у нас родители оплачивают только затраты на организацию питания.

Таисия Васильевна, вы уже объявили набор в свои группы?

Т.М.: Да. Запись идет, но не так интенсивно, как хотелось бы. Существует проблема в подвозе детей из дальних микрорайонов города. Идеальный вариант, если бы был разработан городской маршрут, который бы курсировал до детского сада утром и вечером.

То есть с той же «Вульки» люди не приходят из-за транспорта?

Т.М.: Во всяком случае с «Вульки» записан только один человек.

Может, нам стоит задуматься о модульной системе организации детских садов, которая сейчас довольно популярна в Европе? Когда детский сад собирается на готовых инженерных сетях буквально за несколько недель, а потом в случае необходимости переносится на новое место.

Ю.П.: Вопрос в том, что стоимость одного метра квадратного не намного ниже, чем при капитальном строительстве. Прелесть модульных систем в том, что они монтируются за два месяца и демонтируются за неделю. И их можно привязать к чему угодно: к школе, к существующему детскому саду. Но цена и отсутствие сертификата на сами сэндвич-панели сдерживают развитие модульных систем. Но как вариант довольно неплох. Строительство в стране дошкольных учреждений не совсем оправданно в той форме, в которой оно существует сейчас. Потому что потребность в дошкольном учреждении в конкретном микрорайоне города меняется. Через несколько лет возникает необходимость в школе, в социальном объекте для пенсионеров, людей с ограниченными возможностями… И именно в таких случаях модульные системы находят отличное применение.

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Только в Московском районе Бреста 2600 детей в возрасте 2−3 лет могут не получить свое место в детском саду.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика