"Аргумент - это не купит средняя женщина". Чего боится и о ком забывает отечественный легпром. 21.by

"Аргумент - это не купит средняя женщина". Чего боится и о ком забывает отечественный легпром

04.09.2015 11:18 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Чиновники давно пытаются научить белорусов любить белорусское. В ход идут убеждения, ограничения, запреты и налоги. Очередной призыв неделю назад прозвучал от Александра Лукашенко и касался одежды: «Давайте наше, белорусское, поносим! Пускай лучше оно будет немножко не тех мод, без дырок на коленях…». TUT.BY спросил дизайнеров с опытом работы на предприятиях, как работает отечественный легпром, если за него приходится заступаться президенту.


Госпредприятие: придумать 200 моделей на сезон

Елена (имя изменено) работает художником-модельером на одном из крупных госпредприятий по производству одежды. Ее задача — определять цветовую гамму сезона, подбирать ткани и фурнитуру для коллекции, разрабатывать модели и следить, как их раскупают.

— Удачные решение кочуют из одной коллекции в другую. Некоторые модели мы заново запускаем вообще без изменений, только из новой ткани. Я считаю, это минус госпредприятия. Покупатели говорят: «Что вы одно и то же шьете из года в год», да и магазины жалуются. Некоторые модели могут повторяться по 4 года, пока их не перестанут покупать.

Если вещь не продается, ее отправляют на склад, объясняет Елена. Оттуда она уйдет на другой рынок сбыта — в Россию или Казахстан.

— Сейчас склады переполнены, поэтому к продажам стали относиться более разумно. Например, в этом сезоне впервые стали делать скидки в 30%. До этого мы снижали цены максимум на 5−10%.


На разработку коллекции у Елены есть примерно полгода. Сейчас она работает над моделями лета 2016 года. На сезон вдвоем с коллегой ей нужно представить около 200 моделей. С учетом того, что художественный совет фабрики отбраковывает до половины эскизов, готовить приходится около 350 моделей.

— Это очень много и это может позволить себе только госпредприятие. На частном идет борьба за каждую модель. У нас большое производство, работает очень много конструкторов, всем им нужна работа и зарплата. Психология такая: чем больше отошьем, тем лучше. Модели обычно простые, потому что мы не успеваем «вылизать» каждую, подобрать отделку и фурнитуру.

В худсовет фабрики входят начальники отделов и директор. Именно они решают, какая модель пойдет в производство, а какая так и останется на бумаге.

— Предприятие очень осторожно относится к тому, что запускать в производство. Отшивать оригинальные, рискованные модели мы даже не пробуем. Мне даже не стоит предлагать что-то молодежное, потому что сразу возникает аргумент – это не купит средняя женщина. У нас нет молодежной моды – и у нас на предприятии, и вообще в Беларуси.


Некоторые модели предприятие шьет специально для 20-летних покупательниц. Тем не менее, по мнению Елены, они скорее понравятся женщинам 40 лет и старше, которые более консервативны, чем молодежь.

— Когда мы придумываем модели, мы, конечно, ориентируемся на модные тенденции. Например, кармашки можно подсмотреть у Шанель или Гальяно. Но все это потом настолько перерабатывается и сглаживается, что ничего не заметно. Все усредненное: рукав, силуэт, длина.

Предприятию не важна мода, ему важно одеть человека, делает вывод Елена. При этом одеть недорого: среднее платье фабрики, на которой она работает, стоит в магазине около 400 тысяч. Качество ткани и пошива, в отличие от цены, достаточно высокое.


— У нас очень много натуральных тканей: льна, вискозы. Мы закупаем больше 100 видов, и ткани у нас не самые плохие. Заказываем их из Китая и Турции. Турецкие ткани закупают и европейские масс-маркет бренды: Zara, Mango, H&M.

Однако сравнивать одежду белорусской госфабрики и вышеперечисленных брендов не стоит, считает дизайнер. Слишком уж разные у них стратегии.

— Они сориентированы на более молодую аудиторию. У них много вещей из синтетических тканей, плохое качество пошива и конструкция. Это вещи на один сезон, которые берут расцветкой и силуэтами. Это не наша история.

Частное предприятие: подготовить и отшить модель за день

Дизайнер Наталья Цуран несколько лет назад работала на частном предприятии, которое шило верхнюю одежду. Там объемы производства были не так велики, как на госфабрике. Но работать приходилось быстро.

— Мы могли готовить модели чуть ли не день в день. Было такое, что надо было придумать в день по 15 единиц, из которых что-то отбирали и запускали в производство. Если продукция в магазине расходилась быстро, нужно было срочно дошивать. Иногда директору приходила в голову идея

сделать новогоднюю коллекцию, когда до Нового года оставалось лишь две недели.


Как и гос-, частное предприятие ориентировалось на массового потребителя и повторяло удачные модели из прошлых сезонов. Смелые модели иногда проскакивали в производство, но отшивали их малыми партиями, чтобы не рисковать.

— В основном, потребитель осторожен. Люди у нас скованные, боятся косых взглядов окружающих. Поэтому креативные идеи покупаются хуже, чем классические.

Белорусские производители одежды, особенно в госсекторе, направлены на удовлетворение спроса женщин за 35, считает Наталья. Отсюда ориентация на большие размеры и отказ от модных силуэтов.

— Но спрос рождает предложение. Люди одеваются так, и ничего не поделаешь. Возможно, это связано с желанием купить подешевле, ведь вещи в универсамах стоят недорого. А у нас еще такой менталитет, что женщины скорее купят что-то детям или сделают ремонт, чем потратятся на хорошую одежду. Например, Nelva отшивает великолепные коллекции для всех возрастов, но у них цены в 2−3 раза выше, чем в ГУМе и ЦУМе. Белорусский центр моды тоже шьет модно и красиво, но дорого за счет стоимости французских тканей.


Молодежь по большей части повесила на белорусскую одежду «советский» ярлык и предпочитает импорт. Несмотря на это, у нас в стране хватает достойных производителей, считает Наталья. Недорогой и качественный трикотаж выпускает Mark Formelle, красивое белье делает Milavitsa, неплохие мужские костюмы появились у «Коминтерна», перечисляет она.

— Дизайнеры у нас неплохие. Три вуза готовят крутых специалистов — ИСЗ им. Широкова, Витебский технологический и Академия искусств. Талантливых людей много, это доказывают конкурсы молодых дизайнеров, где появляются интересные работы, — рассуждает Наталья. — Я думаю, переломить свою репутацию многие предприятия не могут по банальной причине — нет денег. Если бы были выше вложения в имидж, в качественные ткани и меньше страха перед тем, что модель не купят… Но их можно понять. У них производственные мощности, сотрудники, они не могут позволить себе рисковать.

Читайте также:

Склады ломятся: подшипники и шубы запасли на полтора года, самосвалы и перчатки на год

Глава "Беллегпрома" уверен, что удастся распродать складские запасы

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY спросил дизайнеров с опытом работы на предприятиях, как работает отечественный легпром, если за него приходится заступаться президенту.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика