1994-2015. Как Гомельщина пять раз выбирала одного президента. 21.by

1994-2015. Как Гомельщина пять раз выбирала одного президента

16.10.2015 15:06 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сегодня, 16 октября, подведены окончательные итоги выборов президента Беларуси. В четырех предыдущих избирательных кампаниях также, с большим отрывом от соперников, неизменно побеждал Лукашенко. TUT.BY предлагает вспомнить, как голосовала Гомельская область, начиная с «перестроечного» 1994-го и до 2015-го.


Коллаж: TUT.BY
 

На первых выборах Гомельщина недооценила Лукашенко, зато в двух последующих отдала за него больше всех голосов

1994 год. Соперники Лукашенко в первом туре — Дубко, Кебич, Новиков, Позняк и Шушкевич. Всего в Беларуси приняли участие в голосовании 5 904 312 избирателей в первом туре и 5 278 331 — во втором. В лидеры вышли Лукашенко — 44, 82%, на втором месте Кебич — 17,33%. У Позняка — 12, 82%, Шушкевича — 9,91%, Дубко — 5,98% и Новикова — 4, 29%.

В Гомельской области проголосовали 894 906 избирателей в первом туре и 823 214 — во втором. Голоса в первом туре распределились следующим образом: за Лукашенко — 45, 57%, Кебича — 23, 08%, Шушкевича — 8, 59%, Позняка — 6, 33%, Дубко — 5, 15%, Новикова — 4, 99%.

Во втором туре состязались Кебич и Лукашенко, набравшие большее количество голосов. Всего в Беларуси за Кебича проголосовало 14,7% избирателей, за Лукашенко — 80,34%.


Гомельщина в первых выборах недооценила Александра Григорьевича. По количеству отданных за него голосов регион (если не брать в расчет Минск) находится на последнем месте: за него проголосовали 77,40%, тогда как во всех других областях эта цифра превышает 80%. Соответственно, по поддержке Кебича гомельчане опередили остальных: за него отдали свои голоса 18,13%, больше было только в Минске — 19,82%.

2001 год. Соперники Лукашенко — Гончарик и Гайдукевич. Всего в выборах приняло участие 6 169 087 избирателей (83,86%) по стране. За Лукашенко проголосовали 75,65%. Необходимости проводить второй тур не было как на этих, так и на всех последущих выборах.


В Гомельской области работали 1 128 участков для голосования, свои голоса отдали 85,74% жителей региона. По активности Гомельщина вышла на второе место после Брестской области (85,84%). За Гайдукевича проголосовало 1,76%, за Гончарика — 8,34%, за Лукашенко — 85%. На этих выборах Гомельская область лидирует по количеству проголосовавших за Лукашенко, на втором месте Могилевская область — 83,03%, остальные регионы отдали за него более 75% каждый.

2006 год. Соперники Лукашенко — Милинкевич, Гайдукевич и Козулин. Всего в стране приняли участие в голосовании 6 630 653 избирателей. За Лукашенко — 83%, Милинкевича — 6,1%, Гайдукевича — 3,5%, Козулина — 2,2%.


В Гомельской области приняли участие в голосовании 1 062 439 избирателей. Голоса распределились следующим образом: за Лукашенко — 90,3% (регион уверенно лидирует по этому показателю, на втором месте Могилевская область — 88,5%), за Гайдукевича — 3, 3%, Козулина — 1, 1%, Милинкевича — 3, 5%.

2010 год. В соперниках у Лукашенко 9 кандидатов: Костусев, Михалевич, Некляев, Романчук, Рымашевский, Санников, Статкевич, Терещенко, Усс. В Беларуси приняли участие в голосовании 6 441 031 (90,65%) избирателей. За Лукашенко проголосовали 79,65%, на втором месте Санников — 2,43%, на третьем Романчук — 1,98%.


В Гомельской области проголосовали 1 034 197 избирателей (93,24%). За Лукашенко — 82, 30% (в тот год регион оказался на третьем месте по этому показателю: первую и вторую позиции заняли Могилевская (84,98%) и Витебская (82,47%) области. За Костусева отдали голоса 2,94%, за остальных кандидатов — меньше 1%.

2015 год. Соперники Лукашенко — Татьяна Короткевич, Улахович и неизменный Гайдукевич. Впервые действующий президент конкурирует на политической арене с женщиной-кандидатом. Сегодня, 16 октября, ЦИК обнародовал окончательные результаты выборов. Общее число избирателей по стране составило 7 008 682, бюллетени получили 6 115 690. В голосовании приняли участие 87,2%. За Лукашенко проголосовали 83,5% избирателей, за Короткевич — 4,4%, за Гайдукевич — 3,3%, за Улаховича — 1,7%.


По уточненным данным, в Гомельской области приняли участие 995 989 избирателей (90,44%). За Лукашенко проголосовали 87,79%. Лидируют в этом плане Наровлянский и Хойникский районы, где за действующего президента проголосовало более 98%, а также Чечерский, Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Ельский, Кормянский, Наровлянский и Хойникский, в каждом из которых эта цифра превышает 97%. В областном центре эти показатели ниже: в Новобелицком районе — 84,10%, Железнодорожном и Советском — более 80%, в Центральном — 79,91%.

За Гайдукевича в регионе отдали свои голоса 4,23% избирателей. Если не считать областного центра, то больше всего его поддержали в в Светлогорском, Жлобинском и Мозырском районах. За Короткевич — 2,27%. Больше всего ей симпатизировали в Жлобинском районе и в Гомеле. За Улаховича — 1,69%. Больше всего проголосвалі за этого кандидата в Гомеле, а также в Рогачевском и Речицком районах.

TUT.BY попросил гомельчан, принимавших непосредственное участие в избирательных кампаниях прошлых лет, поделиться воспоминаниями. Один из них, Юрий Воронежцев, работал политтехнологом практически на всех выборах, проходивших в Беларуси. Второй, Юрий Глушаков, выдвигал свою кандидатуру в 2010 году в кандидаты в президенты.

Избирательная технология «доминирующего стереотипа»

Рассказывает кандидат технических наук, политик и общественный деятель Юрий Воронежцев:


«Хорошо помню 1994-й год. Я тогда работал в команде у Станислава Станиславовича Шушкевича. Если сравнивать те выборы с сегодняшними, то это абсолютно разные явления, разные процессы. Потому что в 1994 году выборы были абсолютно демократичными: можно было проводить встречи, агитацию, никого не спрашивая, не посылая никуда никаких запросов. Мы объездили все вокруг Гомеля, развешивая повсюду большие предвыборные плакаты — никаких конфликтов с милицией у нас не было.

Все байки о том, что Лукашенко вели серьезные «завозные» политтехнологи, якобы Москва делала на него ставку — все это полная туфта. Все его главные технологи были «тутэйшыя». Другое дело, что люди это были грамотные, они уловили чисто природное качество Лукашенко — его яркую харизму, умение говорить тем языком (я имею в виду не только по форме, но и по содержанию), на котором говорят люди, составляющие в стране большинство.

Потом уже, когда я учился на политтехнолога в Санкт-Петербурге, когда прошел уже не одну избирательную кампанию, понял, что чисто инстинктивно был сформирован образ, который соответствовал четырем доминирующим в массовом сознании стереотипам: 1. Сильная рука («Я приду и наведу порядок»); 2. Борец с коррупцией. 3. Образ «самы чэсны» («У меня только мотоцикл и больше ничего нет»). 4. Образ волшебника («Я приду, верну вам вклады. Может, не деньгами, но холодильниками, телевизорами»). То есть это была избирательная технология «доминирующего стереотипа».

Что касается подведения итогов, то в 1994 году оно проходило совершенно отрыто. Хорошо помню, как в Центральном исполкоме (ныне администрация района — TUT.BY), районно-территориальная комиссия заполняла сводную таблицу, а я сидел рядом с ними. Хорошо помню тот момент, когда стало очевидно, что Лукашенко выигрывает. Один из чиновников, не буду называть его фамилии, потому что он до сих пор при должности, увидев это, произнес: «Да, это катастрофа!».

К слову, когда чиновники увидели, что их Кебича, грубо говоря, «сливают» на первом туре выборов, они тут же переориентировались. Я знаю многих, кто в первом туре за Кебича «глотку рвал». В в период между турами эти люди уже срочно просились на встречу с Лукашенко, чтобы выразить ему свою лояльность. У них мгновенно произошла смена вектора — таким образом удалось сохранить портфели.

В 1994 году была та самая волна, которую поймал Лукашенко. В 2001-м предвыборная борьб была скучноватой. Я работал сначала в команде Домаша, потом когда он сошел с этой дистанции, был доверенным лицом у Гончарика. В 2006 году было немного поинтереснее: тогда я работал в команде Милинкевича, заведовал креативной службой, но потом в силу определенных причин я ушел из команды и вообще уехал на время из Беларуси: с Милинкевичем мы до сих пор друзья, просто были на то объективные причины.

В 2010 году я работал в команде Некляева. Вся избирательная кампания была гораздо более активной предыдущих, недаром она вылилась в «Плошчу». Если бы не было этой дурацкой ошибки, когда все зачем-то полезли в кандидаты, того же Владимира Некляева можно было бы раскрутить очень серьезно. Пожалуй, кампания 2010 года была одной из самых интересных.

Я считаю, что политические вопросы надо решать мирным путем. Потому работал в этом году в команде Татьяны Короткевич. Считаю, что это один из самых ярких образов во всех избирательных кампаниях. Знаете, чем похожи выборы 1994-го и 2015 годов? Тем, что и тогда, и сейчас люди работали за идею. Во всех промежуточных выборах к этому примешивался определенный финансовый интерес".

«Журналистским ноу-хау той кампании была идея провести конкурс на „сексуальность“ кандидатов»

Рассказывает Юрий Глушаков, историк, первый заместитель председателя Белорусской партии «Зеленые»:

«Выборы 2010 года первоначально были в чем-то похожи на недавно прошедшие. Такая же внешняя «демократизация»: много кандидатов, свобода агитации, какие-то неясные надежды в обществе. Мне они напомнили раннюю перестройку.

Что касается моего выдвижения в кандидаты в президенты, то решение об этом приняла Белорусская партия «Зеленые». Целью моего участия было, разумеется, пропаганда наших взглядов и программы построения гармоничного и справедливого общества, экологически и социально защищенного. Мы называем его «экосоциализм». До этого я уже имел положительный опыт участия в выборах — в 2003-м был избран депутатом Гомельского городского Совета депутатов. В то время в республике было, наверное, всего 2−3 независимых кандидата, которым удалось пройти в депутаты в областных городах.

В предвыборной борьбе 2010-го интерес ко всем «кандидатам в кандидаты» был велик. Журналисты «Салідарнасці» специально приехали ко мне из Минска в Гомель с небольшой медийной «провокацией» — привезли двух котят. Это был их ответ на нашумевший ход моей команды: мы сделали заявление по поводу признаний кандидата Владимира Некляева в садистском убийстве кошки в детстве. Я очень люблю котов, но не испытал особой радости, когда гости из Минска буквально всучили мне этих двух котят: у меня уже был в доме один. Знаете, хочу скинуть груз с души: одного из столичных котят мы через волонтеров отдали в надежные руки. А вот второго, по кличке Пуфик, не успели: играя с моей кошкой, он сорвался с подоконника. Разбился, в общем — это к вопросу об ответственности СМИ.

Еще одним журналистским «ноу-хау» той кампании была идея провести конкурс на «сексуальность» кандидатов. Правда, мы в своей программе делали упор на социальные проблемы, а не на сексуальные.

Главное же отличие кампании 2010 года от нынешней ждало нас в день голосования. 19 декабря 2010 года людей вывели на площадь, но с какой целью — непонятно до сих пор. Я, как бывший кандидат в кандидаты, в тот день тоже счел своим долгом быть там. Стекла в Доме Правительства начали бить неизвестные провокаторы, а потом последовал жестокий разгон и другие последствия. Так была сорвана короткая «оттепель» холодного декабря 2010 года.

В этот раз, к счастью, никто не стал массово выводить людей «на Плошчу», но, кажется, по другим соображениям. Думаю, тут сработала схема Остапа Бендера — «вечером деньги, утром — стулья». Только вместо 12 стульев — одна авиационная база и целый ряд санкций.

Читайте также:

«Имя своего президента хочу оставить в тайне»: как голосовали на Гомельщине. Репортаж TUT.BY

«Нашто іх чатыры? Адзін трэба!» Как последние жители зоны отчуждения выбирали президента

«Наш президент — универсальный, он для всех»: репортаж TUT.BY о досрочном голосовании в Гомеле

 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Подведены окончательные итоги выборов президента Беларуси. В четырех предыдущих избирательных кампаниях также с большим отрывом побеждал Лукашенко. TUT.BY...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика