Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
Интересным во всех отношениях получилось выступление Александра Лукашенко в ходе оперативного сбора командного состава Вооруженных сил. Говорил он и о сугубо военных делах, и о перспективах белорусской экономики (так и не удовлетворив любопытства по поводу будущих реформ), и об основах внешней политики в условиях геополитической турбулентности:
«Как глава государства я не вижу смысла быть втянутыми в игру мускулами наших западных и восточных соседей. Не время и это не нужно. …В этих условиях для нас крайне важно сохранить выработанный на политико-дипломатическом уровне баланс отношений с Москвой и Киевом. При любом развитии ситуации мы не должны быть втянутыми в их противостояние».
Это очередное публичное произнесение тезисов, которые в последние годы стали базисом белорусской дипломатии. Поэтому удивлять они не должны. Но так как такое внешнеполитическое позиционирование Беларуси (в рамках активного нейтралитета) пока еще явление новое, то в любом случае тезисы обращают на себя внимание.
Особенно на фоне множества публикаций как в российской, так и в западной прессе и на порталах тамошних аналитических центров. Их авторы рьяно и обычно скептически обсуждают возможности Беларуси быть своего рода мостом и площадкой между Западом и Востоком или просто вести нейтральную внешнюю политику.
Это как раз та ситуация, когда сильные, выверенные и своевременные действия остаются таковыми и идут на пользу национальным интересам вне зависимости от того, какие оценки звучат извне. Хотя нужно помнить, что быть кем-то в международных отношениях можно лишь тогда, когда внешняя среда тебя таковым признает. Поэтому сам факт признания рано или поздно становится определяющим. И для внешней политики страны важны не только адекватный анализ и решительные действия, но и понимание ее долгосрочных намерений со стороны внешних акторов.
Это, к слову, и вопрос доверия: понимание стратегических намерений государства позволяет минимизировать недоразумения из-за тактических дипломатических шагов, которые могут казаться непоследовательными. Именно доверие сейчас ключевой элемент в отношениях Беларуси с политическим Западом, которые, кажется, выходят из «заколдованного круга». И нормальные отношения здесь важны не потому, что кому-то так хочется (или не хочется), а потому, что это необходимое условие для активного нейтралитета.
Антон Болточко
Прохудившиеся госпрограммы
Председатель КГК Беларуси Леонид Анфимов в очередной раз вскрыл проблему отечественных госпрограмм на примере развития производства ветеринарных препаратов на 2010-2015 годы:
«Ежегодно государство тратит огромные деньги на лечение и профилактику заболеваний у животных — до $0,5 млрд. Насколько эффективно расходуются эти средства?»
Анфимов неспроста поднял эту тему: в IV квартале планируется не только пересмотр госинвестпрограммы Беларуси на текущий год, но и подготовка проекта на последующие два года.
В упрощенном виде слабые места в практике госинвестирования нашей страны таковы: растущие потребности при ограниченных возможностях, неэффективное использование выделенных средств, ошибки при выборе приоритетных направлений для инвестиций.
По итогам выполнения госинвестпрограммы на 2015 год за первые три квартала реализация 99 из 130 объектов была приостановлена из-за падения доходов бюджета. Замороженные проекты будут включены в программу на 2016 год, в которой уже запланированы дополнительные 107 объектов. При этом потребность в средствах составляет Br19,7 трлн, а вот лимит, выделенный Минфином, — всего Br4,2 трлн (21,2% от потребностей госинвестпрограммы). Все в лучших традициях тоста про желания и возможности.
Найти баланс между желаниями и возможностями можно попробовать несколькими способами. Например, через повышение эффективности реализации госпрограмм, над чем уже ведется работа. Правда, пока без особых результатов. Или при помощи ускорения экономического роста в стране, что увеличит отчисления в бюджет. Но это актуально в долгосрочной перспективе. Поэтому остается третий вариант: сократить количество госпрограмм за счет более четкого выделения приоритетов инвестирования.
В таком случае можно ограничиться инфраструктурными проектами, образованием и медициной. Крупные промышленные стройки стоит оставить на откуп частному инвестору, а не тратить на это средства государства, как это сейчас происходит с разработкой месторождения «Ситницкое».
Никита Беляев
Doing Business 2016 — реальность или?..
События прошедшей недели пополнились интересной новостью — Беларусь заняла 44-е место в рейтинге Doing Business-2016. Это означает, что теоретически за последний год вести бизнес в стране стало намного легче.
Этот рейтинг является своеобразным фетишем белорусских властей: поставлена задача войти в топ-30. Для экономического блока правительства Doing Business выполняет важную функцию: он визуализирует их достижения перед политическим руководством и помогает продвигать новые идеи. Однако тут главное не переборщить с визуализацией и не забывать о реальности.
Именно соответствие позиции Беларуси в рейтинге реальному положению дел вызывает больше всего споров. Весь вопрос в методологии. Если руководствоваться методологией исследования, в стране за последние годы условия ведения бизнеса действительно значительно упростились. В частности, большие подвижки были сделаны в период с 2008 по 2010 годы.
Так, процедуры регистрации собственности и предприятий просты, понятны и прозрачны. Другое дело, рейтинг учитывает далеко не все показатели. Например, проблемой является механизм проверочной деятельности. Непрозрачность, чрезмерная нагрузка и незащищенность подконтрольного объекта — лишь некоторые сложности, которые испытывает бизнес.
Таким образом, положение в рейтинге — важное достижение, но оно не должно убирать из поля зрения чиновников реальных проблем. Хотя Беларусь и признана Всемирным банком одним из ведущих реформаторов в мире (с 2006 года, согласно данным на его сайте, в Беларуси зафиксировано 32 реформы), но есть ли эффект от этих преобразований?
Кризис в большинстве сфер общественной жизни — сегодняшняя реальность Беларуси. В этом смысле показательна ситуация в системе госуправления. С 2001 года осуществлено множество преобразований: сокращено количество департаментов, упрощена процедура досудебного обжалования действий чиновников, принят ряд мер по дебюрократизации и т.д.
Но насколько нас самих удовлетворяет эффект? Тот же Всемирный банк ставит низкие оценки нашему госаппарту в рейтинге качества госуправления?
Вадим Можейко
Разные взгляды во властной элите
В последнее время все более заметен диссонанс в речах и поступках различных чиновников высокого уровня. В практически открытое публичное противостояние перерос конфликт вокруг белорусского национального герба «Погоня» на спортивных мероприятиях (мы уже писали об этом).
Теперь Сергей Румас — глава Федерации футбола и Банка развития, бывший вице-премьер — собирается защищать футбольных фанатов перед главой МВД. Причем в Федерации футбола подчеркнули, что речь идет не столько о рабочих контактах, сколько о личной инициативе:
«Сергей Николаевич Румас теперь находится в отпуске и сразу после возвращения будет встречаться с министром (МВД Шуневичем. — ред.). Поскольку нас не хотели выслушать в рабочем порядке, он сказал, что будет сам выходить на встречу с министром и предлагать ему наше видение, как впредь избегать таких ситуаций».
Уместно тут вспомнить и полную противоположность в оценке экономического настоящего и будущего Беларуси в докладах главы НАН Владимира Гусакова и помощника президента Кирилла Рудого на недавней конференции НИЭИ Минэкономики (о ней мы также писали).
Время от времени возникающие противоречия среди чиновников — нормальная практика для любого государства. Однако мы уже привыкли, что наше госустройство подразумевает, напротив, единство элит по всем вопросам.
В ситуации Румас — Шуневич трудно однозначно сказать, кто выступает за генеральную линию, а кто — отклоняется от нее и занят самодеятельностью. Тренд либерализации культурной жизни, который в этом случае воплощает Румас, является актуальным и набирающим силу последние два года. Закручивание гаек и восприятие «Погони» силовиками как красной тряпки быком — тоже привычная для Беларуси практика.
Так что в этой истории хочется не только пожать Румасу руку, но и обратить внимание на разность взглядов и адаптивных стратегий в монолите белорусской властной элиты. Это весьма любопытная ситуация, которая в очередной раз напоминает нам, что не все так однозначно в белорусском обществе, как многие привыкли думать.
Помимо прочего, это значит, что по многим вопросам стране в ближайшие годы придется заново искать ответы либо привыкать к тому, что однозначных ответов просто не существует.
Александр Филиппов
Права человека и экономика
18 октября спецдокладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Миклош Харашти представил свой очередной доклад. Предсказуемо, он оказался достаточно критичным. И хотя представитель Беларуси оспаривал достоверность приведенных сведений и объективность оценок, в целом белорусские власти особо не напрягаются в отношении «так называемых прав человека».
Следует признать, что и для основной массы населения эта политика властей не является значимой проблемой, значительно уступая спаду производства, росту цен, безработице и т.д. Права же человека для многих наших соотечественников остаются чем-то периферийным, слабо связанным с их жизнью. Более того, немногих волнует тот факт, что Беларусь — единственная европейская страна из 14 государств, по которым ООН вынуждена была назначить институт спецпредставителя или эксперта по правам человека (мы здесь в одном ряду с КНДР, ЦАР, Сомали, Сирией, Эритреей, Гаити, Мали).
Помимо нарушения прав человека эти страны объединяет невысокий уровень жизни. Конечно, прямую корреляцию между соблюдением прав человека и экономическим уровнем жизни провести сложно, но взаимосвязь все же присутствует.
Соблюдение прав человека является обязанностью государства, принятой им на международном уровне. Устойчивое несоблюдение взятых на себя обязательств является сигналом для потенциальных инвесторов о том, что и к другими соглашениям, за которыми не стоит грубой силы, государство может относиться приблизительно так же.
Нарушение прав человека — это обычно и признак отсутствия верховенства права, высокого уровня коррупции и несвободной судебной системы.
Более того, несоблюдение государством прав человека часто привлекает в такую страну сторонников серых схем, использующих ситуацию для получения дешевых ресурсов и дешевой рабочей силы.
Безусловно, приведенные примеры не исчерпывают всю взаимосвязь между экономическим положением и ситуацией с правами человека. Научные исследования показывают, что эта взаимосвязь намного более разнообразная. Но в любом случае, наверное, стоит вспомнить избитые истины, вроде «не хлебом единым сыт человек». Тогда, возможно, и хлеба станет больше.