ГАЗЕТЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ЧАТЫ… ВЫБОР ЕСТЬ!
28.11.2015
—
Новости Общества
|
Спор о том, останутся ли в руках людей в ближайшее десятилетие печатные издания — газеты и журналы, идёт уже не первый год. Это же ощущение сопровождает и каждого из нас: казалось бы, совсем недавно держал в руках газету, ещё пахнущую типографской краской, а вчера последние новости уже читал на новостном сайте в Интернете… Как изменились наши привычки с приходом новых медиа-технологий? Об этом во время состоявшегося в Москве XI форума «Издательский бизнес\Publishing Expo 2015» рассказал эксперт по управлению редакцией и работе с мультимедиа Всеволод Пуля. Он работает управляющим редактором в международном проекте «Российской газеты» Russia Beyond the Headlines. Ведет рубрику о новых медиа в журнале «Журналист». Не раз выступал в качестве эксперта и медиааналитика для Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) и Альянса независимых региональных издателей (АНРИ). — Всеволод, хочу поговорить о гаджетах и трендах в подаче новостной информации с точки зрения журналиста и редактора… — Для журналистики все изменилось буквально за последние пять-шесть лет. Изменилось все: аудитория, содержание новостей, способы их производства… и распространения. Наступил светлый новый мир цифровых медиа. Можно было бы сделать вид, что нас все это не касается. Но сделать такой вид не получится. В среднем 36 % пользователей заходят на сайт любого информационного агентства именно с мобильных устройств. — Вы имеете в виду, что технологии буквально захватывают нашу жизнь? — Мало того, мы в них тонем. Всемирный уровень проникновения смартфонов — 72 %. Но известно, что мы — Россия — стабильно отстаем от Запада на лет пять. «Просто» телефонов скоро уже почти совсем не останется. Как это изменило потребителя СМИ? Главное, что изменил смартфон в нашей жизни, — это поведение. Теперь мы по-другому взаимодействуем с информацией и друг с другом. Изменились даже правила вежливости. Восемь из десяти пользователей смартфонов проверяют свои устройства в течение 15 минут после пробуждения. Изменился контекст чтения новостей. Когда мы читаем с мобильника, то обычно делаем это на бегу, второпях. Нас легко отвлечь, а наше внимание сложно удержать. Ведь экраны на телефонах маленькие. Пару месяцев назад в бельгийском Антверпене даже появились специальные дорожки для людей со смартфонами. Пока что временные, однако, если они будут пользоваться спросом, их оставят. — То есть все уходят в виртуальный мир… — Нет. Привычки пользователей меняются не в пользу веба. На самом деле они ненавидят веб. Пользователи не вводят адреса, они нажимают на иконки приложений, на ссылки внутри приложений, ищут во встроенном поиске и с помощью голосовых интерфейсов. Веб-страницы почти всегда смотрят изнутри других приложений. А вот медиаотрасль никогда особенно не переживала за своих пользователей. Например, веб-сайты становятся все более громоздкими и медленными. С начала интернет-бума цифровые издания (особенно наследники традиционных, бумажных газет) кинулись заваливать потребителя тоннами информации. Интернет-то безразмерный! Потом поняли, что информационная перегрузка — не лучший способ управлять поведением потребителя. Но до сих пор большинство медийных продуктов умеют ровно одно: показывать куцо обрезанный контент одного конкретного бренда. Между тем пользователи захлебываются в информации. Фактически они уже готовы платить (и платят!) не за доступ к информации, а за правильно подобранный фильтр. Материалы интернет-СМИ прилетают в групповые чаты. В Якутске, например, 300.000 жителей, каждый состоит в десятках таких чатов: коллеги по работе, родители одноклассников ребенка, группы совместных закупок, группы жителей одного района. Какая-нибудь резонансная новость облетает пользователей чата всего за несколько секунд. — Так, может, это и хорошо, что появились электронные новостные носители? — С одной стороны, хорошо. Смартфоны открывают потрясающие возможности для журналистики: вот он, читатель, надо только попасть к нему на этот маленький экран! С другой стороны, сделать это непросто — конкуренция со стороны технологических гигантов высока. Тот же «Фейсбук» стремится концентрировать аудиторию на себе. Теперь невозможно отслеживать свою аудиторию. Издатель теряет контроль над распространением. Так что это дилемма для издателя… — С точки зрения форматов: большие газетные статьи и очерки уходят в прошлое? — Контент атомизируется, тексты становятся короче, смысл ужимается. Консервативные журналисты считают все это примитивизацией, поверхностным подходом. На самом деле умение изложить информацию кратко, емко и без искажения смысла сродни искусству. Мы экономим время нашей аудитории. Ограничение сообщения до 140 символов в Twitter было своеобразной подготовкой к написанию новостей на «умных часах». Apple Watch теперь стал полноценной новостной платформой. Уже появилось много названий для журналистики носимой электроники, например «некликабельная журналистика». Видите ли, теперь журналистам надо создавать заголовки, на которые пользователь не должен кликать. Он должен прочитать и все понять сразу. Вовлеченность — новая религия издателей. Классические метрики — количество посетителей, среднее время на сайте, глубина просмотра — для е-СМИ, конечно, важны. Но показы страниц ничего не говорят о том, были ли эти страницы прочитаны. Нужны метрики вовлеченности! Есть и другие — еще более специфические для издателей — последствия: каждый пользователь теперь является источником контента. Например, журналист может видеть, кто его читает и как комментирует. Потом анализирует эти данные и находит в них материалы для интересных историй. Помните, с чего началась инфографика? Карта Лондона XIX века с очагами холеры — так один врач, Джон Сноу, доказал, что источником ее является водозаборная колонка… — Как же теперь нам воспринимать электронные СМИ? — Теперь издатели должны думать о носимой электронике как о новостной платформе. Потому что мобильные телефоны для журналистики — это новые привычки читателей, огромное количество контента от людей с телефонами на месте событий, новые форматы материалов, новые платформы для публикации и главный интерактивный источник информации об аудитории. Вот только батареи в наших телефонах живут меньше, чем газета… Беседовал Константин Егоров, фото автора Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Спор о том, останутся ли в руках людей в ближайшее десятилетие печатные издания — газеты и журналы,...
|
|