Сделать бардак оригинальным. Московский социолог рассказал минчанам о хипстерском урбанизме
17.12.2015 12:56
—
Новости Общества
|
На днях в Минск приехал профессор Российско-британского университета в Москве Виктор Вахштайн, который занимается социологией повседневности и городскими исследованиями. В Галерее TUT.BY мы послушали его лекцию о хипстерском урбанизме и выбрали наиболее интересные моменты. Что такое хипстерский урбанизм?До хипстерского урбанизма существовали две идеологии. Первая — «высокий урбанизм» Роберта Мозеса, объясняющий город как «машину роста», которая позволяет концентрировать ресурсы и извлекать максимальную прибыль при минимальных затратах времени. Вторая — «левацкий урбанизм» о том, что города высокого модернизма совсем не пригодны для комфортной жизни. В 80-х годах прошлого века эти две идеологии себя исчерпали и на смену им пришел «хипстерский урбанизм» — «машина развлечений» и идеология удовольствия. И в ней речь идет вовсе не про работу и комфортное проживание. — Эта идеология исходит из предположения, что города являются машинами производства впечатлений и зрелищ. Да, мы не можем этот бардак расчистить, зато мы можем сделать его оригинальным. Концепция этой идеологи заключается в способе восприятия города через количество зрелищ и событий. Зарождился хипстерский урбанизм в Копенгагене, проник в Нью-Йорк и на 7 лет закрепился как официальная городская идеология в Москве. Именно поэтому там так Самым же сильным прорывом хипстерского урбанизма Вахштайн называет парк Хай-Лайн в Нью-Йорке. — Давайте возьмем старую железную дорогу и не будем ее демонтировать, а засадим ее цветочками. В качестве еще одного примера хипстерского урбанизма вспомнили город Пермь. Лет 7 назад галерист Марат Гельман взялся «делать бардак оригинальным» и под его кураторством в городе стали проходить фестивали современного искусства, театра и кино. Кроме того, появились объемные арт-объекты и многое другое, что связывают с культурной революцией Перми. Какую роль играет язык в идеологии урбанизмаГоворя о том, как связано городское пространство и используемые способы его самоописания, социолог снова вспоминает Парк Горького в Москве. — Язык — это вирус, который поселяется в голове у управленца. Управленцу надо что-то говорить на планерках у мэра, и он находит базовую метафору — «город как сцена». Для него это становится способом мышления о том, что он в этом городе делает — и вот у вас уже Парк Горького. Человек исходит из базовой метафоры «город как сцена» и действует сообразно с этим. То есть какая-то ключевая метафора вроде «город как сцена» может помочь этому населенному пункту в дальнейшем развитии и определит вектор направления. Кроме того, согласно идеологии хипстерского урбанизма, нужно сделать так, чтобы люди после рабочего дня из центра не возвращались на окраину — домой, а находились в городе. То есть в таком общественном пространстве, где каждый найдет для себя развлечение. Эти места в городе социолог связывает с «огромными инвестициями», единственная задача которых — заставить людей не уезжать домой. — Что такое общественное пространство? Это место, где люди сталкиваются, чтобы обсуждать вопросы общества и коммуницируют по жизненно-важным вопросам. Что такое общественное пространство на языке хипстерского урбанизма? Это Парк Горького, где люди даны физически друг другу, но при этом ни коим образом не должны коммуницировать, а должны, например, есть сладкую вату. Нужны ли городу брендирование и общественные обсуждения образа городаИнициативу с Правда, Вахштайн сомневается, что идентичность города — это действительно полезные затраты. — Город вообще не про брендинг. Это как раз про более сложное взаимодействие людей, языков и материальных объектов. Поэтому, куда это (брендинг. — Прим. TUT.BY) может завести, я не знаю. Просто кто-то еще получит деньги, а вы получите меньше удовольствий. При этом социолог не предлагает решения каких-то городских проблем, но считает, что метафора поможет людям самостоятельно доработать город. — «Город как сцена» работал 7 лет. На протяжении 7 лет мы видели, как происходила трансформация городского пространства, мы видели, каким образом люди начинали эту метафору дорабатывать и как она начала обретать свою собственную жизнь. А для того, чтобы найти образ самоопределения, нужно этот вопрос доверить социологам. — Просто надо делать исследование, как работает образ, а не выделить в очередной раз культурный феномен и определить его в качестве чего-то якобы весомого на публичном обсуждении. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что такое хипстерский урбанизм и как всего одна метафора может повлиять на развитие города - в материале.
|
|