Как это было. "Родина не забудет героических дел своих сынов!"
30.12.2015 10:16
—
Новости Общества
|
70 лет назад, 30 декабря 1945 года, ЦК КП (б)Б утвердил состав делегации Белорусской ССР для участия в работе первой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая откроется 10 января 1946 года в Лондоне. Глава делегации народный комиссар иностранных дел БССР Кузьма Венедиктович Киселев позже приведет в мемуарных «Записках советского дипломата» такие подробности: «9 января 1946 года английский король Георг Шестой устроил в Сент-Джемском дворце обед в честь глав делегаций Подготовительной комиссии и делегатов, прибывших на первую сессию Генеральной Ассамблеи. Известно, что английский дипломатический протокол после китайского самый строгий в мире, поэтому я решил, прежде чем ехать к королю на обед, проконсультироваться в протокольном отделе советского посольства в Лондоне. Заведующий отделом, подробно рассказав о „тайнах“ английского протокола, посоветовал мне поехать в магазин, где за соответствующую плату можно взять напрокат любой костюм, а также прочитать биографию Георга VI. Я заказал себе цилиндр, фрак, лакированные ботинки. Одежда была подобрана под мой рост, подогнана под мой размер и доставлена в номер отеля». А в это время другой Киселев — Николай Васильевич, который занимал пост второго секретаря ЦК КП (б)Б, изучал доклады о положении в белорусской глубинке. В одной из справок о снабжения населения говорилось:
К концу 1945 года в БССР были восстановлены свыше 9700 колхозов и 90 совхозов. Значительную помощь они получили в виде трофейных поставок. В справке заместителя наркома земледелия БССР В.А. Миронова «Об итогах перегона трофейного крупного рогатого скота, лошадей и овец для передачи колхозам и колхозникам Белорусской ССР» сообщалось, что в 1945 году «на территорию республики вошло лошадей 13 903 головы, крупного рогатого скота — 78 792 головы и овец — 34 716 голов». Поначалу неизбежные потери животных расценивались как терпимые: «За время перегона от границ республики до места назначения по разным причинам не дошло скота к месту размещения: лошадей — 443 головы, или 3,1%, крупного рогатого скота — 3586 голов, или 4,6% и овец — 2088 голов, или 6,0% от числа поступивших на территорию республики». Но затем начался зимний стойловый период, о котором заместитель наркома говорил с тревогой: «В отдельных колхозах, и в особенности в Витебской и Полоцкой областях, не проведена работа по заготовке кормов и подготовке помещений для размещения полученного трофейного скота. В колхозе „Ильич“ Полоцкого района, несмотря на то, что получено 9 голов племенного крупного рогатого скота, сена заготовлено только 11 тонн, а помещений для размещения скота совершенно не имеет. Землянки, в которых предполагают размещать скот, и до сего времени не приведены в порядок…» Упадок в сельском хозяйстве Уже маячил призрак Кто будет выполнять послевоенную пятилетку?.. Историки указывают, что общая численность рабочих и служащих БССР во второй половине 1945 года была почти в два раза ниже, чем в 1940-м. В промышленности мужчин-рабочих в значительной мере замещали сельская молодежь и оправившиеся от ранений демобилизованные, пенсионеры, женщины (в 1945 г. — 43% всех рабочих и служащих), подростки. Низкая квалификация вновь пришедших, неустроенность производства из-за военного разорения позволили в 1945 году достичь лишь 47% довоенной производительности труда. Восполнить недостаток квалификации помогали почти постоянные сверхурочные работы, широко практикуемый властями безвозмездный труд. В промышленности, строительстве и на транспорте было установлено плановое распределение рабочей силы, оставались отмененными отпуска. В дореволюционную эпоху в обществе культивировалась помощь инвалидам войны. А в СССР спустя лишь 20 лет после окончания Великой Отечественной войны вышла честная кинокартина «Рабочий поселок», в которой отражалась тема устройства искалеченных фронтовиков. В сорок пятом году о насущных заботах советских инвалидов войны говорилось преимущественно в докладах с грифами «Для служебного пользования» и «Секретно». Из справки начальника оргинструкторского отдела СНК БССР И.И. Карпякова «О работе исполкома Гомельского городского Совета депутатов трудящихся»:
В пропаганде была закрыта тема общих фронтовых потерь. Сотни тысяч непогребенных тел советских воинов лежали на полях недавних сражений. И только в 1947 году художник Корецкий представит абстрактный плакат «Родина не забудет героических дел своих сынов!». Еще одна из нераскрытых тайн Великой Отечественной войны — судьба нескольких миллиардов рублей, оставшихся на банковских вкладных книжках погибших фронтовиков. Дело в том, что начиная с 1942 года государство платило защитникам Родины зарплату, по приказу Сталина на всех фронтах были открыты полевые кассы, деньги за подбитые танки и самолеты перечислялись в Госбанк СССР на вкладные книжки солдат и офицеров. Опираясь на архивные документы, современные российские ученые
В конце декабря 1945 года ЦК КП(б)Б отметил, что в БССР действует около 8 тысяч предприятий, артелей и мастерских. Было восстановлено производство на вагоноремонтном заводе им. А. Мясникова, на фабрике «Коммунарка» в Минске, на заводе «Красный металлист» в Борисове, на станкостроительном и сельскохозяйственного машиностроения заводах в Гомеле, на заводе заточных станков в Витебске и ряде других. Правда, большинство из этих восьми тысяч представляли собой мелкие предприятия местной промышленности, фактически созданные для утверждения И к месту сказать — о репарационных поставках. Девятого декабря 1945 года заведующий военным отделом ЦК КП(б)Б Н.И. Прохоров направил секретарю ЦК В.Н. Малину докладную записку «О ходе работы по поставкам в счет репараций для БССР». Говорилось в ней о том, что в ноябре 1945 года начал работать отдел репараций и поставок Советской военной администрации в Германии. В связи с этим оперативная группа СНК БССР организовала работу по выявлению действующих немецких фирм с целью размещения на них заказов в счет репараций для БССР. Для этого были выделены работники, которые, получив поддержку отдела репараций (генерал-майор Л.П. Зорин), выехали в Германию. В результате были представлены предложения о поставке товаров от ряда немецких фирм для БССР со сроками сдачи продукции в декабре 1945 года и в течение первого квартала 1946 года. Фирмы, которым были переданы заказы для БССР, распределялись по роду производства следующим образом: а) сантехническое оборудование и установочные приспособления — 5; б) станочное оборудование — 2; в) товары широкого потребления — 32; г) инструменты и мерительные приборы — 1. И вот, к примеру, что конкретно заказали произвести в Германии минские чиновники:
Смотрю на фотоснимок послевоенной белорусской деревни, который сделал журналист-фронтовик Владимир Лупейко, и думаю, что вряд ли «резиновые кнопки к клозетам» предназначались для этих построек. Скорее всего, заграничная сантехника — плата за страдания белорусского народа в годы войны — прибыла для оснастки новостроек в центре Минска. Обитателям этих домов приятно будет потрогать немецкий «ваннодушевой кран с переключат.», а после глянуть в окно на обелиск Победы и с чувством произнести: — Эх, какую войну пережили! Источник документов и фотоснимков: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
70 лет назад, 30 декабря 1945 года, ЦК КП (б)Б утвердил состав делегации БССР для участия в работе первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая откроется 10 января 1946...
|
|