"Символы Минска". Цирк: альтернативное место строительства, лифт для животных и кафе не для всех
02.01.2016 19:20
—
Новости Общества
|
Седьмым зданием, о котором мы расскажем в рамках цикла о О гонке с Америкой и пикетах на гастроляхАнастасия Туманова работает артисткой цирка с 1988 года, хотя знакома с ним с раннего детства, поскольку родители тоже были циркачами. — Меня брали с собой на гастроли. Случается, приезжаешь в какой-нибудь цирк, уже будучи артисткой, и понимаешь, что здесь уже приходилось бывать: что-то узнаётся. Сначала артистка, как и родители, работала в Московском цирке на льду Арнольда. — Нужно понимать ту эпоху — мы жили за закрытым занавесом, в постоянной гонке с Америкой: от космоса и армии до цирка. Наш цирк на льду, созданный выдающимся режиссером Арнольдом, был негласным ответом на их Holiday on ice. Туманова вспоминает, что из-за специфики эпохи гастроли в США проходили не без проблем. Автобус с советскими артистами и обязательно сопровождавшим их сотрудником КГБ часто встречали пикетчики: забрасывали яйцами, помидорами. Однажды даже избили американского водителя автобуса, который вышел на улицу оттирать лобовое стекло. В Белгосцирке же артистка работает с 1997 года. По ее словам, это было трудное время, потому что с распадом СССР нарушились связи с другими странами. Труднее стало выезжать на гастроли, а также приходилось выступать перед полупустыми трибунами. Само здание обветшало, сыпалась штукатурка с потолка. — По сравнению с некоторыми другими цирками в постсоветских странах у нас было не так бедственно. Меньше, чем ползала, зрителей не собиралось. А, например, в Брянске на представлении могло присутствовать всего несколько десятков человек. И сейчас ситуация во многих провинциальных городах такая же: не до цирка людям. Туманова добавляет, что схожая ситуация наблюдается и в странах Запада. — В артистическом мире везде кризис. Часто общаемся с коллегами из других стран Европы. Говорят, что массовый зритель уже не ходит. География гастролей минского цирка достаточно узкая: в основном это страны бывшего СССР. Одна из причин — мировые цирки отказываются от животных. — Нам трудно пойти на это: мы привыкли к лошадям, слонам, львам, обезьянам и другим животным на арене. Поэтому приходится ездить в цирки, где практикуются номера с животными. При этом, по словам Анастасии, минский цирк вышел из кризиса. На сегодняшний день удается собирать аншлаги как на гастролях, так и на родной арене. — Белгосцирк настолько завысил планку, что теперь думаешь, чем же удивить зрителя в следующем сезоне. Люди потянулись снова. Ситуация с посещаемостью у нас, может, лучше, чем во всех других зрелищных заведениях страны. По сравнению с 90-ми годами работа артиста стала более безопасной, но до сих пор многое зависит от концентрации выступающего. — Казусы всякие бывают, в том числе страшные. Артисты поднимаются на лебедках почти до самого купола. Никакой страховки нет — приходится рассчитывать только на свои силы. Свело ногу — никто не поможет. Приходится настраиваться. Нужна концентрация не на сто, а на двести процентов. О минских цирках и альтернативном месте постройкиС Анастасией Тумановой мы общаемся в музее Белгосцирка. Она по совместительству является его заведующей и проводит экскурсии. Спонтанно прийти не получится: музей открыт по предварительной заявке. Часто приходят школьники. С музеем также сотрудничает несколько турфирм, а вход стоит 25 тысяч. Туманова говорит, что история белорусского цирка на столетие больше, чем история самого здания. Впервые минчан с этим искусством познакомили австрийцы из театра Карла Гинне. Первое выступление профессионального цирка состоялось в Троицком предместье летом 1853 года. Зрителей завлекали «грандиозным, шумным и красивым зрелищем», а также «смертельным трюком мадемуазель ''Х''». В 1850-е годы также цирковой балаган привез немецкий князь Голинберг. Его имение находилось в Дукоре, под Минском. — Первое здание минского цирка стояло в конце XIX века между ратушей и консерваторией, на площади Свободы — это был стационарный деревянный цирк братьев Никитиных. Так как его купол перекрывал храмы, он сначала переехал к Троицкой горе, а затем — на Комаровское поле. В Минск того времени часто приезжали частные цирки. На соседних улицах могло находиться пять таких заведений одновременно. В 1901 году новый стационарный цирк в городе выстроил антрепренер Девинье. Деревянное здание располагалось на территории нынешнего Михайловского сквера. Первыми на его манеже выступили братья Труцци. Туманова обращает внимание на старые афиши. Одна из них — 1930-х годов. В то время в Минске уже было постоянное здание цирка — оно находилось в парке Горького. Это была деревянная конструкция на 1200 зрителей с брезентовым куполом. Во время Второй мировой войны его разрушили, а в 1946 году он был восстановлен и проработал до 1958 года, когда было открыто современное здание. — Интересно, что несколько лет в истории два минских цирка стояли рядом. По окончании войны в СССР было принято решение о строительстве в стране типовых цирков по проекту Владимира Жукова. В более полном виде, чем в Минске, он был реализован в Киеве, в более упрощенном — в Нижнем Новгороде. Изначальной площадкой для строительства минского цирка была выбрана заводская окраина — в районе нынешней станции метро «Могилевская». Певице Большого театра Ларисе Александровской пришлось напрашиваться на прием к первому секретарю ЦК КПБ Николаю Патоличеву, чтобы уговорить руководство построить цирк на более почетном месте. Строительные работы шли с 1954 по 1958 год. В апреле 1959 года журнал «Советский цирк» напечатал С сентября 2008 по декабрь 2010 года минский цирк находился на реконструкции. В ходе работ установили 4 новые платформы, которые спрятаны в нижнем ярусе. По необходимости одна из них поднимается в зал. Здание цирка полностью переделали: были оставлены лишь несущие стены и небольшой кусочек старой штукатурки рядом с входной дверью. «На счастье», — говорит Туманова. О работе цирка изнутри и бомбоубежищеПервое, что бросается в глаза за кулисами сцены, — обилие табличек с предостережением: «Осторожно! Хищники!!!», «Хищники! Посторонним вход запрещен». Ведущий специалист отдела организации гастролей Ольга Кочкина говорит, что они написаны для самих сотрудников цирка, так как зрители сюда не допускаются. Ярко выраженного запаха животных нет — установлены мощные вытяжки. — Самое большое помещение здесь — слоновник. Тут стоят слоны, львы, медведи. Внутрь не пускают — требование безопасности. Помещения для животных уходят на два уровня вниз: на минус первом этаже располагается конюшня, а на минус втором — собаки и крокодилы. Для подъема животных используется специальный грузовой лифт. Лестницы вниз нет, туда ведет скатный пол, предназначенный для лошадей. В этой части цирка находится отдельный манеж, репетиционный. Это все построили во время последней реконструкции. Раньше артисты тренировались только на манеже в зрительском зале. В новой части здания манеж занимает первый этаж. По периметру второго, третьего и четвертого этажей располагаются гримерки. В этих помещениях артисты отдыхают и готовятся к выступлению. На пятом этаже расположено кафе «Арена» для сотрудников цирка — на несколько десятков человек. Работает оно с 10.00 до 18.00. Выходные по понедельникам и вторникам. Ольга Кочкина говорит, что кафе принимает и посторонних: для проведения банкетов, по предварительной записи. Во время спектаклей зрители сюда не допускаются. У кафе есть своя терраса с видом на проспект Независимости и достраивающийся многофункциональный центр. Цены здесь низкие. Самый дорогой из пяти салатов — из овощей с ветчиной — стоит 13 600. Самый дорогой из двух представленных супов — щи из свежей капусты — стоит 13 700. Самый дорогой гарнир — овощное рагу — 22 400. Есть также блюда из мяса и птицы. Поджарка из птицы стоит 17 800, омлет с ветчиной — 21 900. По каждой позиции есть более дешевые варианты. Например, макароны стоят 5600, а гречка — 4200. — Большие изменения во время реконструкции произошли и в старой части цирка. Барьеры манежа могут опускаться и подниматься. Сама сцена состоит из четырех платформ, которые хранятся в «кармане» и могут использоваться поочередно в зависимости от конкретного спектакля. Непосредственно над сценой располагаются механизмы — так называемые колесники. По решеткам можно даже пройтись. Но ответственный работник делает это очень осторожно: внизу тренируются артистки. Малейший предмет, который упадет на сцену с такой высоты, может быть очень опасен. Собеседница обращает внимание, что и пол, на котором мы стоим возле выхода со сцены, также подвижный. Под ним находятся механизмы, которые его поднимают лестницей к оркестру. Ранее оркестр располагался с другой стороны арены, где сейчас находятся три вип-ложи. Для зрителей, купивших туда билет, работает специальное кафе, которое находится сразу за ними. Помещение большое, на несколько десятков мест. Здесь — единственное место в цирке, где продается алкоголь. — Билеты в вип-ложи покупают хорошо. В основном — россияне. Для них эти цены низкие, если сравнивать с аналогичными заведениями в их стране. Еще одно изменение — для посетителей открыта подвальная часть старого корпуса. Раньше там находились склады, помещения для животных и городское бомбоубежище. — Так как бомбоубежище не использовалось, его передали цирку. Когда мы открыли туда дверь, чуть не умерли от запаха. Теперь даже трудно сориентироваться, где конкретно оно располагалось. Сейчас здесь гардероб и туалеты. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы встретились с его сотрудниками, узнали, что скрыто от глаз посетителей и что изменилось в нем за десятилетия работы.
|
|