Представители Минэнерго, Министерства лесного хозяйства и Минприроды отреагировали на публикацию в Naviny.by«Китайская ЛЭП для Белорусской АЭС: незакрученные гайки», обсудив ее на «неформальной» встрече с экологами и общественностью.
По информации местных экологических активистов с места строительства, в отдельных местах проблемы решены: мусор убран, гайки закручены. Осталось понять, кто будет потреблять атомные киловатты в краю Голубых озер. У представителя Минприроды уже есть ответ — возможный металлургический завод.
На встречу с общественностью чиновники пришли неофициально
Чиновники провели две встречи с представителями общественности по вопросам строительства линии выдачи мощности Белорусской АЭС. Первая прошла 16 сентября в здании РУП «Белэнергосетьпроект». Тогда представители этого института и РУП «Гродноэнерго» ответили на вопросы по проекту ЛЭП Белорусской АЭС. Напомним, обсужденный с общественностью проект был изменен, однако новый ОВОС и повторное его обсуждение проведены не были.
Поводом для второй встречи, которую чиновники организовали в том же месте 11 ноября прошлого года, стала наша публикация «Китайская ЛЭП для Белорусской АЭС: незакрученные гайки». Но на этот раз представители, как минимум, четырех ведомств и организаций, подчеркнули неофициальный характер встречи.
Пришедшим на встречу местным экоактивистам, членам Белорусской партии «Зеленые», журналистам чиновники отказались называть свои имена и должности, мотивируя это тем, что все контакты с прессой строго контролируются их организациями — «Белэнерго», «Гродноэнерго», Министерством лесного хозяйства и Минприроды.
Стоит отметить, что состав делегации от министерств и ведомств был представительным численно. Это говорит о том, что мнение общественности в реализации данного проекта для чиновников важно, и именно оно помогает им лучше контролировать китайского подрядчика строительства. Но тем более непонятно нежелание вести диалог с общественностью официально. И если вспомнить, что Беларусь находится под наблюдением Комитета по соблюдению Орхусской конвенции на период исполнения решения Встречи сторон этой конвенции по Белорусской АЭС, то подобные официальные контакты Беларусь могла бы представить Комитету как положительную практику.
Трудности перевода
На вопросы представителей общественности, которые уже прозвучали в нашей первой публикации — почему на местах строительства оставлен мусор, спиленная древесина, на опорах ЛЭП не закручены гайки, а сами опоры не засыпаны песком, чиновники ответили, что все эти недостатки исправят на следующем этапе — так предусмотрено технологией.
«И это нормально, когда на одних опорах закручено, другие дожмут потом», — отметил представитель «Белэнерго».
При этом представитель Минприроды сообщил, что описания технологии и проектной документации на русском языке нет, поскольку ее не перевели с китайского.
«Это не беда, что нет перевода, зато есть Госэнергоконтроль, который должен принять работу до 31 декабря 2015 года. И если что-то там не так, китайцы всё исправят за свой счет», — пояснил он.
Но если нет согласованной документации на русском языке, то вполне может случиться, что это «что-то не так» китайской стороной будет представлено как «предусмотренный технологией» момент. Мол, читайте документацию!
По информации участницы встречи от БПЗ Анастасии Дорофеевой, чиновники признались, что проблемы, связанные с отсутствием перевода, все же есть. Из-за того, что часть документации существует только на китайском, контроль выполненных работ сейчас осложнен.
На встрече энергетики уверили, что строгая проверка качества, исключающая недоработки и брак, должна вестись при приеме проекта.
Гайки закручены, мусор убран, но не везде
В ноябре прошлого года представители общественности посетили проблемные, по их наблюдениям, места участка ЛЭП Белорусской АЭС «Сморгонь — Поставы».
«Мусор на озере убран до крошки. Гайки закручивают и заваривают резьбу. Опоры устанавливают. Лес вывозят (еще не вывезли). Китайцы собирают древесину меньше 8 см в диаметре, сучья и пни, выравнивают землю», — сообщил с места экоактивист Игорь Пастухов.
В декабре и январе экоктивисты снова навестили место строительства ЛЭП Белорусской АЭС и осмотрели его другие участки. Они утверждают, что древесина убрана не везде (эта работа закреплена за китайской стороной). Недостатки были устранены именно на тех участках, к которым привлекла внимание общественность.
Еще на ноябрьской встрече чиновники также сообщили общественности, что еще до огласки этого вопроса в СМИ мусор вокруг строительных площадок ЛЭП белорусской АЭС привлекал внимание Минприроды, которое неоднократно требовало от подрядчика исправить ситуацию. Подрядчик, по словам представителя Минприроды, в свою очередь, жаловался на то, что местные жители превратили место строительства в свалку, свозя туда свой бытовой мусор в надежде на то, что его там вынуждены будут убрать.
По территории заказников ЛЭП тянули дронами
На ноябрьской встрече представители Минприроды и «Гродноэнерго» рассказали общественности, что по особо охраняемым природным территориям линии электропередачи прокладывали без вырубки — «тянули дронами».
Такой метод, по информации энергетиков, применялся в Беларуси впервые на крайне небольшой территории, где Минприроды воспротивилось рубкам.
Члены общественного объединения «Экодом» вместе с заинтересованными экоактивистами намерены посетить эти территории, чтобы убедиться в отсутствии лишних рубок и строительного мусора.
Сроки сдачи не ясны, процедура участия общественности — тоже
По информации, которую энергетики предоставили общественности в ноябре прошлого года, сдача участка ЛЭП «Сморгонь — Поставы 90 км» была запланирована на конец декабря. Все работы на этом участке планировали закончить 31 декабря, после чего к приемке должны были приступить Госэнергоконтроль и другие комиссии.
Представитель Минприроды предложил общественности совместное участие в приемке этого объекта и пообещал: «Сможем проехать вместе по любым участкам».
Однако к середине января этого года сотрудники «Гродноэнерго» сообщили экоактивистам, что ЛЭП планируют сдать в марте 2016 года целиком, а не по участкам. По информации же, ранее опубликованной БЕЛТА, первая очередь строительства выдачи мощности Белорусской АЭС и вовсе должна быть завершена к декабрю 2017 года.
В телефонном разговоре с участником ноябрьской встречи Игорем Пастуховым представитель «Гродноэнерго» усомнился в возможности совместной приемки ЛЭП, поскольку не определены ни формат, ни техническая сторона взаимодействия с общественностью. Специалист предложил продолжить обсуждение этого вопроса на мартовском совещании своей организации.
Вопросы остались, но не к ЛЭП, а к АЭС
После встреч с заказчиками ЛЭП Белорусской АЭС у представителей общественности остались вопросы. Один из главных — кто будет потреблять энергию Белорусской АЭС.
Строящуюся станцию окружают заказники, слабо населенная местность, где нет потребителей большой мощности. Передача же электроэнергии на большие расстояния неизбежно повлечет потери. При невысоком КПД АЭС (около 30%) эти потери снижают эффективность данного предприятия в целом. Экологические и экономические риски в процессе строительства, наоборот, растут.
Расчет на экспорт электроэнергии в соседнюю Литву, интегрирующуюся в европейские сети и энергомосты, вряд ли может быть оправдан. К тому же, совсем недавно она в очередной раз заявила, что не будет покупать электроэнергию Белорусской АЭС, и призвала к этому соседние страны.
Металлургический завод в краю Голубых озер?
Представитель Минприроды на встрече с общественностью заявил, что видит выход в развитии промышленности в Поставском районе.
«Раньше в Поставах не хватало мощностей для того, чтобы организовать производство, — пояснил он. — Инвесторы не хотели рассматривать предлагаемые варианты по той причине, что обеспечивать производство электроэнергией̆ было бы слишком дорого. Теперь ситуация меняется, инвесторы проявляют интерес, в частности, из Литвы. В Поставах уже «садится» белая жесть, рассматриваются другие варианты».
Участница встречи Анастасия Дорофеева предположила, что речь идет о заводе по производству металлического листа и белой жести с немецкими инвестициями. «Литовские инвесторы, как я поняла, рассматривают другие проекты, которые тоже требуют энергии», — прокомментировала она.
Ожидает ли белорусское Поозерье постепенная индустриализация и превращение в промышленный полигон? Ответ на этот вопрос пока неоднозначен.