Для немцев - кемпинг, для русских - spa. Григорий Померанцев о том, как развивать белорусский туризм
27.01.2016 12:20
—
Новости Общества
|
На прошлой неделе со своей должности Когда страсти поутихли, TUT.BY расспросил экс-главу Нацагентства о том, что он хотел сделать на своем посту и чем Беларусь может привлечь туристов. «Самое время» развивать туризм в БеларусиГригорий Померанцев убежден, что в туристической сфере у Беларуси хорошие перспективы. — Можно сказать, что время пришло, — объясняет он. — Не потому что на привычных рынках — Ближний Восток, Северная Африка и Европа — страшно, а просто атмосфера другая. Когда Египет на подъеме, когда все строится, то и люди там по-другому улыбаются. Они мотивированные. А как сейчас чувствуют себя работники туриндустрии в этих странах? Да, они стараются, но о будущем думают с опасением. Так или иначе — все это сказывается на услугах. Поэтому необходимо более настойчиво продвигать Беларусь на туристических рынках. «Самое время» сейчас не только для иностранцев, но и для белорусов, которым пора открывать для себя свою страну. По мнению Григория Померанцева, на развитие туристической сферы в большей времени влияет бизнес, частные компании. — Это структуры, которые кровно болеют за свое дело и понимают, кто есть их клиент. А вот задача таких структур как Нацагентство — помогать бизнесу, выступать объединителем, но при этом не возвышаться. Нужно создавать дискуссионные площадки, постоянно вести диалог, обозначать проблемы, распределять сроки реагирования на них. Померанцев объясняет: департамент по туризму Минспорта и туризма должен указывать, а Нацагенство — координировать работу бизнеса. — В Беларуси же между ними несколько стираются границы. Где-то из-за личностных моментов, где-то — из-за позиционных. Сидя на одном этаже и вместе работая как одна команда, тяжело разделять функции. И всех участников туристического рынка должна быть общая задача — привлечь туристов. — В Беларуси процесс идет, но надо перестать видеть друг в друге конкурентов. Это вопрос издержки молодого рынка, когда многие смотрят друг на друга косо… Давайте подумаем, кто из нас в чем силен? Да, мы все команда, но кто-то играет в нападении, кто-то в защите, кто-то вратарь. Если все побегут в нападение или все будут в защите — команда не выиграет. Что раздражает иностранцевГригорий Померанцев считает, что можно сколько угодно наводить порядок в туристической сфере, а потом — испортить впечатление какой-нибудь раздражающей деталью. — Если в хороший отель приехал человек, которого обманул таксист, то все идет прахом. Это единая туристическая цепочка… Вот пример из опыта. В Риге в аэропорту были черные «Мерседесы», которые развозили туристов. Вместо того, чтобы сразу отвезти в центр, таксисты катали их вокруг Риги, а потом выставляли невероятный ценник. Были жалобы, разочарования. Авиакомпания, которая активно развивалась и вкладывала огромные деньги в развитие, в продвижение города, привозила туристов… к этим самым таксистам. Тогда авиакомпания создала свою таксомоторную компанию. Пошла даже на большее: сделали объявление прямо на борту, мол, уважаемые пассажиры, в целях вашей безопасности не рекомендуем вам пользоваться услугами черных такси «Мерседес». Был скандал, говорили: как вы можете так резко писать? Понятно, что авиакомпания имела и свои выгоды и хотела привлечь клиента к своему такси. Но в итоге, с подачи авиакомпании, проблема с нечестными таксистами была решена. На вопрос, что же раздражает сегодня иностранцев, приезжающих в Беларусь, Григорий Померанцев отвечает: — Первое — покупка страховки по прилету в аэропорту. Не сам факт оплаты, а неожиданность. Люди идут на транспортный контроль, а потом у окошка оказывается, что надо заплатить, условно, два евро. И для этого нужно развернуться, стать в очередь. Когда ты впервые прилетаешь в страну — ты ждешь знакомства, а тут тебя разворачивают… Наличие вайфая уже не обсуждаемо. Особенно для иностранцев очень важно быть на связи. В Европе единое пространство: там уже привыкли, что летая из Евросоюза, действует единый тариф. Это все повседневные, но важные мелочи. Но самое первое впечатление от страны — это получение визы. И этот процесс, по мнению Померанцева, надо максимально облегчать. — В протоколе межведомственного совета по туризму есть пункт о подготовке к 1 апреля предложений по отмене визового режима со странами, с которыми это возможно без ущерба для безопасности, в планах также рассмотреть вопрос о введении электронной визы по примеру Дубая. Если бы это технически можно было выполнить — это был бы большой шаг вперед. Виза нужна, но для этого не нужно было бы ехать в посольство, отдавать паспорт, ждать. Зачем нужны туристические инфоцентры— Есть организованные туристы, группы, которые покупают визы, турпакеты. Но мы знаем, что их очень мало. Кстати, когда мы приводим цифры официальной статистики, мы говорим именно об организованных туристах, в то время как самостоятельных — в разы больше, — рассуждает Григорий. Индивидуальные туристы привыкли полагаться на себя, но и им нужны некие «точки отсчета» в стране. Померанцев надеется, что идею открыть в Беларуси сеть туристических инфоцентров будут развивать. Это должны быть «туристические посольства», которые могли бы ответить, куда поехать, что посмотреть, куда пойти. Выдавать бесплатно карты, афиши. Располагаться инфоцентры должны в бойких местах — аэропорт, вокзал, крупные торговые центры. И еще — их должно быть много, для Минска одно-двух однозначно недостаточно. Туристические инфоцентры принесут пользу не только иностранцам, но и белорусам: минчанам подскажут, что интересного есть в регионах, а жителям глубинки — что посетить в Минске. Чиновники в сфере туризма эти моменты вроде бы понимают. Но тут же Григорий вспоминает, как на согласование лишь одного инфоцентра на вокзале ушло полгода. — Очевидно, должен быть какой-то толчок. Надо взять и определить места, где должны располагаться туристические инфоцентры, нужно кого-то уполномочить, — говорит собеседник. Ребрендинг санаториев в ожидании российских туристовНесмотря на то, что Беларусь периодически проскакивает в рейтингах популярной страны для отдыха россиян, Григорий Померанцев считает, что и этот восточный туристический ресурс не используется как следует: — Многие россияне едут через Беларусь, но цель их визита — совсем другая страна. Но уже то, что они оказались на территории страны — можно использовать чтобы им показать Беларусь. Вот пример: когда в Стамбуле активно развивался трансферный пассажиропоток, они предлагали бесплатную экскурсию для всех пассажиров, у которых стыковка в Стамбульском аэропорту более шести часов. Это помогло открыть глаза людям и привлечь их в саму Турцию. Точно по такому принципу мы бы тоже могли работать. Люди сидят в аэропорту, ждут своей пересадки иногда по полдня, иногда целый день. Почему бы им не предложить какую-то активную экскурсию? В отношении россиян у нас может быть такой посыл: не бойтесь нас, если вы не говорите по-английски или по-немецки — это не проблема. Вы будете чувствовать себя как дома. Приезжайте к нам, но вы увидите здесь многое, чего у вас нет — и это вас удивит. Еще одно направление, которое пользуется успехом у российского туриста, — белорусские санатории. Григорий Померанцев отмечает, что не помешало бы провести ребрендинг этого направления: — Многие туристы из стран Центральной Европы говорят, что в наших санаториях, в отличие от других стран, сохранилась качественная медицинская база. Но имеет смысл провести ребрендинг самого направления. Иногда санаторий ассоциируется с продуктом для пожилых людей, для тех, кому нужна реабилитация. Мне еще в начале двухтысячных как-то довелось однажды отдыхать в санатории. Надо было как-то отключиться — поехал в Крым. И, знаете, я немного стеснялся говорить, что я в свои тридцать лет отдыхал в санатории. Нужны спа-центры. Я видел, как многие отели в Прибалтике, просто поменяв вывеску, считали зачастую, что могут поднять ценник. Потому что название spa-and-wellness — модное и дает какой-то другой шарм. Хотя в spa-and-wellness есть своя опасность: когда уже нет медицинской базы, каких-то процедур, а есть просто бассейн. И это тоже неправильно, перегиб. Но у белорусских санаториев, исходя из перечня услуг, которые они предоставляют, — именно качественный spa-and-wellness. Бона Сфорца — для итальянцев, кемпинг — для немцевВполне реально позиционировать нашу страну в Европе как место для модного сейчас экологичного неспешного отдыха, уверен Григорий Померанцев. — Кроме того, тематика Великого Княжества Литовского и история всех войн, которые затрагивали разные европейские страны, но всегда — Беларусь. Еще — событийный туризм, деловой туризм… Мы в центре Европы, между Россией, странами СНГ и Евросоюзом — удачное географическое положение на пересечении путей. Все это можно конвертировать в насыщенную программу деловых мероприятий. Григорий Померанцев набрасывает варианты того, что можно показывать людям из разных стран. Итальянцам будет интересна история, архитекторы, которые строили в Беларуси замки и костелы, княгиня литовская и королева польская Бона Сфорца. — Значительная часть итальянцев уже связана и с современностью. Это семьи, которые принимали белорусских детей — таковых более 600 тысяч за 25 лет. У них есть желание и интерес посещать Беларусь. Голландцам и немцам собеседник предлагает показывать природу, активно развивая караванинг и кемпинг — направления туризма, которые им очень нравятся. — Французам будут интересны и экология, и история. История связанная в том числе с Березиной. Это мощный бренд — Березина, который во французском языке является эквивалентом масштабной катастрофы. Пускай это негативное значение, но это исторический факт, и он постоянно в умах людей. И можно тоже их привлекать таким образом. Возвращение к своим корням — для израильтян, американцевГригорий Померанцев советует активнее приглашать в Беларусь израильтян. — Насколько я помню, два премьер-министра Израиля — из Беларуси. Вообще много граждан Беларуси уехали туда. Эта диаспора, которая может сарафанным радио сообщать о том, что есть у нас. Много всемирно известных личностей связаны с Беларусью. Например, Марк Шагал. Люди летают по всему миру, чтобы попасть в его музей в Ницце и посмотреть его картины. Многие едут по местам, где он жил: и в Париже, и в Нью-Йорке. А Витебск — это место, где он родился, которое его сформировало. Однозначно, это бренд, который может привлекать как людей со всего мира, и в первую очередь из Израиля. С 26 ноября с Израилем безвизовый режим. Это открывает новые возможности. В Латвию, например, сначала приезжали русскоязычные израильтяне, потом подтянулись и те, кто раньше страны не знал. Они приезжали по совету знакомых — отдохнуть в умеренном климате. — Летом в Израиле очень жарко и люди стараются уехать в умеренные широты — и здесь наши санатории и агроусадьбы могут быть очень востребованы. В привязке, опять-таки, к еврейскому наследию, культуре, традициям. Почему это направление не стало развиваться раньше? Не было толчка. К тому же израильтяне умеют считать деньги. Даже из опыта организации чартерных рейсов в Тель-Авив могу сказать, что у них очень высокие требования к цене. Лоукосты начинают летать из Вильнюса в Тель-Авив — и там цены совершенно низкие. У нас в силу, наверное, того, что летает только один перевозчик, — цена выше. И я слышал, что, если израильтяне и собираются Беларусь, то в привязке с Литвой. Они полетят в Вильнюс, там посмотрят все, а потом приедут к нам. И, в принципе, это тоже хороший вариант. Комбинированные туры, считает Григорий Померанцев, можно предлагать и другим нациям. Например — туркам и американцам. — В Лондоне на выставке я познакомился с вице-президентом крупного американского издания. Он никогда не был в Беларуси, но знал, что его дедушка приехал из Мотоля, поэтому и он мечтает приехать в Беларусь. Это как с Израилем. В Америке очень много выходцев из Беларуси во втором, третьем поколении, которые очень интересуются своими корнями и хотели бы хотя бы раз в жизни побывать на земле своих предков… У американцев короткие каникулы — две недели, и они хотят их использовать по максимуму. Понятно, что Москва — сильнейший бренд и многие из них захотят побывать в Москве. Нам себя так нужно позиционировать: если вы летите в Прибалтику, вам обязательно стоит посетить Беларусь, если вы хотите в Москву — посетите Беларусь. Кроме того, белорусам надо рекламировать свой Оперный театр, на который определенная публика тоже поедет. — Мы о нем часто забываем. Но Оперный театр у нас качественный — я имею в виду постановки всемирно известных опер. А ведь существует целый пул любителей оперы, которые курсируют между Ла Скала, Венской оперой, Гранд Опера, Большим театром, Рижской оперой и так далее. И у нас есть возможность позиционировать Минск через мировую богему. Для этого нужно предложить им хотя бы раз посетить Минск, чтобы сходить в Оперный. Нужно понимать, что клиент — это король, царь, твое всёКомментировать — По поводу зарплат скажу, что да, раньше они были у работников более высокие (бывшие сотрудники Нацагентства пожаловались на то, что их зарплаты с приходом Померанцева упали — Прим. TUT.BY), потому что не были произведены определенные платежи. Когда я пришел, главный бухгалтер сразу же открыла мне глаза на эту ситуацию. Соответственно, часть внебюджетной выручки пошла на закрытие старых долгов — первостепенных платежей. Еще я решил закрыть в Гомеле филиал Национального агентства, который назывался "Туристический инфоцентр Гомеля". Это был рудимент — остальные представительства в областях были закрыты уже давно. Филиал был в долгах, которые автоматически легли на Нацагентство. Григорий Померанцев добавляет, что с большинством сотрудников в Нацагентстве у него сложились хорошие отношения. Главный совет Померанцева тем, кто «делает» белорусский туризм: понимать, «что клиент — это король, царь, твое всё». — У нас был совершенно неожиданный проект прошлым летом. Приехал белорус из Канады, который занимается консалтингом в сфере услуг. И первое, с чем он столкнулся в Беларуси, — то, что, несмотря на радушие, люди иногда говорят жестко или черство. И у него есть такой курс «Давайте учиться говорить приятно». Это ключевой момент, который в Беларуси важен для всех объектов туристических. Причем сказать «нельзя» и «запрещено» тоже можно приятно. Это не стоит денег, но это стоит воли. И это понимание должно быть общим: начиная от регистрации в отеле и до директора… Знаете, когда создавалась AirBaltic — это была маленькая авиакомпания, первые два-три года было мало клиентов. Тогда на регистрацию пассажиров приходил президент авиакомпании: он принимал у них багаж, клеил бирки, сам общался с людьми. Представьте: седовласый, проведший всю жизнь в авиации, уважаемый гуру сидел, улыбался и работал по полдня на регистрации. И девочки, и мальчики в авиакомпании смотрели на него, раскрыв рты, понимая, что если президент себя так ведет, то им тоже надо к этому стремиться. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для немцев - кемпинг, для русских - spa. Григорий Померанцев о том, как развивать белорусский туризм Экс-глава Национального агентства по туризму Григорий Померанцев по просьбе TUT.BY поделился своими соображениями насчет туристической сферы Беларуси. |
|