Четверть лифтов на Витебщине отработали свой срок. Опасно ли изношенное оборудование?
14.03.2016 11:40
—
Новости Общества
|
На Витебщине около 3,5 тысячи пассажирских лифтов. Четверть из них отработали положенный 25-летний срок эксплуатации и нуждаются в замене или модернизации. Но в прошлом году смогли обновить лишь 20 лифтов. Подробнее о сложившейся ситуации рассказал директор ОАО «Витебсклифт» Иван Радкевич. На обслуживании этого предприятия находится большинство лифтов региона. — Лифтовое хозяйство Витебщины стареет, а модернизация явно запаздывает. Как это может отразиться на безопасности пассажиров? — Могу успокоить — никакой угрозы для безопасности нет и не будет. Весь вертикальный транспорт, находящийся на обслуживании ОАО «Витебсклифт», в технически исправном состоянии. Лифты оснащены многоступенчатой системой защиты: электрической и механической. Даже если электроблокираторы дверей или движения выходят из строя, на кабине установлены специальные ловители, которые в случае, например, разрыва канатов фиксируют ее в шахте. Кабина крепится на трех и более канатах с 45-кратным запасом прочности. Ежегодно все лифты тестируют в различных экстремальных ситуациях, их техническое состояние — под персональной ответственностью электромехаников. Благодаря этому за последние несколько десятков лет несчастных случаев не было. — Как вы прокомментируете недавнее обрушение нового лифта и гибель в нем пассажира в Москве? — Насколько мне известно, дом, в котором произошла трагедия, находился на краю оврага и со временем начал давать усадку. В шахте, где двигался противовес весом почти в тонну, разошлись направляющие, и груз ударил по кабине, которая проходила рядом. От этого провалился тяжелый мраморный пол, погибла женщина. Налицо явный недосмотр строителей, а также работников лифтового хозяйства. — Чем старше лифт, тем большая вероятность его поломки, застревания между этажами. На какие особенности работы вертикального транспорта стоит обращать внимание пассажирам, чтобы не оказаться взаперти? — При движении лифта в шахте не должны слышаться посторонние шумы, например сильный скрежет. Стоит вызвать электромехаников, если нарушена работа дверей, не функционируют кнопки. Что касается застревания кабины, то чаще всего это происходит не из-за поломок, а из-за перегруза лифта либо его сильного раскачивания. В любом случае все кабины оснащены связью с диспетчерскими пунктами, и обычно в течение 40 минут электромеханики освобождают пассажиров. Но с 17.00 до 9.00 и в выходные дни в Витебске работает лишь одна аварийная машина, а значит, время ожидания может значительно увеличиться. Одной «аварийки» на областной центр катастрофически не хватает. Ведь в некоторые дни случается до 30 поломок, но все упирается в финансы. — ОАО «Витебсклифт» работает в убыток? — Несколько лет назад обслуживание лифтов было убыточно, но по мере повышения стоимости услуг ЖКХ, в том числе и за обслуживание лифтов, ситуация изменилась в лучшую сторону. Большим подспорьем, очевидно, станет и недавний указ президента № 535, который впервые вводит отдельную оплату за обслуживание лифтов. В целом все это позволяет нам работать пусть с небольшой, но прибылью. А благодаря средствам за обслуживание лифта, которые вскоре появятся, сможем создать собственный склад запасных частей. Большинство поломок можно будет ликвидировать гораздо оперативнее. Хотя, конечно, оборотных средств для крупных вложений все равно недостаточно. Особенно с учетом того, что сейчас при установке или замене кабин монтажные предприятия самостоятельно закупают оборудование, устанавливают, а только потом получают расчет. В этом плане очень велика конкуренция с частными организациями, которые нередко и выигрывают соответствующие тендеры. — Как дорого обходится замена лифтов и какие планы на этот год? — Новый лифт стоит около 200 млн рублей, еще примерно во столько же обходится его установка. Из-за финансовых сложностей в текущем году вряд ли получится обновить даже 10−15 кабин. Сейчас вертикальный транспорт массово вырабатывает положенный срок службы. Именно 20−25 лет назад в области только в жилых домах ежегодно устанавливали по 90−100 лифтов. К тому же согласно новым техническим регламентам ЕАС требуется до 2020 года заменить все устаревшие конструкции, а это больше половины из всех действующих. На это нужны огромные средства. — Очевидно, массовой модернизации лифтов ждать не стоит… — Ситуация не столь уж плачевна. Как показывает практика, лифты Могилевского завода, а их у нас абсолютное большинство, традиционно отличаются высокой степенью надежности, несложны в обслуживании и ремонте. В области немало лифтов, которые на ходу уже 30−35 лет и даже больше, но по-прежнему серьезных нареканий не вызывают. Тем более что во время текущего ремонта в них зачастую обновляют чуть ли не все внутреннее оборудование. В любом случае после 25 лет службы каждый лифт проходит полную диагностику. Этим занимаются специальные лаборатории. После исследования жизнь лифта обычно продлевают еще на три года, затем еще на три. Только потом ставится вопрос о его модернизации или замене. Но стоимость этих работ сегодня столь велика, что единственный выход — косметический ремонт, например замена отделки кабины, кнопок, плафонов. Но нормативно-правовой базы для этого пока нет. — Как обстоят дела с вандализмом? — После массовой установки домофонов в подъездах ситуация резко улучшилась. Раньше лифты порой превращались в отхожие места. Изменились подходы и у производителей — современные кабины изначально создаются как антивандальные. И все же в некоторых подъездах кое-кто еще умудряется разрисовывать лифты или поджигать плафоны. Но теперь вывод оборудования из строя по вине жильцов может влететь в копеечку. — Каким вам видится будущее вертикального транспорта? — Оно уже наступило. Все новые дома на Витебщине оснащаются кабинами, которые ни в чем не уступают западным образцам, отличаются большой функциональностью и низкой энергоемкостью. Например, благодаря установке частотных преобразователей затраты энергии сократились больше чем на треть. Новые двигатели при этом позволили почти в два раза увеличить скорость движения. Современные лифты имеют повышенную грузоподъемность (до 8 человек), проходные кабины, что делает их пользование более удобным. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Новый лифт стоит около 200 млн рублей, еще примерно во столько же обходится его установка. В этом году вряд ли получится обновить даже 10−15 кабин.
|
|