Главная проблема белорусской школы — это проблема учителей, заявил Александр Лукашенко 21 апреля, выступая с посланием к народу и парламенту. При этом первый человек в государстве очевидно закрывает глаза на системный кризис образования.
Учителей опять будут заставлять?
«Знания многих выпускников учебных заведений оставляют, к сожалению, желать лучшего. Немало звучит претензий по поводу учебников. Но самая главная проблема, уважаемые мои, мне это в доклад не включили, но я это прекрасно знаю по себе, это проблема учителей, как бы кому-то это не нравилось, — заявил Александр Лукашенко. — Если учитель не сделает в ближайшее время несколько шагов к этой вершине, мы будем иметь проблему уже не зарплат учителей, не каких-то там доходов и жилья, мы будем иметь проблему с самим учителем».
Глава государства отметил, что «надо всколыхнуть наше учительство, надо заставить учителя, как прежде, работать с семьей, с учениками, как это было в наше время, когда учитель такое же время, как в школе, был в семье своего ученика».
Давайте посмотрим, так ли это сегодня, предложил Лукашенко: «И сколько вы встречались с учителями своих детей у себя дома, интересовались ли они этим, живет ли учитель проблемами ученика? Нет. Поэтому это наша главная задача. Все остальные — решаемы».
«Надо сделать все, чтобы воспитать, родить нового учителя. Родить новых — это долго, поэтому рожать будем, переделывая старое учительство», — сказал официальный лидер.
Лукашенко вновь заявил о необходимости качественно совершенствовать систему образования: «Я не говорю о какой-то реформе, ломке, как у нас привыкли это делать. Надо делать следующий шаг».
«Честно говоря, я уже вчера думал о том, что мы систему образования отреформировали, отсовершенствовали, больше к ней не надо прикасаться, — отметил глава государства. — Но, понимаете, в последние пять-десять лет произошел совершенный, я не говорю качественный, но невероятный, космический скачок в развитии общества. Посмотрите — новые технологии, интернеты, которые ну просто повязали весь мир, знания. Дети наши уже в десять-пятнадцать лет превосходят нас двадцатидвухлетних. Совершенно иное качество — и нам от этого отстать нельзя, прежде всего, в образовании».
Белорусская школа угодила в системный кризит
Как отметил в комментарии для Naviny.by известный репетитор по физике и математике Евгений Ливянт, все новости, связанные с системой образования, имеют будущее временя:
«Я жду позитивную новость в прошедшем времени. Однако для начала необходимо честно признать, что в сфере школьного образования наблюдается системный кризис, и уже нельзя делать вид, что его нет. Именно это я хотел бы услышать от главы государства».
Евгений Ливянт обратил внимание, что в выступлении президента, по сути, признано, что теперь учителя являются главной проблемой белорусского среднего образования:
«До этого говорилось о борьбе с бюрократией, о том, чтобы освободить учителей от несвойственных им функций, о плохих учебниках. Однако что конкретно надо делать и кто будет заниматься изменениями, неизвестно. Боюсь, руководство системы образования не сделает ничего. Доказательство тому — тот факт, что за год руководства Михаила Журавкова министерством ничего не изменилось. Только «слова, слова, слова».
В программной статье, которую министр образования Беларуси Михаил Журавков чуть более чем через год после назначения на должность опубликовал в «Советской Белоруссии», речи о необходимости модернизации или о реформе средней школы также не шло.
Чиновничий волюнтаризм
Евгений Ливянт видит проблему системы образования в том, что решения принимаются волюнтаристски:
«Например, ввели новые программы, согласно которым изучение физики начинается в 7-м, а не в 6-м классе, как ранее. Я не буду рассуждать, плохо это или хорошо, я хочу услышать аргументацию Минобразования. Однако общественности не объяснили причину изменений. Или вспомните заявление министра о создании концепции базового учебника. Разве кто-нибудь эту концепцию видел, знает о ее содержании?»
Решения, которые отражаются на всей системе образования, не обсуждаются с обществом, отметил Евгений Ливянт. На его взгляд, такой подход невозможен ни в одной другой сфере:
«Посмотрите, как представители силовых ведомств, других министерств отвечают на вопросы журналистов и представителей общественности. Только Минобразования может позволить себе не объяснять мотивацию своих действий. Знаете, мне не хотелось бы сравнивать, но в Беларуси активнее и более открыто обсуждается закон о животных, чем проблемы образования. Может, пора уже обсудить проблемы школьников, то есть нашего будущего?»
Евгений Ливянт отметил, что в последние годы значительные изменения в системе образования в направлении его модернизации произошли в Китае, России, Казахстане, Эстонии, Польше.
«Именно прогресс в образовании дает толчок к развитию страны и росту влияния ее в мире. Если нет модернизации системы образования, страна не становится более развитой, влиятельной. Политический строй при этом не имеет значения. У нас же молодежь массово едет за образованием в Польшу и Россию, а властям только и остается делать вид, что у нас все хорошо», — сказал эксперт.