Кресты на металлолом, могилы масонов и французского графа. Чем Кальвария привлечет туристов. 21.by

Кресты на металлолом, могилы масонов и французского графа. Чем Кальвария привлечет туристов

25.04.2016 10:04 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

23−24 апреля в Минске прошло более 100 разных экскурсий от «Феста экскурсоводов». В воскресенье мы прогулялись с автором проекта «Вандроўкі ў Мінулае» Павлом Дюсековым по самому старому сохранившемуся кладбищу Минска — Кальварии. Какую историю пережило оно за 220 лет существования и почему это место может стать такой же туристической точкой, как и Новодевичье в Москве или Лычаковское во Львове — в репортаже TUT.BY.


«В 60-е пионеры спиливали эти кресты и сдавали на металлолом»

Встречаемся у брамы в стиле классицизма с черепами и костьми. Построил ее на месте деревянных ворот меценат и коллекционер Ежи Кобылинский в память о своей жене в 1830 году. Правда, сложилось так, что в XX веке разрушили и могилу Ежи, и его семьи. А арка осталась стоять и по сей день.

Основали Кальварию в 1745 году как мемориал-памятник страданиям Христа, а в 1796 году переделали в кладбище. До этого здесь хоронили только монахов, места которых можно узнать по веревкам на крестах, и шляхтичей. Сейчас на кладбище покоятся белорусские поэты, писатели, художники и общественные деятели.


Первое, что бросается в глаза — встречается много памятников с постаментом, без крестов и с вырванными фигурками Христа. На некоторых заметны места спила.

— Оказалось, что в 60-е годы придумали средство, как помочь стране: брали пионеров, давали им в руки ножовки и водили на старые кладбища. Они спиливали эти кресты и сдавали на металлолом.


В основном на старых кладбищах оригинальных крестов практически не осталось: каменные разбивали молотами, металлические — спиливали.

По центральной аллее часто встречаются не только разрушенные в советское время памятники, но и уцелевшие плиты конца XIX века. Их мастера оказались довольно изобретательными специалистами по рекламе похоронных услуг.

— Умер человек, нужно сделать ему памятник на могилу — это ж надо мастера выбрать. Что делать? Шли на кладбище, смотрели на памятник, выбирали. Например, вот красивый, все качественно сделано. Хочется, чтобы и своему человеку так было. Что тогда делали?

Дюсеков расчищает ногой от земли постамент у основания. Становится видна подпись — имя мастера.


Такая материальная история сохранилась на Кальварии у многих могил.

«Чтобы вернуть могилу на место нужно 140 документов из Минкульта»

От входа центральная аллея ведет прямо к костелу Воздвижения Святого Креста. Здание построено в псевдоготическом стиле, у стен со всех сторон расположены эпитафии и несколько памятников.


На всех заметны аббревиатуры, как и на могилах. Когда написано «S.P.» — значит «святой памяти», «D.O.M.» — Боже всемогущий, «Z.P.» — здесь покоится. Если ранжировать, то самые престижные захоронения — внутри костела, затем — в стенах костела, напротив него и по центральной аллее.


Раньше около стен находились могильные плиты, но было принято решение перенести их и поставить на чужие могилы, а место над покойником заасфальтировать.

— Я пробовал поднимать вопрос на тему того, чтобы вернуть все на место. Выяснилось, для того, чтобы снести могилы не нужно ни одной бумажки, а чтобы вернуть нужно 140 документов из Министерства культуры.

Одной из таких перенесенных могил стало место захоронения ксендза Александра Сипайло, который жил во времена Российской Империи.


— Мне рассказывали такую байку, что если нажать на его глаза на барельефе, то срабатывал механизм, открывался люк у костела и можно было спуститься туда, где Сипайло был похоронен.

Его считали местным святым. Будучи выходцем из богатой семьи, этот молодой человек ушел в духовную семинарию при вполне перспективных возможностях стать инженером как отец.

— Его назначили управлять минским кафедральным костелом, но эта была непростая работа: ксендзов ссылали, костелы начинали отбирать и переводить все на русский язык. У Сипайло не осталось никаких душевных сил и он на работе прямо сгорел в 32 года, успев поработать только 3 года.


Это был редкий случай, когда хоронили католика представители всех городских конфессий, потому что считали его очень хорошим человеком. Табличку с памятника сорвали, а раньше на ней было написано «Святой жизни не много дней, а слава добрая будет жить вечно».

— Очень мало сохранилось старейших захоронений, потому что в конце 80-х годов крали камни с Кальварии. Шлифовали их и продавали снова. Бывало и такое время.

Самая древняя могила, которая сейчас осталась на кладбище датируется 1808 годом.

Могила французского графа и склеп для хозяйственного инвентаря

Рядом на возвышении стоит самое богатое и большое захоронение из дорогого лабрадорита, огражденное старой массивной цепью. Здесь похоронены француз и француженка, которые приехали в Минск работать преподавателями в гимназиях. Кроме них на кладбище похоронен в 1897 году граф из Парижа — Людвиг Габриэль де Гелуа.


— Может просто ехал в Петербург через Минск, а возможно у него какие-то дела тут были. Ну вот стало плохо — не повезли хоронить домой.

Неподалеку виднеются захоронения масонов конца XIX века. Масонская ложа в Минске называлась «Северный факел», на плите есть соответствующая символика и два скрещенных факела.


Стоит на Кальварии и несколько склепов. У двух есть таблички, но большинство из них анонимные. Мы останавливаемся около одного склепа с пожелтевшими дверьми. Дюсеков говорит, что им лет 150, хотя перед нами уже висит современный навесной замок. Дело в том, что в конце 1917 года после революции склепы разбирали, надеясь найти там драгоценности. Но ничего подобного в загробную жизнь с собой не брали.


— Мрамор и гранит, из которого были сделаны саркофаги забирали с собой и после облицовывали здания, которые у нас в центре города находятся. Если был свинцовый или цинковый гроб — их перерабатывали в пластины для аккумуляторов, потом наши тракторы на этих пластинах и ездили.

Теперь же склепы на Кальварии используются в качестве… инвентарного склада для тех, кто работает на кладбище.

Тысяча долларов за место на «Дикой Кальварии» в 90-х

И если на центральной аллее кажется, что некоторые могилы запущены, то спустившись чуть вглубь за костел, открывается поле с поваленными крестами и давно заросшими могилами. Где-то рядом с одной из плит валяется пустая бутылка из-под пива.

— Эту остановку я называю «Дикая Кальвария», вы сами видите почему.


До 1967 года на кладбище еще хоронили людей, после закрыли совсем до 1990 года, а в 1997 году, как считает Дюсеков, сделали одну большую ошибку — разрешили коммерческие похороны.

— Цены были заоблачные. За 12 тысяч долларов, как помню, можно было купить однокомнатную квартиру. Место на Кальварии стоило 1 тысячу долларов.

По рассказам экскурсовода, на кладбище пригнали бульдозер и снесли часть захоронений XIX века. При том, что здесь были похоронены солдаты французской армии 1812 года, австрийцы и немцы с Первой мировой войны, немцы Второй мировой, расстеленные евреи и жертвы репрессий. Но еще не поздно вернуть все на свои места.

— Я надеюсь, что Кальвария сможет прихорошиться и стать таким же местом, как Новодевичье кладбище в Москве или Лычаковское во Львове. У этого места есть потенциал, здесь просто надо прибрать и отреставрировать.


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кальвария имеет все шансы стать таким же известным, как Новодевичье кладбище в Москве.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика