"Сначала они от меня прятались". Как молодая педагог научила детей из агрогородка рисовать
03.06.2016 16:22
—
Новости Общества
|
Лужки — агрогородок в Шарковщинском районе Витебской области. Здесь живет около 800 человек, есть больница, библиотека, дом культуры, почта. И — редкое явление для глубинки: кроме средней школы работает детская школа искусств с музыкальным, театральным и художественным отделениями. Три года назад сюда по распределению приехала работать Анастасия Заболотнюк, с отличием окончившая знаменитый витебский «худграф». Поначалу дети от нее… прятались — потому что не умели рисовать, а потом сдружились с педагогом. «Она для нас — вторая мама», — признаются сегодня ученики. Издалека Анастасию Александровну не отличишь от учеников: она маленькая и хрупкая. Но дети слушаются ее с первого слова: уважают. Настя — человек верующий, и считает, что попала в Лужки не просто так: — На распределении в университете у меня было право выбора. Исходила из двух критериев: в населенном пункте, где я буду работать, должны быть костел и именно школа искусств, а не просто общеобразовательная. Из всех мест, которые представили, остановилась на Лужках. Я была здесь 7 лет назад, на экскурсии. Увидела костел и сказала: «Боже, я хочу тут жить!». Тогда я не запомнила, как называется эта деревня. А потом, когда приехала сюда по распределению, узнала этот костел и удивилась: «Ну ничего себе! Случайность? Или исполнение желания?». «Дети постоянно удивляют»Молодой специалист отработала в Лужках два «положенных» года, а потом не смогла уехать, так как не нашла себе замену: «Было жалко бросить детей, ведь без дальнейших занятий они потеряли бы все знания, которые я в них вложила». Осталась на третий учебный год. Но после летних каникул к детям придут две новые учительницы по изобразительному искусству: у Анастасии свои планы на жизнь. Дети об этом знают. — В первый год дети прятались от меня по коридорам, оповещая друг друга: «Анастасия Александровна идет!». Моя ошибка — я взялась учить слишком маленьких детей — 9-летних вместо 11-летних. Я получила хорошее образование, но ведь одно дело — теория, совсем другое — практика. Посоветоваться было не с кем: я была единственным учителем рисования в школе. И часть детей из первого набора отсеялась. Они просто не понимали, чего я от них хочу. А один мальчик, который абсолютно меня не слушал, легко перенес этот период. Я ему говорю: «Сегодня рисуем пейзаж». Он: «А я хочу космический корабль». И рисовал войну, монстров, зомби, драконов, машинки — все, что рисует нормальный мальчишка. А однажды выдал: «Анастасия Александровна, я понял: вы — девочка. Поэтому вы и хотите, чтобы мы рисовали бабочек, зайчиков, цветочки». Против «девчачьих» тем поднимали бунт и другие мальчики. Но один из них — Ярослав, рисовал все: жирафа, весенний портрет, существо, которое ни разу не видел… «Любую, даже самую неинтересную тему, он повернет так, чтобы ему будет интересно. Из него может вырасти художник», — считает педагог. Однажды Настя изучила, как устроены спортивные машины, чем отличаются от внедорожника «Делимся секретами»В день нашего приезда в Лужковской школе прозвенел последний звонок. Однако юные художники уйдут на каникулы, когда отработают на пленэрах. На одном из таких занятий побывали и мы. — Девочки, жалеете, что Анастасия Александровна уедет? — Еще как! — с грустью говорят ученицы. — Мне тоже будет не хватать этих детей, — признается учительница. Вначале урок проходил на одной из сельских улиц неподалеку от средней школы — дети учились изображать перспективу, а потом отправились рисовать бывший сельский клуб. Очень колоритное, кстати, здание. Вообще, в деревне Лужки, которая ведет свою летопись с 1519 года и принадлежала Сапегам и Жабам, больше достопримечательностей, чем в ином городе. И пленэры тут можно проводить хоть каждый день — очень благодатное для художников место. Едва ли не на каждом шагу — «акварельный» вид. Настя, Кристина, Варя и Лена сосредоточенно работают. По мнению учительницы, все эти девочки имеют шанс поступить на «худграф». За пять минут до конца первого пленэрного часа одна из учениц говорит: «Все, я нарабілася». Кладет карандаш, опускает голову на руки. Но через минуту опять начинает работать. Анастасия Александровна за эти годы внушила воспитанникам, что творчество — тяжкий труд, и нужно уметь себя дисциплинировать. Юным художникам в глубинке сложнее, чем их ровесникам в городе. «Я люблю трудиться — рисовать, писать, читать, но только не полоть. Даже каникулы не люблю из-за того, что нужно полоть», — говорит одна из девочек. Другая шестиклассница признается, что хочет стать учительницей рисования: «И обращаться ко мне будут, кстати, так же — Анастасия Александровна. Я проходила тест на профессию. И вышло, что я человек творчества. Из меня может получиться артистка, критик, художник. Еще я анализировала, что художник — безопасная профессия. Убивают актеров, журналистов, спортсменов. А художника никто не трогает, он сидит себе и рисует спокойно», — рассуждает девочка. Девчонки пока не могут смириться с мыслью, что любимая учительница скоро от них уедет: «Она для нас — вторая мама. Мы ей рассказываем свои секреты, спрашиваем: как поступить. А она делится своими историями, даже тоже секрет доверила. Новые учительницы рисования, наверное, хорошие, но мы будем очень скучать по своей Анастасии Александровне». «Учитель не должен портить жизнь ученикам»— Дети должны получать радость от учебы. Сейчас их жизнь — школа, здесь они проводят очень много времени. В школе искусств они занимаются по 13 часов в неделю. То есть, представьте, у ребенка бывает по 9 уроков: 6 — в обычной школе, а потом — 3 урока рисования. И так четыре раза в неделю. Поэтому учитель не имеет права портить жизнь ученикам, — считает Анастасия Заболотнюк. — Если чувствую, что не знаю темы, то не буду ее объяснять, перенесу на тот день, когда изучу ее хорошо. Я понимаю, что мой предмет — не самый важный в жизни, и с радостью уступлю рисование чему-то более важному на этот момент. Если дети просят: «Давайте не будем рисовать, давайте просто поговорим» — соглашаюсь. Мы часто рассуждаем с ними о духовном, о жизни. При этом мы успеваем проходить все по программе, постоянно проводим выставки — в средней школе у нас есть собственная художественная галерея. Школа искусств дает детям серьезную подготовку. А у меня тут есть творческая педагогическая свобода. За возможность развиваться молодой специалист благодарит директора школы искусств Юрия Пазейчука и директора средней школы Ларису Гаранину. Помощь спонсоров— А что сложнее всего в работе сельского учителя? — Общаться с родителями. Я понимаю, они работают и у них нет времени уделять больше внимания детям. Но не понимаю, когда они не приходят на собрания, не интересуются, как ребенок занимается, есть ли у него успехи или проблемы. Многие родители вообще не воспринимают рисование как серьезный предмет, как будущую профессию для своего ребенка. Правда, после трех лет занятий некоторые стали относиться к этому с большим пониманием. Настя не жалеет, что приехала в глубинку. «По большому счету, трудностей у человека нет, он их сам себе любит придумывать. — рассуждает девушка. — Ни бытовых, ни каких-то иных серьезных проблем за три года у меня не возникло. Живу в 1-комнатной квартире в доме, который построили когда-то для переселенцев из Чернобыля. Нет, не снимаю ее, знакомая пустила жить бесплатно. Многие спрашивают: а есть ли у меня интернет? Есть. На самом деле жить в деревне не так уж и страшно, как некоторые представляют». Единственное, на что сетует педагог, — трудности с приобретением художественных принадлежностей: «За ними нужно ехать в город. И постоянно думать: за что купить? Поначалу я приобретала бумагу для рисования за свои деньги, а родители отдавали их в течение года. Тогда зимой работники хозяйства получали по 300 тысяч рублей в месяц. Мы в городе можем такую сумму за раз оставить в кафе. Потом ситуация с зарплатами исправилась, у многих родителей появилась возможность платить за обучение в школе искусств. Сейчас это 63 тысячи в месяц». И еще одна случайная неслучайность произошла с Настей в магазине фототехники на Немиге в Минске. Она познакомилась тут с директором известной столичной галереи современного искусства «Шестая линия» Ириной Бигдай. — Я покупала фотоаппарат, и мы разговорились. Рассказала Ире, что наши дети любят рисовать, но у них часто не бывает на чем это делать. Вскоре Ирина привезла в нашу школу бумагу, краски, пластилин Штрафы на уроках рисованияАнастасии Заболотнюк близка теория детской демократии и самоорганизации. На ее уроках есть… штрафы и объяснительные. — Прогулял — пиши объяснительную: почему. Надо писать правду. Если прогулял, потому что устал, надо так и писать: «устал», — хором объясняют дети. — Если болтаешь на уроке, и это мешает другим, — на стол ставят песочные часы, и ты стоишь минуту. Если не убрал за собой парту — дежурство вне очереди. Есть также различные штрафы за нарушение правил пользования личными и общими вещами. Так, категорически нельзя портить чужие рисунки. — Штрафные «санкции» касаются и меня, — улыбается Настя. — Я тоже могу разбросать свои вещи по классу и забыть убрать. Тогда с меня — печенье, конфеты, и мы все вместе пьем чай. К себе учительница относится критически: «Художником себя не считаю. Люблю писать с натуры, особенно — работать с архитектурой. Но я не копирую натуру, а переосмысливаю ее. Творчество помогает мне постигать окружающий мир». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Единственное, на что сетует Настя, - трудности с приобретением художественных принадлежностей: "За ними нужно ехать в город. И постоянно думать: за что купить?...
|
|