Радуга над аэродромом. 21.by

Радуга над аэродромом

22.07.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Военная авиация — понятие всепогодное

Погода в тот день не задалась с самого утра. Серое, низко осевшее небо не предвещало ничего хорошего. Спорый, отвесный дождь, гроза, бродившая кругами в окрестностях аэродрома, и громовые раскаты снижали шансы написать бойкий газетный материал о полетах учебно-боевой авиационной эскадрильи на новых, недавно освоенных самолетах Як‑130, практически к нулю.

Однако что-то (наверное, то самое пресловутое журналистское чутье…) подсказывало, что мы с фотокорреспондентом рванули в эту авиабазу не зря. И обещанный начальнику отдела репортаж имел шанс увидеть свет.

— Распиши все в цветах и красках. И главное — обстоятельно, — напутствовал он, подписывая редакционное задание.

Сейчас эти «цвета и краски» блекли на глазах, растворяясь в серых, кудлатых тучах, сбившихся над летным полем в плотную отару. В случае же отмены полетов они могли обесцветиться совсем.

«Распогодится!» — решила я, складывая зонт — неизменный спутник моих командировочных странствий. И, взглянув с надеждой в сыпавшее дождем небо, уверенно вошла в здание командно-диспетчерского пункта.

До начала второй летной смены, в которой планировалась отработка тактического бомбометания на «яках», оставалось полтора часа.

…Предчувствия меня не обманули. Дождь на время прекратился. Ветер, точно услышав мои мысли, разорвал плотную облачную пелену, разбавляя серую небесную палитру редкими вкраплениями омытой дождем голубизны.

Предполетные указания начались в строго указанное время. Я слушала четкие, лаконичные доклады начальников служб о готовности к проведению полетов…

— Тренаж прошли. Экипировка соответствует. К полетам готовы, — в свою очередь отрапортовал командир учебно-боевой авиационной эскадрильи гвардии подполковник Олег Олейник.

Разгулявшуюся вновь за окном непогоду и дальние всполохи грозы в лаконичном отчете руководителя полетов деликатно назвали «приборными метеоусловиями при установленном минимуме погоды». Потому ее уточнение (или, как здесь принято говорить, доразведка) предполагалось на протяжении всей смены… Военная авиация — понятие всепогодное. Факт!

* * *

Сигнальные ракеты устремляются ввысь, ознаменовав начало полетов. Аэродром загудел, ожил, пришел в движение.

Постановка задач. Уточнение маршрутов…

— Четыре сорок один: взлетайте…

Отшлифованные временем команды руководителя полетов скупы и лаконичны.

Экипажи эскадрильи один за другим получают добро на взлет. Их маршрут лежит на полигон Неман, где им предстоит поразить наземные цели. Точно, в срок.

— Сегодня летчики отрабатывают групповую слетанность, технику пилотирования, боевое применение по наземным целям с различных видов маневра: с горизонтального полета, с пикирования после выполнения боевого разворота, после выполнения горки, — вводил меня в курс дела заместитель командира авиационной базы гвардии полковник Александр Федоренко.

Оторвавшись от взлетки, самолет практически сразу оказывается в облаках. Поэтому полет приходится осуществлять исключительно по приборам.

Комэск — летчик 1‑го класса гвардии подполковник Олег Олейник, за плечами которого более 900 часов налета, хорошо знает особенности таких полетов:

— Когда визуальный контакт с землей полностью отсутствует, летчик прежде всего, используя показания приборов, должен определить свое местонахождение, характер предстоящего маневра по высоте, по скорости, по курсу, по крену и тангажу.

…Подойдя к полигону, «яки» на больших скоростях и малой высоте заходят на цель. Сохраняя устойчивость и управляемость при углах атаки до 35°, они способны выполнять нестандартные маневры, характерные для авиационной техники четвертого и пятого поколений. А если учесть, что этот учебно-боевой самолет не защищен мощной броней, грамотно выполненный маневр приобретает особое значение.

— Мы отрабатываем маневры с разных направлений. Это позволяет летчику подходить к цели с менее уязвимой для себя стороны, создавать благоприятные условия для применения авиационных средств поражения, а также безопасно уйти, — продолжает объяснять мне суть происходящего гвардии полковник Александр Федоренко. — Мы нарабатываем опыт, который в будущем поможет летчику выбрать наиболее оптимальные действия исходя из конкретных условий, в которых он окажется.

Бортовая система имитации режимов боевого применения, установленная на Як‑130, позволяет исключать необходимость использования реальных бомб и ракет. При этом сохраняется реалистичность отображения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. В авиации это называют тактическим бомбометанием. Оно эффективно и экономично.

Один за другим «яки» «атакуют» наземные цели. Сначала по одному. Затем в составе пар… Возвращение на аэродром, затем — тщательный разбор полета, детальный анализ действий пилота, которые фиксируются системой объективного контроля. Ни одна деталь не остается без внимания.

Подготовка к очередному вылету — и «яки» снова идут на взлет.

Учебно-боевая эскадрилья — подразделение молодое. Средний возраст летчиков не превышает 30 лет. Для них каждый вылет — очередная ступень в освоении летного дела.

Хорошего летчика нельзя подготовить за месяц или за год. Даже выпускника авиационного факультета после пяти лет обучения еще нельзя назвать в полном смысле слова летчиком. Это, простите за фривольность, пока еще только материал, из которого — возможно лет через пять — и получится толк.

Чтобы состояться в профессии, летчик должен постоянно летать и совершенствовать свои навыки. Сегодня такая возможность есть. Аэродромы белорусской армии гудят с утра до вечера. Полеты осуществляют почти каждый день. В две смены.

Летное мастерство нарабатывается пошагово. От простого к сложному. Каждый освоенный маневр, элемент пилотажа, каждое отточенное действие становятся очередной ступенькой в процессе покорения профессиональных высот. От мастерски выполненного взлета и посадки до успешной отработки задач по поражению наземных объектов и воздушных целей довольно долгий путь.

— Прежде чем осуществлять бомбометание по целям, необходимо отработать многие другие упражнения, заложенные в курсе боевой подготовки, — уточнил гвардии подполковник Олег Олейник.

Вместе с другими летчиками в небе над полигоном сейчас гвардии лейтенант Владимир Карев. В подразделении он служит меньше года, однако за ручкой управления «яка» чувствует себя вполне уверенно. Командир эскадрильи в разговоре со мной отмечал его успехи в летной подготовке.

Возможно, дают о себе знать гены. Владимир — продолжатель известной авиационной династии. В тот день на полетах присутствовал его отец, заместитель командующего ВВС и войсками ПВО — начальник авиации полковник Александр Карев.

— Он сам выбрал свой путь — и достойно справляется со своими задачами, — поделился отец молодого летчика. — Когда я начал осваивать этот тип самолетов, его советы во многом помогли мне. В этом деле Владимир пока на шаг впереди… Так бывает. Мне интересно его мнение об этом самолете, потому что оно более свежее, не замыленное нашим опытом. Это самолет совершенно нового поколения — и кому, как не молодежи, в чьих руках будущее нашей авиации, умело летать на них.

* * *

Тем временем командир авиабазы еще раз запросил метеосводку. Вероятность приближения грозы оставалась высокой.

Для военных летчиков тепличных условий не существует. Они должны летать при любой погоде!.. Но при многократном увеличении степени риска полеты могли и отменить. Однако, к моему журналистскому счастью, этого в тот день не произошло…

— При ухудшении погоды немедленно доложите, — изучив принесенный специалистом-метеорологом планшет, сказал командир авиационной базы гвардии полковник Андрей Рачков.

Тем временем солнце, скрытое густой облачной завесой, закатилось за горизонт, так и не явив больше себя миру. Над аэродромом повисла ночная мгла, разгоняемая светом сигнальных огней и прожекторов, освещающих потемневшие от дождя ленты аэродромных взлетно-посадочных и рулежных «магистралей».

В этом почти театральном освещении многоголосый рев двигателей приобретал звучание оркестра — и им, точно опытный дирижер, управлял руководитель полетов. К слову, рабочее место руководителя действительно чем-то напоминает дирижерский пульт. Потому такое сравнение вполне имеет место быть…

Полеты в ночное время имеют свою специфику. Чтобы ориентироваться в кромешной тьме, на помощь летчику снова приходят приборы. Свои особенности имеет и боевое применение, и техника пилотирования. Взлет, маневрирование, заход на посадку… Чтобы выполнять задачи по предназначению в любое время суток, летчики вновь и вновь поднимают свои самолеты и в ночное небо.

* * *

Практически все офицеры, с кем я разговаривала, были единодушны в своем мнении относительно Як‑130: это верный, надежный помощник в полете.

Говоря о достоинствах этого самолета, они особо отмечали уникальность интегрированной в единый цифровой комплекс авионики самых передовых систем навигационного, пилотажного, боевого и бортового оборудования. А также его способность «переваривать» огромный поток информации и выдавать ее на многофункциональные жидкокристаллические индикаторы.

— Этот самолет оборудован современной навигационной системой, которая позволяет летчику полностью сосредоточиться на выполнении основных задач, — обратил мое внимание штурман авиационной базы гвардии подполковник Алексей Ярошук.

Помимо этого, цифровая комплексная система управления полетом выполняет функции систем автоматического управления и обеспечения безопасности полета. Она имеет трех-, а по некоторым, наиболее важным вопросам — четырехкратное резервирование с ограничением опасных режимов. Система многопараметрического объективного контроля за действиями летчика не позволяет превышать ограничения. Речевой информатор приятным женским голосом предупредит о нарушении режима полета…

К слову, если обычно летчики называют информатор Ритой то в «яках», как мне сказали, он получил более красивое имя — Ярославна. Так звали девушку — дочь Героя России летчика-испытателя Романа Таскаева, которая озвучивала текст…

И это далеко не полный перечень достоинств Як‑130. Впечатляет?.. Хотя слишком умные технические новшества лично у меня всегда вызывают опасение. А ну как навернутся — и что тогда? Не притупится ли при их использовании способность летчика мыслить и действовать самостоятельно?

Однако знающие люди заверили: не притупится. Скорее, наоборот.

Информационный поток, который поступает летчику во время полета, значительно возрос. Специалисту приходится учиться своевременно, грамотно и четко на него реагировать. Появление самолетов четвертого и пятого поколений — логичный ответ на требования времени. Технический прогресс не стоит на месте. И нет смысла сопротивляться ему.

Возможно, скептики, глядя на этого компактного, легкого «воздушного кавалериста», могут сказать: Як‑130 — машина-де несерьезная. Мол, это скорее умный, навороченный, обучающий гаджет, нежели эффективная боевая единица…

А вот здесь позвольте не согласиться. Да, у этого самолета нет такой мощной брони, как у Су‑25, превращающей штурмовик в «летающий танк». Зато маневренность выше в разы и навигационные возможности гораздо лучше. Прицельное оборудование позволяет вести более точное и качественное бомбометание и стрельбу. К тому же у него, «яка», отличная грузоподъемность. Он способен брать на борт четыре пятисоткилограммовые бомбы. А это две тонны бомбовой нагрузки, не считая закрепленных на подвески управляемых ракет (еще плюс тонна): итого — три! При его-то размерах и весе…

К тому же этот самолет неприхотлив в вопросах базирования. Может осуществлять взлет и посадку как на грунтовых полосах, так и на автомагистрали. Последнее с успехом было осуществлено у нас в этом году.

Наряду с высокой маневренностью Як‑130 обладает большой скороподъемностью, хорошими характеристиками и управляемостью на малых скоростях полета и больших, (как я уже отмечала, до 35°) углах атаки. Его отличает совершенная аэродинамика, возможность применения высокоточного оружия, способность выполнять полеты на всех режимах, свойственных современным боевым самолетам, и эффективно решать характерные для них боевые задачи.

— Як‑130 — это новый, причем мощный этап развития и подготовки летного состава, — уверен гвардии полковник Андрей Рачков. — Летчикам этот самолет нравится: он уникальный, пилотажный, надежный, маневренный. Предназначен для обучения, повышения квалификации и поддержания летных навыков пилотов на самолетах четвертого и пятого поколений. Режим программирования дает возможность изменять пилотажные и динамические характеристики Як‑130 для имитации летных характеристик практически любого современного боевого самолета. Кроме того, он способен выполнять задачи легкого штурмовика, уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели. В этом году мы успешно отработали на «яках» поражение воздушных мишеней. Вместе с опытными летчиками в учении принимали участие и молодые офицеры авиабазы. Результат порадовал: у всех экипажей — стопроцентное попадание.

Многие задачи по боевому применению, которые белорусские штурмовики успешно отработали на своем полигоне, на данном типе самолета выполнялись впервые. Это и применение управляемых ракет «воздух — воздух», и выполнение навигационного бомбометания по заданным координатам вне видимости цели, бомбометания корректируемыми авиационными бомбами.

— Это достаточно серьезное, мощное и эффективное оружие, которое значительно повышает потенциал наших Вооруженных Сил, — подвел итог разговору полковник Александр Карев. — В ближайшее время нам поступит еще четыре самолета. Як‑130 имеет большой потенциал. Мы будем продолжать его освоение, расширять возможности применения этого самолета.

* * *

…На следующий день полеты продолжались.

— Четыре тридцать пять, запускайте, — дирижирует со своего пульта руководитель полетов…

Рев двигателей бьет по ушам. Летчик с техником приступают к проверке работоспособности всех систем. Здесь это называется так: «читать молитву».

Завершив проверку, «як» выруливает на взлетно-посадочную полосу. Едва уловимым постороннему глазу движением техник проводит рукой по крылу самолета. Традиция! Так он желает летчику счастливого полета. А потом провожает долгим взглядом крылатую машину, вместе с которой взлетит в облака и частица его рвущейся в небо души…

Получив разрешение на взлет, летчик начинает разбег… Отрыв… И — самолет стремительно взмыл в небо.

Солнечные лучи, пробив облачную завесу, пронзили дымную даль. И в тот самый миг над гудящим аэродромом вспыхнула радуга — улыбка богов, предвестница новой эры военной авиации, в которую белорусские летчики идут уверенными семимильными шагами.

Лариса Кучерова, «Ваяр», фото Андрея Артюховского и Игоря Каело,

оформление Ксении Курило

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Военная авиация — понятие всепогодное Погода в тот день не задалась с самого утра. Серое, низко осевшее...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика