Наводнения в Минске: транспорт "плавает" вот уже 120 лет
25.07.2016 07:52
—
Новости Общества
|
Июльские дожди и ураганные ветры наворотили дел в стране и ее столице. Каждый год обильные дожди стабильно приводят к затоплениям улиц и утонувшему автотранспорту. У многих складывается мнение, что это только в новое время Минск стал страдать от 1897: конно-водный трамвайВ мае 1892 года в Минске запустили конку — конный трамвай, который проработал до 1928 года и даже несколько лет существовал параллельно с автобусами. Наводнения в низинных частях города случались нередко, и тогда, бывало, вагон конки сходил с затопленных рельсов. В архиве БГАКФФД есть фото 1897 года конного трамвая на затопленной улице Торговой. Вагон пытается преодолеть разлив, а вокруг собралось немало зрителей. Также немалые потопы отмечались в 1888 году и 10 февраля 1903-го. 1906: клокочущее море и лодочные переправыСто десять лет назад, в феврале-марте 1906 года, городские газеты «Река Свислочь еще шире разлилась и затопила добрую половину города. На Захарьевской улице вода поднялась до 2-х аршин, так что всякое сообщение центральной части города с Комаровкой и вообще с заречной частью прекращено. Губернаторский сад до здания летнего театра весь залит водой, причем домик, расположенный возле катка, наполовину потонул; половина Губернаторского моста еще не поглощена клокочущим морем, и на нем собирается масса публики, любующейся красивой картиной разлива, но надо полагать, что к вечеру мост будет совершенно снесен, ибо вода все прибывает и прибывает. С правой стороны Веселой ул. тоже видна величественная картина разлива: с одной стороны затоплена Слободка, так что заметны лишь уцелевшие крыши домиков, с другой — Кошары, а затем Ляховка. Сообщение жителей Ляховки производится на челнах и лодках, хотя переезжать через реку на лодке в высшей степени опасно вследствие быстрого течения. Татарская часть города совершено затоплена», — писала газета «Минская речь» в феврале. 1915: туалет идет на таранМенее чем через десять лет, во время очередного наводнения, фотографы уже слетались к местам затопления ради эффектных кадров. Газета «Минский голос» сообщала в марте 1915-го: «На городской электрической станции потоки разгромили и унесли множество бочонков из-под нефти и проч. Зато та же неугомонная вода щедро компенсировала станцию. С одного из дворов Захарьевской улицы с потоком воды стремглав вылетело деревянное здание клозета и, потерпев „аварию“ у забора электрической станции, опрокинулось здесь и задержалось. Это архитектурное сооружение „00“ долго украшало улицу, служа прекрасным объектом для гг. местных фотографов-любителей и темой для художников как элемент хаоса и разрушения». 1930: плывут бочки с огурцами и собачья будкаВ апреле 1997-го «Вечерний Минск» приводил воспоминания старожила Валентины Бугаенко о наводнении 1930 года. Среди прочего она отмечала, что городские власти предвидели наводнение и отправляли по дворам комиссии, призывающие жильцов к вечеру покинуть дома. «Результат был плачевным. Ночью вдруг хлынула вода. Люди удирали через окна, спасались на чердаках и крышах. А кое-где из-под воды торчали только коньки хат. По свислочским «морям» плавали доски, корыта, бочки. А еще — животные и даже люди. Пожарные и военные снимали пострадавших с крыш и сажали в лодки. Вода была столь большая, что затопило часть улиц Фрунзе и Купалы. Город она перерезала пополам. По мостам с большой скоростью бежала пенящаяся вода, и пройти было невозможно. Я видела, как по Татарским огородам плавали бочки с солеными огурцами. Татары эти бочки закупоривали и хранили всю зиму в речке, в запрудах из кольев, чтобы весной продавать огурцы на Троицком рынке. Но вдруг сорвало их с привязи, и они закачались на волнах Свислочи. А еще видела, как плыла собачья будка, на крыше которой лежал скулящий пес". 1931: снос мостов и обрушение домовПрошел всего год — и снова столицу затопило. Причем не только столицу, а вообще всю страну: прошедшая зима была морозная и снежная, а в апреле резко наступила солнечная, теплая погода. Уровень рек начал «С вечера 21 апреля жителям кварталов, которым опасность затопления угрожала непосредственно, было предложено эвакуироваться, однако часть населения, предполагая, что вода не достигнет квартир сравнительно более отдаленных, отказалась перебраться в безопасные места. В ночь на 22 апреля вода в реке прибывала настолько быстро, что жители прилегающих кварталов просыпались среди ночи от стука дежурных пожарных в полузатопленных квартирах (Ляховка, Нижний рынок, Садово-Набережная). К утру население указанных кварталов оказалось в домах, полузатопленных водой, и, взобравшись на крыши домов, люди кричали, вывешивали флаги, призывая на помощь. К часу дня 22 апреля уровень воды, по данным Всебелорусского гидрометеорологического института, достиг 380 см выше среднего летнего уровня». Реки вышли из берегов по всей стране. Паводком снесло мосты в Минске (по ул. Пролетарской и Бакунина и на Нижнем Базаре), Мозыре, Орше. В деревне Банцеровщина смыло мельницу, которую чудом поймали ниже по течению, пока она не снесла несколько мостов. В Борисове водой снесло два дома, в Минске — дом на Серебрянке и по Коммунальной улице (трехэтажный кирпичный). Максимальный подъем воды Свислочи в Минске составил 3,85 м, у Осиповичей — 5,35 м, а наибольший подъем зафиксировали на Западной Двине: почти 13 метров. К концу апреля паводок спал. Один из частых разливов Свислочи в районе бывшей улицы Лодочной. За рекой видны корпуса завода «Кристалл». Фото из архива Людмилы Былино 1945: наводнению — бой!В середине марта 1945-го Мингорисполком начал готовиться к ожидающемуся наводнению. Газета «Советская Белоруссия» напечатала заметку «К борьбе с наводнением», где призывала жителей города увести скот в безопасные районы, а на руководителей предприятий и учреждений возложила особую ответственность. «Опыт прошлых лет показал, что город Минск во время весеннего паводка подвергается ежегодному наводнению и приносит немало разрушений и убытков городскому хозяйству и населению. Особенно страдают от наводнений Торговая, Лодочная, Пулихова улицы, районы МГС № 1, Пролетарская улица и район Бервенской мельницы. Возможных жертв, разрушений и убытков можно вполне избежать, если своевременно подготовиться к борьбе с наводнением, если население города примет активное участие в этом большом деле. Каждый гражданин, проживающий в районе затопления, должен позаботиться заранее о сохранности своего имущества (вывод скота в безопасные районы и т.п.). Особая ответственность лежит на руководителях предприятий и учреждений, которые обязаны организовать коллективы на борьбу с весенним паводком. На предприятиях и в учреждениях необходимо организовать специальные бригады из опытных товарищей по борьбе с наводнением, заранее устроить дамбы, ограждения, переходы. Нужно, чтобы на каждом предприятии был подготовлен необходимый инвентарь, как-то: пешни, ломы, багры, лопаты, веревки и другой инструмент, необходимый для быстрейшего пропуска льда". Но, судя по некоторым данным, наводнение оказалось далеко не таким разрушительным, как ожидали. 1967: потоп на День городаСвое 900-летие белорусская столица Один из читателей припомнил похожее наводнение: «После одного из таких ливней в середине 70-х затопило подземный переход на площади Якуба Коласа. Так вот, очень быстро на площади вдоль всех бордюров появилась ливневая канализация, и больше потопов там не было. Но в 90-х — начале 2000-х при ремонте проспекта 80% этих стоков опять закатали в асфальт». 1977: Пассажиры в водеДесять лет спустя, 8 июля 1977 года, Минск пережил еще один сильный ливень — вероятно, именно его упоминал наш читатель, говоря о подземных переходах. «Поплыли» и автобусы на Партизанском проспекте, и трамваи на Якуба Коласа. Кто-то несет в руках свои туфли, а кто-то несет и свою спутницу. Время от времени подтопления улиц Минска происходили и в последующие годы. Работники мотовелозавода вспоминают потоп примерно в 1986 году: тогда автобусы и троллейбусы со стороны вокзала доходили только до фабрики «Коммунарка», а дальше уже всюду стояла вода — что на улицах, что на заводской территории. Новое время: потопы чуть ли не ежегодноВ новом тысячелетии дождевые потопы и наводнения, парализующие работу транспорта, наблюдаются в Минске с завидной регулярностью: 2004: 2006: 2007: 24 июня, 24 июля 2009: 2010: 15 мая, 2011: 29 июня, 22 июля, 14 августа 2012: 25 апреля, 2013: 10 и 23 июня, 2014: 26 мая, 2015: 14 июня, 27 сентября 2016: 25 и 30 мая, 20 июня, 3 и Уже по крайней мере десять лет нам Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У многих складывается мнение, что только в новое время Минск стал страдать от потопов. Так ли это? TUT.BY покопался в архивных сообщениях. |
|