"Заколоть барана может и женщина". Как под Минском совершали главный обряд Курбан-байрама
14.09.2016 11:38
—
Новости Общества
|
На подворье у мечети резкими движениями мужчина точит нож. «Когда собираешься резать, нужно острое лезвие — чтобы животное не мучилось». В мечеть в Смиловичах, куда приехали журналисты TUT.BY, на Курбан-байрам приезжают и мусульмане из Минска — заколоть барана в городе негде, ритуал совершается на частных подворьях. «Баран — покорное животное»В небольшом деревянном загоне с полтора десятка баранов. На каждом — бирка с номером. Номера от руки написаны и на маленьком листочке. А рядом — имя того, кто его купил. — У кого список? Мне Сулейман занимал одного барана. — А третий чей? Ахмад, твой? Пока животные находятся в загоне, то и дело слышится продолжительное «бееее». Как только мужчины выводят барана на улицу, связывают его и кладут на землю — животное перестает издавать характерные звуки. — Момент молчания животного — это и есть момент покорности, — объясняют нам. В понедельник мусульмане начали отмечать Курбан-байрам — исламский праздник окончания хаджа. После намаза, то есть молитвы, мусульмане во всех странах совершают один из важнейших исламских обрядов связанных с прославлением Аллаха и поклонением ему — жертвоприношение.
«Жертвоприношение — это момент получения благословления от Всевышнего»— Я бы тоже поймал одного барашка, но они такие сильные! — заглядывает в загон к животным ребенок. — Ну что вы смотрите, а ну быстро убежали! — Пусть смотрят, — разрешает местным мальчишкам и девчонкам кто-то из старших. И поясняют: нежелательно, чтобы дети стояли и просто рассматривали кровь. Главное — чтобы это не было забавой, чтобы понимали важность и священность процесса. К тому же заготовка мяса — естественное зрелище и наблюдать за этим даже нужно: присутствует момент естествознания, когда можно рассказать о внутренних органах и их функциях. — Многие люди получают высшее образование, а простейшие житейские вещи — заготовка и разделка мяса — выполнить не могут. Парадокс — то, что для мусульман является повседневным занятием, знакомым с детства, для соседей по лестничной площадке может оказаться тайной за семью печатями. Мусульмане говорят, что для ритуала подходит не каждый баран. Как минимум, животное должно дорасти до шести месяцев, а лучше — до года. Барана нужно хорошо кормить и желательно помыть — Творцу нужно отдавать лучшее, говорят верующие. В жертву на Курбан-Байрам также приносят быков, коров, а в некоторых странах — и верблюдов. — Заготовка животного таким образом — а в данном случае речь идет о жертвоприношении — это получение благословения от Всевышнего. И все участвующие в этом люди — и даже вы, журналисты и фотографы, — стоите рядом и заряжаетесь благословением, потому что становитесь участниками этого доброго и хорошего дела. «Если все делать аккуратно, то и белая рубашка останется чистой»Многие из мужчин, которые приступили к освежеванию бараньей туши, одеты просто и по-домашнему. Другие — чаще всего приезжие — в праздничных нарядах и белых рубашках. — Если животное аккуратно зарезать в соответствии с обрядом, то и кровью особо не вымажешься. Но это такой праздник, когда лучше надеть новую одежду. А если ее нет — то хотя бы чистую, — рассказывает Ахмед. Ахмед очень сосредоточен. Говорит, что отрезать голову для него не проблема, а вот снять шкуру уже сложнее. — Если туша остынет, потом будет трудно ее снимать — поэтому делаем сразу, — поясняет он. В идеале для такого обряда должно быть специальное место с углублением для сбора крови, которую после можно захоронить. Ведь жертва приносится ради Аллаха, а значит ни для чего другого такое место предназначаться не должно. По факту — барана закалывают на земле неподалеку от мечети, снимая шкуру там же, привязывая тушу за одно копыто к забору. — У нас, к сожалению, не самая лучшая организация, — говорят в общине. — Но главное — что есть место, где мусульмане могут выполнить свой долг перед Аллахом. Чаще всего молодые забывают, что шейных артерии две. И чтобы животное не мучилось, их нужно перерезать одновременно. — А когда закалываешь своего первого барана, вообще все знания улетучиваются. И даже слова, которые обязательно нужно повторять, куда-то исчезают — так волнуешься, — рассказывает Дмитрий, белорус, принявший ислам. «Заколоть барана может даже женщина»В какой-то момент Дмитрий отвлекается от нашего разговора и дает наставления менее опытным ребятам. — Нож животному не показывать, держите его за спиной. И сначала нужно его вымыть или хотя бы вытереть об траву. Аллах Акбар, Аллах Акбар, Аллах Акбар, — повторяет он. Одновременно здесь сегодня режут с десяток баранов. Но ритуал можно выполнять на протяжении всех трех праздничных дней. — А каждый мужчина-мусульманин умеет и может зарезать барана? — Даже женщина может это сделать. Это вопрос физической силы и здравости ума. В вопросе заготовки барана — а это вопрос семейный — принимает участие и женщина. Если семья зажиточная, и женщина может позволить себе покупку барана, то муж будет убивать его от ее имени. Бывает, от одной семьи может быть и три, и четыре барана. Но если мы говорим о более «стандартных» семьях, то ведущая роль принадлежит мужчине — он должен заработать на это. Дмитрий рассказывает: в вопросе покупки барана речь идет, в первую очередь, о семейном бюджете — деньги нужно приготовить заранее. — Одну треть барана нужно отдать беднякам, еще одна треть распределяется между соседями, знакомыми, и только оставшееся мясо остается семье. «До Бога доходит не туша животного, а наша богобоязненность»Дмитрий говорит, что председатель смиловичской общины Сафар — один из самых опытных в заготовке жертвенного мяса. Семь лет назад он побывал в Мекке и Медине, двух священных исламских городах. Мы беседует в двадцати сантиметрах от лежащей на земле головы барана и лужицы крови. Мне советуют переступать кровь — она, в отличие от мяса, считается нечистой. — Жертвоприношение — то есть сама процедура — это еще полпути. Ведь до всевышнего доходит не жертвенное мясо, а наша богобоязненность. Мы надеемся, что Господь примет нашу богобоязненность, и мы получим очищение. Все три дня, в которые отмечают Курбан-байрам, в минской мечети настоящий праздник. Праздничные столы, которые стоят как в храме, так и около него, ломятся от различных угощений. Среди них и плов, который здесь готовят беспрерывно и немалыми порциями — и угощают всех, не только мусульман. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На подворье у мечети резкими движениями мужчина точит нож. "Когда собираешься резать, нужно острое лезвие - чтобы животное не мучилось". В мечеть в Смиловичах, куда... |
|