За 40 лет - от маршей к "Битлам". Как играет единственный в Беларуси женский духовой оркестр. 21.by

За 40 лет - от маршей к "Битлам". Как играет единственный в Беларуси женский духовой оркестр

01.11.2016 08:10 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Я не попадаю в ноты!» — «Главное, попадайте в ритм». «А как играть си бекар?», «Я теряюсь в пальцах»... Это бессчетная за 40 лет и третья с новым руководителем часовая репетиция единственного в Беларуси женского духового оркестра. Играют в коллективе исключительно сотрудницы могилевского ЦУМа. И инструменты в руки они взяли не денег ради, а для души.


То, что третий этаж в ЦУМе «музыкальный», никто из покупателей не знает, и вряд ли кто-то догадается, что продавцы здесь не только помогают выбрать мужскую и женскую одежду, но и играют марши. Да еще как! Во время репетиций звонкие звуки труб нет-нет да и прорываются из-за дверей актового зала.

Татьяна Василькова играет в уникальном оркестре все 40 лет его существования. Была продавцом женского трикотажа и играла на баритоне, а теперь работает в комплексе мужской и женской одежды и «доросла» до трубы. Ее она как-то носила домой внукам показать — напугала соседей. Больше не экспериментирует.

Татьяна Александровна пришла в оркестр на первые же пробы в 18 лет. Во всем коллективе она и тогда, и сейчас была самым опытным музыкантом — окончила школу по классу баяна, знала нотную грамоту. Остальные же были знакомы с музыкой только на школьных уроках.

— Набор начался в мае, а я пришла в августе. Геннадий Матвеевич Сахрай, первый руководитель оркестра, всех нас так увлек, — вспоминает женщина. — Это были удивительные, непередаваемые эмоции. Когда ты начинаешь извлекать звуки из инструмента, когда у тебя начинает получаться мелодия — это что-то невероятное.

Оркестр постепенно вырос из 15 человек до 35. Преподаватель музыкальной школы и по совместительству руководитель женского оркестра Геннадий Сахрай каждой подобрал инструмент по способностям, научил постановке губ и пальцев, с нуля обучил нотной грамоте. Татьяна Василькова вспоминает, что впервые оркестр сыграл на 8 Марта. И тогда же услышал первые возгласы восхищения и овации. Это было не лучшее выступление, уточняет продавец, но, наверное, самое важное публичное.




Татьяна Василькова (слева) с экс-руководителем оркестра Геннадием Сахраем.



А потом оркестр удивлял могилевчан на парадах. Ни одна демонстрация не обходилась без «девчонок в юбчонках», с гордостью вспоминают оркестрантки. И ведь они не просто здорово играли. Барабанщица, например, еще и тащила огромный тяжелый инструмент от площади Ленина до драмтеатра.

— Помню, в Минске в октябре — то ли 1977-го, то ли 1978-го года — был какой-то большой праздник с шествием. Мы тоже поехали. Был такой мороз, что приходилось заливать в трубы спирт, чтобы клавиши не залипали, — говорит Татьяна Василькова. — И вот идет по улице колонна духовых коллективов: сплошь мужчины — и мы, сотрудницы ЦУМа, в юбочках. Все очень удивлялись.

Женщины, играющие в духовом оркестре, всегда были уникальным явлением, говорит председатель профкома Елена Пускова. Она также пришла в оркестр в начале его образования, ничего не зная о музыке. Ей был 21 год. Елена Станиславовна играла на втором альте и очень старалась быстро научиться, чтобы строгий руководитель не ругал за фальшь.

— Я даже дома представляла, на какую клавишу нажать, чтобы правильно сыграть, — смеется председатель профкома. — Бывало, что в оркестре пересаживали с одного инструмента на другой, более сложный. Это было очень захватывающе — осваивать новое.


А однажды Елена Станиславовна сыграла на сельской свадьбе. Точнее, ей пришлось: отец подошел к приглашенным музыкантам и похвастался достижением дочери. Мужчины-духовики ему не поверили, и Елене пришлось доказать свои умения на деле.

— Наверное, я очень волновалась, поэтому сыграла не очень хорошо, но музыканты меня похвалили, — с улыбкой вспоминает женщина.

Сейчас в коллективе 14 человек. В основном старожилы. Но есть и «новобранцы». Кладовщица Светлана, например, попросилась в оркестр полтора года назад. Как и большинство оркестранток, ни на каких музыкальных инструментах она раньше не играла. А теперь осваивает малый барабан.


— Я полюбила его, а он меня. Я и дома тренируюсь. Ну как — поварешкой ритм отстукиваю, — смеется женщина. — Мне очень нравится играть, от этого настроение улучшается. Это радость, эйфория и вообще незабываемые эмоции.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Сейчас единственный в Беларуси женский духовой оркестр возглавил Денис Аюпов. Четвертый по счету руководитель коллектива — выпускник Академии музыки.

— Работал у Финберга, в филармонии, в Могилевской городской капелле, сейчас — в оркестре МЧС играю на валторне. Духовик по призванию и стилю жизни, — коротко рассказывает он о себе.

Новоиспеченный руководитель женского оркестра говорит, что уже три года возглавляет свой небольшой коллектив духовиков «Кавер банда» и давно работает ведущим мероприятий. Поэтому найти общий язык с дамами в оркестре для него труда не составило.

— Люди здесь отзывчивые, идут на контакт. Нет такого: не хочу что-то делать и не буду. Наверное, это потому что здесь любят музыку, хотят научиться новому и вообще играют от души, а не по принуждению, и это отражается на музыке, — считает Денис Аюпов.









Нового руководителя даже ветераны оркестра называют только по имени-отчеству и внимательно слушают указания, стараются. При этом репетиция проходит удивительно легко, с юмором и очень душевно.

— Мы нашли общий язык. Сначала будем стараться восстанавливать хотя бы в общих чертах то, что уже было сделано. До меня тут работали очень известные могилевские музыканты, состав оркестра был больше, была наигранность, которую утратили по разным причинам, — рассказывает Денис.

Знаменитую Back in the USSR легендарных The Beatles женский духовой оркестр с ходу «не взял». Но будет к этому стремиться. Далеко идущие планы руководителя оркестрантки поддерживают.

— Думаю, Денис Геннадьевич воплотит все свои задумки. Мы все надеемся, что и молодая кровь в оркестр вольется, — говорит Татьяна Василькова. — Невозможно жить, когда людьми двигают деньги, и только деньги. Это же ужасно. Должна же быть какая-то отдушина, которая помогает расслабиться и отключиться от проблем. Для меня это музыка. А моя труба — уже частичка моей души.


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика