…И чудеса вершатся на манеже
12.11.2016
—
Новости Общества
|
Когда заходишь в цирк не с парадного подъезда, поверьте, можно увидеть ещё большие чудеса, чем на цирковом манеже. Конечно, расписные карусели, деревянные качели, медовый пряник да воздушный шарик создают для зрителей атмосферу большого звонкого праздника. Ловкий жонглёр, играющий кольцами, дружный рёв полосатых тигров, весёлая музыка и свет прожекторов дарят восхищение и прекрасное настроение в любую погоду. …Но в это время совсем рядом с манежем, в цирковом «закулисье», за представлением наблюдает главный режиссер этого волшебного действа. Вряд ли многочисленный зритель заметит хрупкую, скромно стоящую здесь с внимательным взглядом красивых серых глаз женщину. И все же эти горячие хлопки зрителей, аплодирующих делающим сальто ловким акробатам, или танцующим вальс лошадкам, или гнущим подковы силачам, — это, прежде всего аплодисменты главному режиссеру Белорусского государственного цирка Алле Николаевой-Алиевой. Ведь без ее профессионального мастерства, без горячей души и творческого вдохновения, вложенного в создание цирковой программы, этот ежедневный и непростой труд смелых артистов не превратился бы в вечный праздник для взрослых и ребят. Вот и нынешняя шоу-программа «Триумфаторы арены» не стала исключением. Перед одним из цирковых представлений я поговорила с главным режиссером Белорусского государственного цирка Аллой Николаевой-Алиевой о творческой деятельности, цирковом искусстве и о многом другом. — Алла Анатольевна, почему вашей судьбой стал цирк? — Мои мама с папой были знаменитыми спортсменами в Советском Союзе: Ольга и Анатолий Пшонка. Они создали в Минске в те времена спортивную школу. Родители привили мне любовь к спорту. Я с отличием окончила Белорусский государственный институт физической культуры. Специальность — тренер по акробатике. Родители дали мне и музыкальное образование. И я им очень благодарна за это. Умею играть на фортепиано, аккордеоне, гитаре. И сегодня убеждаю артистов цирка в том, что они должны понимать музыку и ощущать ее прекрасный свет. Только в этом случае артист будет уникален и сможет отличаться от многих других. Мама и папа организовывали в свое время профессиональные массовые выступления учеников своей спортивной школы. Я всегда наблюдала за этим действом, благодаря чему, а также неимоверному, но прекрасному труду родителей у меня накопился большой опыт творческой постановочной деятельности. Училась я в среднеобразовательной школе № 109, что на улице Байкальской в Минске. В наше время в школе организовывались «Веселые старты». Как вы понимаете, я стояла перед выбором: акробатика в «Трудовых резервах» либо другие виды спорта: ролики, фигурное катание… Кроме того, одной из первых мне довелось вести в программах белорусского телевидения аэробику. Если еще говорить о цирке, то я с детства мечтала дрессировать пантер. Цирк всегда ассоциировался у меня с чем-то прекрасным. Думаю, что это получилось само собой. — Вы занимались не только спортивными танцами, вы первая в Беларуси женщина — мастер спорта по каратэ (второй дан). Вы всегда сможете защитить себя в сложной ситуации? — Каратэ — это образ жизни. Прежде всего — это внутренняя дисциплина, стремление совершенствовать свои знания и умения. Это работа над собой. — У вас есть сын, уже взрослый, как вы его воспитывали? — Воспитание честности, физической и интеллектуальной силы — вот что необходимо поставить во главу угла в воспитании маленького человека. Мой дом пропитан спортом и музыкой, у нас много книг по педагогике, психологии, кэмпо, танцам, акробатике. По-другому и быть не могло. Он продолжает меня, он тоже спортсмен. — А что вдохновляет вас на работу, никогда не сожалели о том, что стали режиссером? — Прежде всего скажу: я назвала бы это не работой, а вдохновением, образом жизни. Никогда не пожалела о своем выборе. Цирк — это движение, постоянное развитие, возможность придумать и реализовать свой мир, это неизменный творческий процесс. — За годы творческой деятельности вам довелось побывать во многих странах мира: Китай, Малайзия, Сингапур, Германия, США… — Увиденные многочисленные шоу на различных сценах и манежах сегодня помогают в моей профессиональной деятельности. Знаете, я не люблю современные конкурсы: там оценивают людей буквально за минутное их выступление перед зрителем. Но кто из «судей» знает, как создавался этот уникальный номер, какой должен быть характер у человека, сотворившего его, сколько он слез выплакал, чтобы вы или смеялись над клоунскими репризами, или поражались смелости его выступления?! Надо уметь оценивать не сиюминутный выход, а перспективу этого артиста. И здесь, в нашем родном цирке, я стараюсь это видеть, понимать и вдохновлять на этот подвиг артиста, выбравшего нелегкую, но все же счастливую судьбу — его величество цирк. — И все же, как вам удается «жонглировать» столь разными цирковыми жанрами? — Вся наша жизнь подчинена научным законам: физики, биомеханики, физиологии, воспитания, психологии… И понимание этого мне помогает в работе. Кстати, этому же учили в свое время студентов Института физической культуры. Многому я учусь у артистов цирка. Например, выступающие в нашей программе «Триумфаторы арены» известные дрессировщики Нестеровы рассказали мне о принципе педагогики для животных, который, поверьте, вполне применим и к людям: в дрессуре он называется иначе, но в мире людей известен как «динамический стереотип». — Вы придумываете, как обыграть светом падающий во время представления на манеж снег, как сгруппировать артистов в одном номере, как найти режиссерский ход подачи следующего номера, как помочь артисту в нем раскрыться… Наверняка вам присущ талант художника — умение рисовать образ? — Я убеждена, работа режиссера — это работа группы людей. Это как в известной и замечательной сказке о Репке: один тянет — не потянет, а все вместе создают волшебство. И, честно говоря, в цирке не бывает «я». Это труд большого коллектива. И я очень благодарна директору Белорусского государственного цирка, художественному руководителю, гастрольному отделу, всем, кто работает над воплощением наших цирковых номеров в жизнь на манеже, за взаимопонимание, трудолюбие, умение слышать друг друга и, несмотря ни на что, мечтать. — Алла Анатольевна, откроете ли вы секрет нашему читателю, по каким критериям или принципам вы отбираете артистов, чтобы создать с ними оригинальный номер? — Секрета никакого нет. Творить и создавать можно только с артистом, который сам заинтересован в этом, кто любит свое дело, кому интересно идти дальше. А если человек работает без души, то ничего у него не получится. Вы приходите в цирк, видите шоу-программу и чувствуете, как работает артист — с вдохновением или нет. По такому же принципу работаю и я: пытаюсь достучаться до сердца артиста. Только в этом случае можно создать что-то новое, интересное для зрителей. Потому мы, режиссеры, и делаем все возможное для того, чтобы не угасали добрые цирковые традиции, а на манеже работали талантливые люди и сверкали интересные номера. И радует то, что белорусские артисты завоевывают серебро и золото на престижных международных конкурсах и фестивалях. — Вы выступаете на цирковом манеже больше тридцати лет. Недавно в «Академии клоунов» в нашем цирке обворожительную Аллу Николаеву-Алиеву зрители видели в номере «Слон-парикмахер»… — Да, так вышло. В этом номере не было ассистента, и я выполнила эту роль. — И все же, что для вас цирк? — Для меня цирк — это всегда любовь зрителей. Ни в одном виде искусства нет столько зрителей разных возрастов. Мы объединяем и взрослых, и детей. Дети становятся взрослее благодаря нашим программам, а взрослые вспоминают детство и становятся добрее. — Алла Анатольевна, не могу не спросить у вас о новогодней программе, которая ждет минчан и гостей нашей столицы в декабре. — Пусть для всех наших зрителей, которых мы очень любим, это останется загадкой. Скажу только, что вас действительно ждет волшебная, добрая и захватывающая своим увлекательным сюжетом новогодняя история. Это сказка с Дедом Морозом, Снегурочкой и… невероятными приключениями. Поверьте, на манеже будут вершиться настоящие чудеса! Беседовала Ирина Бурак, фото из личного альбома Аллы Николаевой-Алиевой Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Когда заходишь в цирк не с парадного подъезда, поверьте, можно увидеть ещё большие чудеса, чем на цирковом... |
|