Как найти работу мечты: советы опытного HR
07.12.2016 09:00
—
Новости Общества
|
В Беларуси выросло поколение людей, которое в большинстве своем не знает, чего хочет, утверждает создатель первого белорусского Центра профессиональной ориентации и планирования карьеры "Мэта" Алена Шиенок, с которой пообщалась корреспондент Sputnik Вера Дашкевич. Шиенок — дипломированный психолог и HR-директор c внушительным опытом. Работала с персоналом, в том числе на топовых позициях, в крупном столичном отеле, компании мобильного оператора, сети ресторанов быстрого питания. "Меня очень коробило, когда в KFC приходили люди с хорошим высшим образованием — БГУ, нархоз — и были согласны жарить картошку за 500 рублей. Причем они приходили не потому, что они хотели построить карьеру в сильной компании или дорасти до директора ресторана — это как раз правильная мотивация — а потому, что больше их никуда не берут. И вот получается, что человек, находясь в том возрасте 22-25 лет, когда он должен меняться и развиваться, идет трудиться "куда возьмут", потому что не видит цели. Это настоящая беда", — рассказала Алена. Вторая большая проблема, по ее мнению, — это отсутствие на рынке хороших работников. Даже в кризис и в условиях нарастающей конкуренции найти подходящего сотрудника для серьезных компаний остается проблемой. Нет цели — нет работников — нет экономики Ни деньги, ни соблазнительные соцпакеты не помогают солидным компаниям найти подходящего сотрудника. На рынке мало профессионалов, готовых и способных работать эффективно, делится опытом HR-специалист. "Почему претенденты не дотягивают до требований, которые формулирует рынок и работодатель? Потому что чаще всего они выбирают профессию и ищут работу неосознанно. Поступили на экономику или на психолога и плывут по течение. Копать не будут и в принципе не задумываются, куда им развиваться", — объяснила Шиенок. Такие работники не заинтересованы демонстрировать ни профессиональные компетенции, ни личные качества. В итоге страдают все: человек, который тяготится работой, компания, которая оказывается лишена эффективного сотрудника, и экономика в целом. Шиенок настаивает: нет плохих работников. Есть подходящие и неподходящие конкретному человеку занятия и форматы работы. А также есть повальное непонимание людей, чем они хотят и могут заниматься. Собственно, чтобы помочь белорусам определиться с целеполаганием, Шиенок и придумала Центр профориентации. Профориентация в школе не справляется До того, как стать менеджером по персоналу, Шиенок успела поработать в школе. Потому о том, как устроена работа по профориентации подростков, она знает не понаслышке. "Максимум, что делают школьные психологи и социальные педагоги — это проводят стандартный тест по профориентации. По сути, они определяют профессии по принципу — какие области тебе интересны: "человек-человек", "человек-техника" и так далее. И ребенку порой внушают, что, к примеру, он может быть психологом или актером. Но я здесь вижу серьезную проблему. Потому что психологи не в курсе рынка труда, современных тенденций и профессий, наполнения профессий и потребности в этих профессиях", — заметила Шиенок. Среди клиентов "Мэты" сейчас как раз есть 11-классница, которой несколько лет назад на занятиях по профориентации посоветовали пойти в актрисы. Девочка настроилась, а мама засомневалась и попросила еще раз протестировать ребенка. "И вот получилась ситуация: до ЦТ 4 месяца, а девочка не знает, куда поступать. Да, у нее есть юношеский максимализм: мне не нужны деньги, я хочу творить. Но когда мы с ней начали копать, что за этим стоит, получилось, что она хочет хорошую квартиру, машину, хочет офис. Она видит перед глазами пример успешной мамы-предпринимателя. Девочка тоже совершенно коммерческого мышления. И в итоге, думаю, она выберет специальность, связанную с маркетингом", — рассказала Алена. Она подчеркивает, что избегает термина профнепригодность. Шиенок убеждена, что при наличии цели, желания и амбиций человек может добиться результата в любой сфере. Но он должен четко понимать, что и для чего он делает. Работа мечты Раньше все стремились в юристы и экономисты, сейчас — в айтишники. Среди подростков, по наблюдениям Алены, популярны также рассуждения на тему, как круто быть блогером или фотографом. Мода может влиять на выбор. Так же как и деньги. Но в обоих случаях человек должен четко осознавать, чем и зачем он будет заниматься. "Главное — осознанность. Человек должен понимать, зачем и куда он идет. Если он понимает, он не будет инертно или стихийно реагировать. Если такой человек в какой-то момент поймет, что эта работа ему не подходит, он примет самостоятельное решение и не будет тратить на него дополнительные силы, искать какие-то мотивации. Гораздо хуже, если человек не понимает, что он делает. В этом случае он будет постоянно сопротивляться. Он все время будет ныть и создавать проблему работодателю. Несчастливые сотрудники выгорают сами и выжигают все вокруг", — поделилась наблюдениями из своего опыта Алена. Шиенок подчеркивает, что она не ищет работу своим клиентам. Она помогает разобраться в исходной ситуации и захотеть — работать, зарабатывать, развиваться. Как психолог анализирует возможности и потребности человека, как HR с опытом помогает выстроить карьерный путь с учетом личностных данных. "У меня нет цели искать им работу, я не кадровое агентство. Я даю удочку. Моя главная задача в том, чтобы у человека в голове начала формироваться осознанность по поводу его жизни. Чтобы он, наконец, нашел ответ на вопрос — для чего он здесь и что делает", — подвела итог создатель Центра профориентации. Свой Центр Алена открывала для подростков и их родителей, но пока более частыми потребителями ее услуг становятся 35-40-летние потерянные взрослые, которые вроде хотят работать, но так и не определились кем. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Первый белорусский Центр профессиональной ориентации и планирования карьеры открывали в расчете на подростков, но все чаще вынуждены работать со взрослыми |
|