Первый белорусский трамвай. 21.by

Первый белорусский трамвай

10.12.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Для современного городского жителя трамвай — не самое быстрое средство передвижения. Но именно он стал первым городским транспортом и являлся главным на протяжении нескольких десятков лет. История первого белорусского трамвая началась 120 лет тому назад, когда Витебская городская управа приняла к рассмотрению планы строительства «конно-электрической железной дороги». В 1896 году Витебск — небольшой губернский городок с населением около 70 тысяч человек и мелкой промышленностью, где лишь несколько улиц мощены камнем, а основной транспорт — телеги да конные пролетки извозчиков. Зимой передвигались на санях.


Из трех представленных проектов Витебской городской управой был выбран вариант французского предпринимателя Фернана Гильона, который представлял бельгийский холдинг L’Union des tramways («Союз трамваев»). Согласно подписанному договору, Гильон должен был

«…на свой счет и риск устроить в городе Витебске электрическую железную дорогу (трамвай) с подвижным составом и всеми к ней принадлежностями, причем им должны быть приняты меры к обеспечению безопасности публики». Концессия и право на эксплуатацию трамвая передавалось на 40 лет. За это Гильон был обязан ежегодно с каждого вагона платить в городскую казну 30 рублей в первое десятилетие, 40 — во второе и 50 рублей в последующие годы. Кроме этого, заключив договор, Гильон предоставил залог в 10 тысяч рублей. После окончания срока концессии трамвай переходил в коммунальную собственность.


Историю трамвая принято вести с 1832 года, когда по рельсам, проложенным на улицах Нью-Йорка, пошел вагон на конной тяге. Новый вид транспорта стал развиваться довольно быстро, в Париже такие трамваи появились в 1853 году, в Лондоне — в 1860‑м, но уже тогда было ясно: лошади не решат проблему городского транспорта. Содержать большие конюшни было накладно и неудобно, да и лошадь не могла работать больше 4–5 часов в день. Инженеры принялись искать выход.

Были попытки использовать в механической тяге сжатый воздух или газ, затем попробовали использовать в городском транспорте паровозы, которые уже вовсю курсировали между городами. В самом старом в мире лондонском метрополитене, первая линия которого пущена в 1863 году, именно паровозы тянули за собой вагоны, но их шум и дым мешал городскому комфорту. В 1872 году в Сан-Франциско создали канатный трамвай, который функционирует и сегодня, но он, хотя и был тихим и чистым, технически являлся слишком сложным.


Над данной проблемой работали и в России. В 1880 году инженер Фёдор Пироцкий разработал моторный трамвайный вагон на электрической тяге и провел ряд испытаний в Санкт-Петербурге. 22 августа петербуржцы с удивлением наблюдали, как вагон конки, управляемый Пероцким, двигался без всяких лошадей с приличной скоростью. Сначала инженер ездил сам, а затем пригласил всех желающих. Восхищенные зрители увидели, как вагон с двигателем мощностью в четыре лошадиные силы шел по рельсам, приспособленным для передачи электроэнергии, вез 40 пассажиров и развивал скорость до 12 километров в час. Трамвай двигался с разной скоростью, останавливался и тут же снова начинал ход в обратную сторону. Восторгу свидетелей этого события не было предела. Для Фёдора Пероцкого это был день триумфа. О данном факте писали газеты, журнал «Электричество», «Российский инженерный журнал».

Однако новинку не поддержало Петербургское общество конно-железных дорог, так как не желало тратиться на пере­оборудование своих вагонов под электрическую тягу. Изобретение Пероцкого так и осталось экспериментальным, к тому же за год до этих испытаний,  в 1879 году, на Германской промышленной выставке был продемонстрирован трамвай Вернера Сименса. Скорость того локомотива с четырьмя прицепными вагонами по шесть мест в каждом была немногим более шести километров в час. За четыре месяца работы выставки трамвай Сименса перевез 86 тысяч пассажиров, и неудивительно, что после такого успеха началось строительство трамвайной линии в пригороде Берлина, которая была открыта в 1881 году.


Первый электрический трамвай в Российской империи появился 9 мая 1892 года. В 1896 году трамваи начали ходить на улицах Нижнего Новгорода. В том же году было начато строительство трамвайных линий в Витебске. За неполных два года на четырех участках трамвайных линий общей протяженностью 5 километров 150 метров были положены рельсы немецкой фирмы «Бохум». Пути прокладывали одиночными разъездами и только на площадях и широких участках дороги — двойными. На всей протяженности установили электрические фонари. В Витебске была построена электростанция мощностью 425 киловатт. Она работала на дровах и нефти и снабжала электричеством не только трамвайную линию, но и губернаторский дворец, штаб Двинского военного округа, суд, больницу, гостиницу и театр. Для размещения подвижного состава было построено депо на 42 вагона. В парке насчитывалось 18 моторных и 15 прицепных вагонов, произведенных в Бельгии и Германии. В каждом моторном вагоне было 20 мест сидячих и 12 стоячих.

18 июня 1898 года торжественно, под звуки «Трамвайного марша», специально написанного для этого великого для губернского города события местным композитором Отто Крамером, посвященного Фернану Гильону, в Витебске началось трамвайное движение. Следует заметить, что по Москве трамвай пошел только через год — в 1899 году, а в Санкт-Петербурге трамвайное движение началось в 1907‑м.

Нам сегодня сложно представить чувства, которые охватывали первых пассажиров трамвая. Многие любопытные граждане как на аттракционе по нескольку раз с восторгом катались в грохочущем вагоне по маршруту туда и обратно. Трамваи ходили по четырем маршрутам с 7 утра до 9 вечера, с интервалом в 12–15 минут и со скоростью не более 14 верст в час. Проезд для взрослых стоил 5 копеек, для учеников в форме — 3. Билеты продавал кондуктор. И когда все места были заполнены, людей в вагоны не пускали, также вход возбранялся для нетрезвых и плохо одетых. В вагоне нельзя было курить и провозить собак. Только за первый год эксплуатации трамваи Витебска перевезли более 1 миллиона 887 тысяч пассажиров и принесли акционерам немалый доход.

Были в тех первых трамваях и свои недостатки. К примеру, водитель управлял трамваем, стоя на открытой площадке, от дождя, ветра и снега его укрывала только крыша. Столбы контактной сети находились рядом с рельсами, и кондуктор, стоя на подножке, рисковал на ходу получить удар. Но в то время это был первый настоящий городской транспорт, воплотивший в себе самые передовые технологии и достижения электротехники, — результат труда изобретателей, инженеров и рабочих.

Несколько из тех первых трамваев стали в Витебске памятниками, есть там и музей истории этого вида транспорта. Витебский трамвай — это уже настоящая историческая эпоха. И хотя за более чем вековую историю существования трамвай, как и его линии, изменился кардинально, он и сегодня остается одним из символов спокойного течения городской жизни.

Сергей Кирик

 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для современного городского жителя трамвай — не самое быстрое средство передвижения. Но именно он стал...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика