"Через полтора-два года бумажных журналов не будет": как в школах вводят электронные дневники
15.12.2016 14:46
—
Новости Общества
|
В 2013 году проект «Электронная школа» впервые протестировали на десяти минских школах. C этого года его начали внедрять в школы по всей стране. Электронные дневники уже работают в ста школах, три из них, в Советском районе Минска, и вовсе отказались от бумажных дневников. К 2020 году системой электронных дневников планируется охватить до 70% белорусских школ. Как работает система, почему успеваемость учеников повышается на 10% и что можно будет узнать, когда все оценки будут в одной базе, TUT.BY посмотрел на примере минской гимназии № 7. Электронные дневники и журналы — бесплатны для всех школ и родителей. Но дополнительные функции — аналитика, оповещения и возможность написать учителю сообщение в чате — предоставляются за дополнительную плату. Директор гимназии № 7 Лариса Смагина еще год назад предупредила родителей и учителей, что гимназия будет переходить на электронную систему выставления оценок. Но процесс затянулся. И тут с предложением пришел Андрей Мельников — менеджер компании «Образовательные системы», которая и получила ту самую пока единственную лицензию. Директор признается, что согласиться на эксперимент их подтолкнул бонус: бесплатные планшеты каждому учителю для проекта. Но в реальности оказалось, что планшеты маленькие и пользоваться ими неудобно. — Если бы я с самого начала знала, я бы испугалась: а где я возьму столько компьютеров? Как будут заполнять журналы те, у кого компьютеров нет? Спасло то, что гимназия и так хорошо оснащена: в кабинетах учителей стоят компьютеры, ими они сейчас и пользуются при заполнении электронного журнала. Те же учителя, у которых компьютеров нет, пользуются выданными планшетами. О переходе на электронные дневники директор гимназии-рекордсмена говорит скромно: «У нас получается неплохо, но не идеально, еще много надо сделать». Тем не менее, гимназия, начиная с пятого класса, перешла на электронные дневники за рекордное время — полтора месяца. Рост успеваемости на 10% и безопасность данныхЭлектронный дневник решает проблему коммуникации учителя с родителями и сокращает документов, объясняет методист гимназии № 7 Татьяна Божкова. Кроме того, электронный журнал обеспечивает прозрачность процесса: исправить оценку может только классный руководитель с обязательной датой исправления и пометкой. Вместо росписи по пятницам родитель делает клик-подтверждение, что информация просмотрена. Это исключает возможность подделки подписи родителя. Программа представляет собой сайт, где у каждого пользователя есть свой личный кабинет. Ключи для входа предоставляет директор поименно. Кроме того, директор назначает модератора, у которого, как и у него, есть право доступа в журналы всех классов. У учителей есть доступ только к журналам классов, в которых они преподают и только к своим предметам, ученик видит только свой профиль, родителям тоже доступна только страница их ребенка. Доступ к журналу всего класса его у классного руководителя. Коды родителям выдают учителя. — Нет ни одного лишнего пользователя, который зашел на сайт или получил доступ по ошибке, — заверяет Андрей Мельников. В день по стране ставят около 1 млн оценок по стране. По электронной системе сейчас проходит 43 тысячи отметок в день, а в отдельные дни — по 80 тысяч отметок в день. В одной школе за неполный день выставляется 830 отметок. В будущем на основе собранной информации со всей страны можно будет увидеть загруженность классов и учителей, успеваемость школьников по всей стране. Можно будет заметить, если падает успеваемость по предмету, и разобрпаться в причинах. Еще один плюс — как показывает практика, после введения электронных дневников успеваемость в классах повышается на 10−12%, средний балл — на 0,5−1,7 баллов. Это связано с тем, что родитель видит домашние задания, и это не зависит от того, записал ли его ребенок, не забыл ли он дневник. Кроме того, в электронном дневнике учитель может напрямую обратиться к родителю. «Дети размещали фотографии, как „Вконтакте“, и спрашивали, как дела»Ольга, мама пятиклассницы Ульяны, стала пользоваться системой на следующий же день после запуска и говорит, что вникла в принцип работы моментально. Она пользуется электронным дневником прямо в телефоне, говорит, что заходит каждый день. Ольге доступны комментарии для родителя. Ольга рассказывает, что с появлением электронного дневника ей стало проще отслеживать оценки дочери и узнавать домашнее задание. — Ребенок может что-то не учесть, не записать или записать не так, просто не успеть или не услышать. Поэтому по бумажному дневнику это было сложнее контролировать. Плюс электронный дневник незаменим, если ребенок болеет и не посещает школу. Ульяна электронный дневник видит редко. Ольга ограничивает дочку в пользовании гаджетами, поэтому Ульяна по-прежнему заполняет бумажный дневник. Но система, по словам Ольги, Ульяне очень нравится: она может пролистать свои оценки, посмотреть домашнее задание с прикрепленными файлами. Ольге, как и всем родителям, также предложили расширенный пакет электронного дневника: там есть смс-оповещение о каждой оценке и пропуске, успеваемость ученика, сведенная в единую таблицу, моментальные оповещения о комментариях и замечаниях, а также возможность прислать личное сообщение учителю. Помимо смс, новости могут приходить по электронной почте. Услуга стоит 13,9 рублей в четверть. Этот пакет Ольга собирается купить. Пока же она видит только расписание, домашнее задание и оценку с пометкой учителя. Комментарии учителя открываются раз в неделю, в пятницу после 18 вечера, после того как Ольга кликнет графу «просмотрено». — Система очень близка к социальным сетям, и все мы уже давно в них, поэтому переход был легкий. Поначалу дети даже не поняли, что это дневник. Им показалось, что это еще одна соцсеть, и они размещали фотографии на аватарки, как «Вконтакте», писали друг другу на стене сообщения, спрашивали, как дела. Но потом директор сказала, что дневник — это рабочая зона, и ввела ограничения, — говорит Татьяна Божкова. Из удобств: журнал позволяет увидеть уровень каждого ученика — система сама анализирует оценки. По диаграмма успеваемости класса видно, кто лучше, а кто хуже учится. Минусы: дублирование журнала и маленькие планшетыИз минусов методист отметила временную необходимость заполнять два журнала — электронный и бумажный. — Дублирование убивает ценное время, но неудобства перевешивает возможность в электронной версии видеть сразу все классы, всех учеников. Плюс журнал есть всегда: его невозможно потерять, с опозданием принести на урок. Кроме того, в электронном дневнике в домашнем задании можно сразу дать ссылки на необходимые документы, прикрепить видео или аудиофайл. Например, план анализа произведения. Вот журнал восьмого класса. Напротив фамилии и предмета стоит «двойка» и комментарий по сноске подпись «восемь ошибок». Поначалу учителя старой закалки были против нововведения, не скрывает методист, но отмечает, что отпугивала их скорее опасность не разобраться в системе. — Но все понимали, что надо идти в ногу со временем. Других у нас не бывает: все учителя современные. Когда втягиваешься, все делается очень быстро: даже можно скопировать домашнее задание и выставить его по всей параллели. Еще одним минусом гимназия называет также «прокол» с планшетами. Оказалось, что они маленькие (диагональ 7 дюймов), и пользоваться ими для заполнения журнала, сложно. — У многих учителей плохое зрение, и для них это слишком маленький экран. К тому же там не такой мощный процессор, и он тормозит, — говорит Татьяна Божкова. От бумажных дневников гимназия не отказалась, но в будущем хотели бы это сделать. Процедура отказа занимает время: нужно обратиться в районное управление образования, приложив заключение, выданное компанией-поставщиком о том, справляется ли школа с электронными дневниками. Тогда и будет принимается окончательное решение. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О том, как работает система электронных дневников, почему успеваемость учеников повышается на 10% и что можно будет определить, имея все оценки в одной базе, TUT.BY...
|
|