Окнами на Проспект. "Каравай" и дом №13, где находится кинотеатр "Центральный". 21.by

Окнами на Проспект. "Каравай" и дом №13, где находится кинотеатр "Центральный"

15.03.2017 08:13 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Архитектор Галина Левина о мастерской отца, где создавалась «Хатынь», соседстве со скульптором Заиром Азгуром и деталях минской жизни 1970-х, когда во дворах играли в «слипа», а на проспекте крутили киноролики «На экранах Беларуси».

Биография города складывается из наших частных историй. Проспект Независимости и его жители — одна из глав. Каким знают центр Минска те, для кого он больше, чем список достопримечательностей второй половины XX века? Об этом новая рубрика TUT.BY «Окнами на Проспект».

«Мастерская — особый творческий мир. Накурено и очень жарко»

Магазин «Каравай». Знаменитый дом, на фасаде которого медальоны с изображением голубей. Колоннада, ступени, и мы у двери в мастерскую, где договорились встретиться с архитектором Галиной Левиной — дочерью Леонида Левина.

— Это мастерская, где создавалась «Хатынь», — поясняет она, пока мы, как на экскурсии, рассматриваем архивные снимки и макеты теперь уже известных зданий.

Часть мастерской — мемориальный кабинет. Это пространство, где находится рабочий стол Леонида Левина (1936 -2014). Он один из создателей «Хатыни», архитектор монументальных композиций в парке Янки Купалы и на площади Якуба Коласа (всё в соавторстве с Юрием Градовым), мемориала «Яма» и многих других в Минске и городах Беларуси.


— Первые воспоминания о мастерской — детские?

— Мне было доверено ответственное поручение — доставка домашних обедов. Брала баночки с салатами, винегретом, супом, садилась на троллейбус и ехала до площади Победы, — вспоминает Галина Леонидовна. — Мастерская — особый творческий мир со своими отношениями, атмосферой, со своими запахами. Накурено и очень жарко. Раньше здесь была котельная. Коллектив — мужской. Рубашки снимали и работали в майках, их еще смешно так называют — алкоголички.

Вспоминает рассказы отца, как во время работы над мемориальным ансамблем «Хатынь» в мастерскую приезжал Петр Машеров. Ему открывали «парадную дверь» — из подъезда дома N 36. Сейчас главный вход — с улицы.

Одним из многочисленных почетных гостей мастерской Левина был и архитектор Михаил Барщ — автор того самого дома, где мы беседуем. Заехал сюда после экскурсии в Хатынь. О той встрече 5 января 1969 года Леонид Менделевич оставил запись: «Московский архитектор М. Барщ — автор застройки площади Победы, в то время — Круглой. Сидит с нами за столом. Худой, невысокого роста…»


История дома
Адрес: проспект Независимости, 36
Архитектор: Михаил Барщ
Год постройки: 1952

Автором проекта знаменитых домов у площади Победы стал московский архитектор Михаил Барщ — профессор Московского архитектурного института. В конце 1920-х годов московский планетарий, построенный по его дипломному проекту, стал событием авангардной архитектуры.

Свою работу над восстановлением главного минского проспекта Михаил Барщ описал в воспоминаниях:

— Какое чудное время я провел в Минске! Я сижу в маленьком номере гостиницы, непрерывно делаю эскизы новых домов, детали, шаблоны. Потом иду в мастерскую, где работают мои помощники, мои бывшие студенты… (цитата по книге «Минск. Проспект Независимости»).








«Первое путешествие — в аэропорт. На самолеты смотреть»

— Сегодня, когда оглядываюсь назад, понимаю, что почти вся жизнь на Проспекте. Но с такой же любовью отношусь к типовой хрущевке в доме по улице Гая. Несколько лет прошло там, — продолжает рассказ Галина Левина, шутит: — А началось всё с Независимости, 44, где я была задумана моими родителями.


С родителями Леонидом Левиным и Натальей Афанасьевой. Февраль, 1979. Фото из личного архива Галины Левиной

Но особые воспоминания связаны с домом, где находится кинотеатр «Центральный». И дело не в адресе. Там — детство, начальная школа.

В доме № 13 cемья Леонида Левина жила в квартире, которая прежде принадлежала другому архитектору — Сергею Ботковскому. Одно из зданий Минска, с которым ассоциируется его имя, стеклянный павильон ВДНХ на ул. Я. Купалы (совместно с Юрием Градовым и Леонидом Левиным).


В гостях у бабушки и дедушки на Новый год. 1 января 1971 года. Фото из личного архива Галины Левиной

— Заходишь в подъезд, засовываешь палец в дырочку дверки почтового ящика. Проверяешь, есть ли письмо. Поднимаешься по лестнице на этаж. Мы жили на пятом. Дальше — чердак, там темно, страшно. Торопишься открыть дверь квартиры. Ключ на веревочке висит на шее, — воссоздает Галина Леонидовна то детское ощущение «улица-подъезд-квартира».

Скульптор Заир Исаакович Азгур, его супруга — художник Галина Гаврииловна, призер Олимпийских игр Михаил Кривоносов, актер и режиссер Леонид Рахленко — легенды. И соседи.

— Храню книгу воспоминаний Азгура, это его подарок мне. Оставил автограф — «Дед Заир», — вспоминает Галина Леонидовна. — Помню ощущения от их квартиры — большая, просторная, окнами на проспект. У Азгуров была замечательная собачка — черно-белая спаниелька. И когда Заир Исаакович выходил на прогулку, она была как повод заговорить с ним.


В отличие от квартиры Заира Азгура, окна Левиных выходили во двор.

— Парады смотрела с балкона у кого-нибудь из соседей. Или нашей детской компанией собирались на улице.

В этом же доме состоялось музыкальное прослушивание Галины Левиной. Родители пригласили в гости «экзаменатора» — композитора Игоря Лученка.

— Игорь Михайлович вынес вердикт, что я пригодна к занятиям в музыкальной школе. Другое дело, насколько мне это было интересно. Но от учебы остались хорошие воспоминания. Школа находилась в Доме офицеров. Зимой, после уроков, катались с горки на нотных папках. Она у здания, которое не так давно было возвращено Белорусскому Экзархату. И как мы не вылетали на проспект?

Монументальные здания проспекта расположены так, что двор защищен от суеты магистрали. Это создавало иллюзию «своей территории», где всё знакомо и все знакомы.

— На первом этаже дома, у лестницы, был вход в квартиру дворника. В нашем и соседнем дворе работали очень колоритные личности. Они были заметны. Всегда при деле, — вспоминает Галина. — Сегодня с мужем (архитектор Александр Копылов — TUT.BY) живем в районе площади Победы. Но уже нет той атмосферности минских дворов, которая была когда-то. Они становятся проходными-проездными, каждый может стать жертвой машинного вторжения.


«Игры нашего двора» — отдельный повод для ностальгии.

— Когда учились в начальной школе, играли в «слипа». Сейчас думаю, что название от английского глагола «sleep». По правилам, нужно было искать друг друга с завязанными глазами. Маршруты намеренно выбирались не простые, а с препятствиями. Спускались по лестницам в подвалы, лазили по каким-то металлическим ограждениям. Довольно экстремально все это было…

В соседнем дворе на улице Урицкого (современное название — Городской Вал) находилось швейное ателье. Но в детском воображении — «сокровищница».

— У входа стояли холщовые мешки с обрезками тканей. Нужно было привстать на цыпочки и подпрыгнуть, чтобы достать лоскуток.

Дети 1960-х, конечно, не могли знать слова «трейлер». Но смотрели их на проспекте около магазина «Подписные издания» (сейчас «Белкнига»). Он находился на первом этаже дома № 14.

— Там стоял киоск, где продавались билеты в кино. Рядом висел экранчик, где показывали анонсы фильмов, которые выходят в прокат. Обычно собиралось много людей. Прибегали дети из соседних дворов. Для нас это было любимое действо, развлечение.

«Чаравічкі», «Детский мир», «Табак» — названия магазинов, которые остались в памяти. Они были на первых этажах домов № 12, 13, 14. Но там уже давно другие вывески. Поменялись и названия многих кафе, ресторанов.

— Там, где сегодня кафе «Безе», была кулинария. После школы иногда заходили туда. Но однажды съела так много порций желе, что отравилась. С тех пор не люблю желе.

Одно из первых самостоятельных знакомств с городом — поездка в аэропорт.

— Родители много работали. Это накладывало отпечаток и на меня. Была самостоятельным ребенком. Летом, когда смеркалось, любила ездить в аэропорт, посмотреть на самолеты. Садилась на троллейбус и до конечной. Такое у меня было путешествие.


История дома
Адрес: проспект Независимости, 13
Архитектор: Михаил Осмоловский, Геннадий Баданов
Год постройки: 1950 — 1954

В начале XX века на месте жилого дома с кинотеатром находилось здание частной фельдшерско-акушерской школы доктора Гутцайта (адрес на то время — ул. Захарьевская, 51). Кинотеатр «Центральный» был открыт в 1954 году. По соседству с ним, там, где сегодня ювелирный магазин «Чараўніца», был обувной — «Чаравічкі».

Один из авторов проекта дома № 13 Михаил Осмоловский написал об этой работе в журнале «Архитектура СССР»: «Композиционным центром дома является вход в кинотеатр; он представляет собой глубокую лоджию, оформленную системой арок».








«Проспект — и луч, и меч»

В завершении беседы прошу сравнить восприятие центра города тогда — ребенком и сегодня — архитектором.

— Проспект — и луч, и меч, который снес многие исторические здания XIX века. И нет смысла искать правых и виноватых. Сегодня нам легко рассуждать… Мне близка позиция сохранять различные страницы истории Минска. Как бы мы не хотели вырваться из бараков, но сносить последние, которые остались в городе, неправильно. Я о тех зданиях, что в районе музыкального театра. Не имею в виду, что их нужно продолжать использовать как жилье. Но сохранить как тип здания, в память о конце 1940-х. Ведь тогда, в разрушенном городе, бараки дали шанс вернуться к нормальной жизни. А пока мы наблюдаем, что в архитектуре города утрачивается преемственность. Можно утверждать: какой хороший проспект! И весело вспоминать, как нам нравилось там гулять в детстве, морожко кушать. Но при этом застраивать дворы объектами, которые уничтожают облик центра.


Как ни странно, но при всей монументальности проспект хрупкий и беззащитный. Снос здания музея истории Великой Отечественной войны. Это же трагично… Архитектура Георгия Заборского. Эта постройка была выполнена не в том стиле, в котором мы привыкли его воспринимать. И она потеряна. Если бы архитектурный ансамбль проспекта Независимости вошел в список ЮНЕСКО, стало бы спокойнее, конечно. Хотя он уже нарушен… Сегодня, чем дальше отодвигаемся от времени, когда отстраивался проспект, тем очевиднее его значимость. Представьте, как интересно было бы открыть музей-квартиру в одном из домов. Показать планировку, рассказать о советском быте 1950-х, судьбах жильцов. Ведь есть о ком рассказать.

— В Минске говорят: «поехать в центр», «я в центре». Для вас центр города — это…

— Недавно совершенно случайно оказалась во дворе тринадцатого дома — очень сильное чувство было. Как будто переключила передачу, переместилась из «сейчас» в «тогда». И все-таки центр Минска — это не какая-то определенная точка. Скорее — движение по проспекту. В детстве у нас с папой была игра — считать, сколько прохожих в одинаковых костюмах встретим за одну прогулку. Такая вот несерьезная жизнь при всей серьезности объектов, над которыми работал отец.

— Тренировал умение воспринимать действительность с юмором?

— Скорее чувствовать и любить жизнь. Видеть детали. Это всегда было свойственно ему.


Галина Левина — архитектор. Лауреат Государственной премии Республики Беларусь за создание архитектурного ансамбля в Давид-Городке. Также по ее проектам построена синагога в Минске, реконструированы здания XVIII — XIX веков в Минске, Воложине, Полоцке и других городах.

 
Теги: знакомства, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Каким знают центр Минска те, для кого он больше, чем список достопримечательностей второй половины XX века? Об этом новая рубрика TUT.BY "Окнами на Проспект".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика